Место силы — Хутор Надия
Нам в наследство остался бесценный подарок ТобилевичаСовременный мир все меньше оставляет пространства для души, исчезают места, где живет гармония и покой. В поисках тишины и восстановления себя люди согласны на двенадцатичасовые перелеты в Гоа, Бали, Таиланд. Сейчас такие места получили название «место силы».
Для меня же подобным местом является зеленый оазис в украинской степи — Хутор Надия, основанный Иваном Тобилевичем, известным драматургом и театральным корифеем.
Ежегодно Хутор Надия становится невероятно популярным среди жителей Кропивницкого и театральных деятелей. В последние выходные сентября здесь традиционно проходит театральный праздник «Сентябрьские самоцветы», который календарно привязан ко дню рождения классика. В этом году — 175-й день рождения Ивана Карповича Карпенко-Карого.
Мое знакомство с хутором-музеем произошло в 2009-м. И это была любовь с первого взгляда и навсегда. Такой уют попробуй найти. Романтические пруды — животворная сила воды, без которой в степи не выживешь.
Обширные дубы, которые на протяжении веков набрали силу и создали настоящий шатер, защитив территорию усадьбы от жаркого солнца и незваных ветров. Дубы, высаженные руками корифеев — Заньковецкой, Садовского и всей когорты. Неподалеку — молодые дубки Тарковских. Андрей Тарковский, Арсений Тарковский — связаны родственными связями с Иваном Тобилевичем. Их дед и отец — Александр Тарковский — вырос под опекой Ивана Карповича. А хутор навсегда сохранил имя первой жены, матери детей — Надежды Тарковской-Тобилевич.
Немалое количество земли, полученное как брачное приданое жены, усилиями Карпа Тобилевича принимает вид усадьбы. На перекрестке Чумацкого Пути рядом с колодцем для жаждущих вырос хутор, получивший особый смысл, значение, силу в украинской культуре. Жаль, ох, как жаль, что ни соотечественники, ни руководящие кадры культуры не осознают значимости Хутора Надия на ментальной карте Украины. Разрушенные в военное время здания и территория возродились и стали музеем только благодаря упорству Андрея Юрьевича Тобилевича в середине прошлого века. История создания музея-заповедника и то, сколько пришлось пережить лишений, унижений, выселение и даже заключение внуку драматурга, стоит отдельной книги. И он это сделал: спас родовое подворье не для себя — для нас.
Имеем счастье видеть дом, поставленный Карпом Тобилевичем (опытным управляющим имениями), и больший дом, возведенный Иваном Карповичем после возвращения из ссылки. Невыездной Карпенко-Карый (еще несколько лет находился под гласным надзором полиции) имел возможность принимать у себя дома «звезд» сцены. Гости были особенные. Ведь жизнь на степном хуторе хоть и имела свои преимущества — отдаленность от лишних глаз, тишину, уединение, однако не отличалась комфортом и требовала много физического труда. Поэтому даже самые дорогие гости днем ??работали рядом с хозяином по хозяйству, а вечером были непосредственно задействованы в постановке новых спектаклей.
О необычной хуторской жизни необычного хозяина рассказывает экспозиция, разместившаяся в доме, построенном Иваном Тобилевичем. Воспроизведена жилая часть, заполненная мемориальными вещами, мебелью того времени. Еще часть экспозиции посвящена театральной деятельности Карпенко-Карого и его сценическим партнерам. Оригинальные вещи, вышивки и вязание крючком Софии Тобилевич, сценические костюмы, раритетные фото.
Но мало наблюдать — стоит услышать, в том числе и о том, о чем не пишут в книгах. Почувствовать особый дух, невероятную атмосферу Хутора Надия.
На самом деле нам (современным посетителям) повезло больше: мы видим хутор несколько иным — обжитым, с многочисленными насаждениями деревьев, упорядоченным. Трудно представить, что более полутора века назад это была голая степь. Место, которое так любил Иван Карпович и где завещал себя похоронить. Могила выдающегося драматурга не на центральной аллее известного некрополя — на сельском кладбище. Рядом — захоронения жены, детей, внуков.
Наверное, это и есть высшая философия жизни: уйти тихо, достойно и сложить кости в милом сердцу уголке.
Только с ретроспективы веков, открывая для себя историю жизни и деятельности Ивана Карповича Тобилевича вне рамок школьной хронологической таблицы и даже вне лекций филфака, находясь на хуторе «в степях Украины», осознаешь, сколько энергии, сил, здоровья, труда отдано достижению цели — развитию хутора и созданию украинского национального театра. Два в одном — едином и нераздельном. И самое ценное — цель достигнута. Нам в наследство остался бесценный подарок — труд его жизни — хутор Надия и украинский театр.
Неторопливость и спокойствие хутора побуждают к размышлениям. Хочется отогнать грустные мысли далеко. Однако, учитывая особенность нашего времени, невольно осознаешь все риски существования уникального хутора-музея. Не знаю, по какому принципу нашим музеям присваивают статус «Национальный», и считаю, что в первую очередь этот статус должны получать мемориальные усадьбы-музеи украинских художников, литераторов, общественных деятелей — создателей нации. Хутор Надия в 35 км от Кропивницкого. Готовы ли будут городские кадры ездить за смешные музейные зарплаты за город? Кто будет держать научную и материальную планку музея? Традиционно вопросов больше, чем ответов. И традиционно — кадры культуры делают вид, что проблем не существует.
На территории музея-заповедника «Хутор Надия» существует еще один музей — единственный в Украине музей танца. Его появление здесь не случайно. Именно «корифеи» вывели на сцену украинский танец. Экспозиция музея знакомит с историей украинского народного сценического танца, лучшими танцевальными коллективами страны и зарубежья, известными хореографами, благодаря которым наш танец стал известным в мире. Портреты и фото со стен напоминают о необходимости реэкспозиции, о соответствии требованиям времени.
Когда, когда наконец появятся те, кто будет любить Украину «до глубины собственного кармана»?
Выпуск газеты №:
№181-182, (2020)Section
Общество