Перейти к основному содержанию

О «неправильном» и «правильном» тоталитаризме

Мемориал жертвам Бабьего Яра должен быть создан Украинским государством на украинские деньги
08 октября, 10:07

...«Свеженький» телесериал «По законам военного времени». Производство номинально украинско-российского (реально — российского, работающего на российскую аудиторию) продакшна StarMedia. Первый сезон, выпущенный на экран в 2017 году, рассказывает о том, как главные персонажи, ответственные работники военной прокуратуры, героически выполняют боевые задачи во время обороны Киева в июле-сентябре 1941 года. А вместе с тем авторы сериала рассказывают о самих сюжетах — от театральной жизни до интриг между различными группировками чекистов. При этом количество «ляпов» в смысле исторической достоверности просто-таки выходит за пределы допустимого, но не во всем. Постоянно подчеркивается, что власть не имела никаких намерений эвакуировать киевских евреев, хотя уже произошло несколько страшных гекатомб на оккупированной нацистами территории (и это правда). А еще из серии в серию показывается, что специальные команды НКВД тщательно минируют сплошь жилые дома киевского центра города, а в придачу — еще и подземные городские коммуникации. Главные персонажи воспринимают это спокойно мол, похоже, город придется сдавать, так надо подготовить его в подрывам. И это тоже правда. Было такое минирование и были такие подрывы — к счастью, не все взлетело в воздух и не все взорвалось, когда Вермахт вошел в Киев, где-то не сработали мины, а где-то самоотверженно работали немецкие саперы, а то бы украинская столица потеряла все исторические сооружения, а ее жители все погибли бы. И не только жители: скажем, мост через Днепр был взорван советским командованием вместе с войсками, которые по нему отступали...

Вот такой была прелюдия Бабьего Яра. Сталин приказал все уничтожать на территории, куда может ступить враг, — и уничтожали. Похоже, Киев уже был «списан» Кремлем, вместе с киевлянами, в том числе и евреями. Ну, а дальше на место одного краснознаменного террористического режима пришел другой, не менее террористический и тоже краснознаменный. Один Большой Страх сменился другим, только были несколько изменены акценты и объекты почти ритуальных жертв.

Стоит вспомнить, что «исключение» и уничтожение населения советской Украины по этническому признаку массово практиковалось Кремлем в течение 1930-х годов. И даже если «вынести за скобки» уничтожение украинцев, в этой категории террора остается немало людей. Стоит только вспомнить направленные против немцев, венгров, румын, поляков «национальные операции» НКВД, которые разворачивались в 1937—1938 годах преимущественно на украинской территории. А в 1939—1941 годах были массовые аресты и депортации на недавно присоединенных западноукраинских землях, где основными стали этнические поляки и «неправильные» украинцы. Доставалось и евреям, которые хотели быть евреями, а не «советскими гражданами»: начало 1930-х было ознаменовано массовыми расправами с «сионистским подпольем» и «мелкобуржуазной еврейской петлюровщиной» (я ничего не придумал, это сроки того времени). Ну, а на присоединенной к СССР Галичине чекисты также ревностно взялись за «сионистов», набивая ими тюрьмы и расстреливая после побега Красной армии в июне-июле 1941 года...

Поэтому нацисты, собственно, только продолжили общепринятую практику борьбы с «неправильными» нациями и этносами. Начали они с евреев и цыган. Основная масса населения молчала (по крайней мере, публично) и «не рыпалась», приученная именно к таким нормам выживания большевистским террором. Доносы же власти на те «враждебные элементы», скрывавшиеся от террора, тоже были делом — по крайней мере, для определенной части населения, не таким уж и большим, но реальным — вполне привычным. Большой Страх, который вернулся почти сразу после прихода нацистов, в немалой степени поспособствовал результативности Холокоста — как до этого он способствовал масштабности Большого Террора...

Я коснулся здесь лишь некоторых исторических оснований того, почему Мемориал жертвам Бабьего Яра (название может быть несколько иным, но это не меняет сути) должен быть создан Украинским государством и украинскими специалистами на украинские деньги. Ведь Холокост на территории советской Украины очень существенно отличался от того, что происходило в несоветской Европе — там не было, по крайней мере до Второй мировой войны, «национальных операций» НКВД, там не погибали миллионы людей от организованного властью искусственного голода, там не проводился Большой Террор и даже жертв среди еврейского населения Германии и оккупированных ею стран до 22 июня 1941 года были меньше, чем в СССР. И к тактике тотального разрушения и «выжженной земли» на своей территории нацисты прибегли лишь в 1945 году. Мало кто из светлых умов западных историков способен понять и почувствовать все это. Отличается существенно то, что творилось в советской Украине, и от событий в советской России сталинской эпохи. Голодомор-геноцид в России осуществлялся не на всей территории, а на землях, населенных этническими украинцами и немцами Поволжья. Да, Большой Террор и Большой Страх были и там, но никого не арестовывали за разговоры на родном языке. И большинство «национальных операций» НКВД пришлось именно на Украину, и «сионистское подполье» было здесь самым массовым. И, наконец, какой большой российский город в 1941 году Кремль попытался взорвать? Минировали и Москву, и Ленинград, но там не дошло до полного уничтожения. А между тем расстрелы евреев в Бабьем Яру были непосредственно спровоцированы уничтожением центра Киева террористами НКВД (террористами, потому что киевлян от взрывов и пожаров погибло больше, чем оккупантов) и выводом из строя тех шлангов, по которым немецкие саперы пытались подать днепровскую воду для тушения пожаров. Конечно, Холокост все равно был неизбежен, но, вероятно, кто-то успел бы скрыться, убежать, замаскироваться.

