Без грусти за «одноклассниками»
Продолжение блокирования российских соцсетей необходимо, недостаточноЗа блокирование российских соцсетей в Украине — и Верховная Рада, и СБУ. В парламенте постановление о поддержке продления срока применения санкций в отношении «ВКонтакте» и «Одноклассники» поддержали 248 народных депутатов.
«+1 голос за продление запрета российских соцсетей — мой, — написала на «Фейсбуке» заместитель главы президентской фракции «Слуга народа» Галина Янченко. — С начала российской агрессии в Украине соцсети и телеканалы были и остаются настоящим оружием для России. Используя их, РФ профессионально «пудрит мозги» читателям и зрителям, бессовестно манипулирует, распространяет фейки и сеет панику.
Мы все еще уязвимы к фейкам. К сожалению, люди склонны верить фейковой информации в соцсетях, потому что доверяют друзьям и родственникам, которые ее распространяют. Поэтому запрет работы российских соцсетей и ТВ — это действительно необходимый и логический шаг».
Блокировка в Украине «ВКонтакте» и «Одноклассники» началась три года назад — в мае 2017 года тогдашний президент Украины Петр Порошенко ввел в действие соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны. Решение о блокировании базировалось на необходимости защитить украинское информационное пространство от гибридных атак со стороны РФ. Согласно президентскому указу, украинские интернет-провайдеры обязаны блокировать доступ к российским интернет-ресурсам, попавшим в список санкций.
Правозащитные и журналистские организации тогда возмущались: «Репортеры без границ», Human Rights Watch, Freedom House выступили с критикой этого шага. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг тогда констатировал: «Украинская власть четко отметила, что блокирование этих сайтов является вопросом безопасности, а не свободы слова».
Европейский Союз сначала выражал обеспокоенность санкциями по отношению к российским соцсетям, но потом в ЕС признали, что в данном вопросе защита нацбезопасности является прерогативой украинского правительства.
WWW.THEWEALTHADVISOR.COM
С начала введения запрета, посещаемость «ВКонтакте» в Украине упала более чем в пять раз, а соцсети «Одноклассники» — более чем втрое. По данным Интернет-ассоциации Украины с сентября 2016 по сентябрь 2019 г. доля украинских интернет-пользователей, которые ежедневно посещают «ВКонтакте», упала с 54% до 10%. За тот же период этот показатель для «Одноклассников» снизился с 35% до 10%.
В следующем периоде — то есть в текущем году — тенденция, скорее всего, сохранится.
«Анализ информационной составляющей эффективности запрета российских соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» свидетельствует о положительных результатах примененных ограничительных мер», — так Служба безопасности Украины в феврале текущего года оценила результаты блокировки. СБУ констатировала, что прямым следствием введения санкций стало сокращение украинской аудитории на запрещенных информационных ресурсах, благодаря чему существенно сузилась целевая аудитория, против которой было направлено негативное информационное влияние РФ.
В апреле с.г. Служба безопасности Украины предложила продлить санкции в отношении российских социальных сетей еще на три года — срок действия решения СНБО о применении санкций против веб-ресурсов соседнего государства должен был завершиться 15 мая.
«Фейки в странах устоявшейся демократии приравнены к оружию массового уничтожения. Против Украины продолжается гибридная война, и мы продолжаем противостоять информационным атакам со стороны РФ. Поэтому в продолжении санкций есть смысл: этим мы защитим наших граждан от фейков и манипуляций, а соответственно — сохраним безопасность государства в целом», — отметил тогда глава СБУ Иван Баканов.
По данным спецслужбы, в течение 2017—2020 годов были зафиксированы «тысячи случаев размещения деструктивного контента на платформах «Одноклассники» и «ВКонтакте». «С начала введения санкций следователи Службы зарегистрировали почти 100 уголовных производств в отношении владельцев и администраторов антиукраинских сообществ в этих соцсетях. Все они имеют признаки совершения преступлений: посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя или захват государственной власти, а также создание террористических групп», — сообщили в СБУ. «По оценкам киберспециалистов, примерно 70% деструктивных материалов об Украине продвигаются именно из информационного пространства РФ, в том числе из указанных соцсетей», — отметили в Службе безопасности.
Конечно, отсутствие доступа к «Одноклассники» и «ВКонтакте» является важной частью, но все же не панацеей для защиты украинских граждан от российского гибридного влияния. Запрет доступа к социальным сетям, как и вещанию телеканалов соседней страны, помогает уменьшать «пропагандистскую нагрузку» на мозги украинцев. Но российские «гибридные войска» явно не ограничивают себя рамками «РашаТБ» или «Одноклассники» и «ВКонтакте».
Формально украинские медиа, и на седьмом году войны, наполняют медиапространство Украины «кремлевскими нарративами», журналисты (или люди, которые так себя называют) с украинскими паспортами воспроизводят разработанные в Кремле пропагандистские конструкции... Примеров, особенно в последнее время, столько, что просто перечисление всех подобных фактов способно погрузить в депрессию любого патриота. Яркий образец — феномен «популярного ютуб-блогера» Анатолия Шария. Он один делает для продвижения российских месседжей не меньше отряда «гибридных войск РФ» «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Но блокировать в Украине YouTube, конечно, никто не собирается.
Понятно, что существующие «гибридные» проблемы нельзя преодолеть только новыми запретами. Кремлевские пропагандистские нарративы могут и будут появляться где угодно, и надо уметь бороться с вражеским влиянием различными методами. Гибридным должно быть не только нападение — как сейчас — но и оборона. Но с контрпропагандой у нас как была беда все эти шесть лет, так и остается, и даже ухудшается. Можно, конечно, порадоваться отчету СБУ об эффективности запрета российских социальных сетей. Но если некоторые украинские СМИ продолжат нынешний курс на продвижение в отечественном медиапространстве «фишек» российского агитпропа, никакие «ВКонтакте» и «Одноклассники» Кремлю больше и не понадобятся.
Выпуск газеты №:
№89-90, (2020)Section
Медиа