Чему учат в детских садах?
В Украине стартовало национальное исследование качества дошкольного образованияМинистерство образования и науки Украины совместно с Украинским институтом развития образования и ЮНИСЕФ подготовили для дошкольных учреждений 16 000 экземпляров методичек для оценки качества учебно-воспитательного процесса по известной в мире методикой ECERS. Ее используют в 30 странах мира уже несколько лет подряд, она — эффективна и надежна. Цель исследования — получить информацию для дальнейшего реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.
По данным Минобразования, исследования дошкольного образования, которые ранее в Украине проводились, доказали, что дети, привлеченные к обучению хотя бы один год перед школой, впоследствии показывают лучшие результаты в учебе в школе. Зато те, кто не ходил в детсады перед школой непосредственно, имеют в три раза больше шансов быть неуспешными в процессе обучения.
— Дошкольное образование важно тогда, когда оно качественное. Мы много сделали для доступности дошкольного образования, теперь переходим к его качеству, — сказала заместитель министра образования и науки Любомира Мандзий. — Сейчас разработана концепция развития дошкольного образования, готовится соответствующий законопроект. Также разрабатывается базовый компонент обновленного дошкольного образования, после этого будут нарабатываться программы и создание профессионального стандарта воспитателя заведения дошкольного образования. В ближайшей перспективе — оценка качества с использованием методики ECERS. Отмечу, что это не для контроля, а для того, чтобы мы знали качество. Формат исследования имеет шкалы и конкретные показатели. Это научно признанный эффект, инструмент, который позволяет оценить качество образовательного процесса в соответствии с международными стандартами. Использование этой методики позволит комплексно измерить качество дошкольного образования. Мы не оцениваем результаты детей, а оцениваем то, что влияет на развитие детей, их удовольствие от процесса, на их здоровье (организация процесса, виды учебно-познавательной деятельности и характер взаимодействия между воспитателями и детьми и детей между собой).
По ее словам, основной метод, который будет использоваться — наблюдение независимых экспертов. В этом году методику апробируют в 200 учебных заведениях различной формы собственности. Однако методички получат все дошкольные учреждения, а их в Украине более 16 000. Их уже передали в области. Также произошли определенные этапы отбора экспертов и обучение сертифицированными тренерами, которые смогут осуществлять пилотное исследование и готовить региональных экспертов.
— По заключению Всемирного банка, сфера дошкольного образования является наиболее эффективной с точки зрения инвестиций в будущее ребенка и в целом в экономику страны, — отметил директор Украинского института развития образования Вадим Каранда. — Сильная сторона методики ECERS — практический характер. Например, она самостоятельно может использоваться педагогическими работниками для определения дальнейших целей улучшения учебно-воспитательного процесса, органами Минобразования — для обобщения и принятия решений и тому подобное. Также согласно шкалам ECERS можно готовить будущих работников дошкольного образования и повышать квалификацию.
По его словам, исследование будет проводиться в несколько этапов: в 2020-21 годах — пилотный, потом — основной этап.
Выпуск газеты №:
№185, (2020)Section
День Украины