И главное. Нельзя допускать к Мемориалу персонажей, которые сами себя не раз позиционировали как «советских людей». Следует понимать, что это словосочетание не менее «идеологически ядовитое», чем «истинные арийцы». Ведь получается, что есть «неправильный» тоталитаризм, а есть «правильный», не так ли?


 

Заявление гражданского общества относительно проектов Мемориала и музея Холокоста в Киеве

На сайте open letter появилось обращение, которое граждане могут подписать, чтобы поддержать украинский проект комплексной мемориализации

В продолжение публичной дискуссии вокруг проектов Мемориала и Музея Холокоста на территории Бабьего Яра в Киеве, обращаем внимание на Обращение украинской культурной и научной общественности по мемориализации Бабьего Яра (май 2020): https://cutt.ly/Df0hDT0 и Обращение украинских евреев к гражданскому общества Украины (сентябрь 2020): https://cutt.ly/nf0h9Wh

Речь идет о противостоянии двух проектов памяти жертв Бабьего Яра: российского и украинского. Соответственно, российский проект в основном финансируется подконтрольными путинскому режиму российскими миллиардерами, которые также финансируют проекты, способствующие укреплению военного потенциала России — страны-агрессора, которая ведет против Украины необъявленную войну.

У нас есть все основания утверждать, что этот проект, направленный якобы для почитания жертв Бабьего Яра, является продолжением российской гибридной агрессии против Украины. Во-первых, уже имели место ряд публичных скандалов и откровенных манипуляций с содержанием исторического нарратива упомянутого российского проекта. Нет никаких оснований верить «на слово» лояльным к путинскому режиму российским бизнесменам, которым этот режим беспрепятственно позволяет вкладывать средства в Украину.

Во-вторых, вполне в духе путинской политики реабилитации сталинизма и советского тоталитаризма, исторический нарратив этого проекта избегает исторические обстоятельства, в которых происходила вся трагедия Бабьего Яра. В частности, почти двадцатилетнее господство тоталитарного коммунистического режима, который не только поддержал милитаризацию вермахта и вступил во Вторую мировую войну союзником нацистской Германии, но также создал те образцы массовых репрессий, на которых учились лидеры Третьего Рейха. В частности, в практике развертывания концлагерей и в массовых расстрелах мирного населения.

Такой Мемориал не может строиться для туристов, как заявляют авторы российского проекта. Он не может требовать покаяния от тех, кто не участвовал в массовых убийствах. Мы рассматриваем этот Мемориал с точки зрения исторической памяти всего украинского народа и поэтому считаем, что он должен быть украинским, а не российским. Украинский проект, инициированный Институтом истории Украины НАНУ, будет выступать не только олицетворением памяти о Холокосте, но также и о всех прошлых геноцидах и предостережением перед угрозами таких катастроф в будущем.

Поэтому мы, представители гражданского общества, считаем недопустимым подписание меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между украинским правительством и Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр» (собственно с российским проектом), которое состоялось по случаю 79-й годовщины трагедии Бабьего Яра.

Призываем всех неравнодушных граждан всеми силами поддержать украинский проект комплексной мемориализации Бабьего Яра и не допустить реализацию российского коварного проекта как несущего угрозу национальной безопасности Украины и ее международному имиджу.

Обращаемся к Президенту Украины Владимиру Зеленскому с требованием отменить упомянутый меморандум и поддержать именно украинский проект комплексной мемориализации Бабьего Яра. Ведь сотрудничество со страной-агрессором в области исторической памяти является не чем иным, как еще одним измерением капитуляции.

Призываем гражданское общество немедленно, всеми легитимными средствами, включая акции протеста и неповиновение, создать сопротивление деятельности Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» как такого, который курируется страной-агрессором и оккупантом.

Подписать обращение можно здесь: http://openletter.site/memorial. Его уже подписали многие общественные организации и известные общественные деятелеи.

Подписали организации:

                 Движение сопротивления капитуляции.

                 Конгресс национальных громад Украины.

                 Фонд поддержки демократических инициатив.

                 Центр внешнеполитических исследований ОПАД им. Александра Никонорова.

                 Молодежный националистический конгресс — МНК

                 ОО Украинский стратегическая инициатива.

                 ОО Союз добровольцев

                 «Вільні  Люди».

                 Информационный центр «Межморье».

                 Школа ответственной политики.

                 Инициатива «Переходи на украинский».

                 ОО «Украинский народный совет Донетчины и Луганщины».

                 Гражданская кампания «Закрий пельку Кремлю».

                 Национально-консервативное движение.

                 Общественная инициатива # інфоВАРТА.

Подписали:

                 Вячеслав Брюховецкий, Герой Украины, почетный Президент Национального университета «Киево-Могилянская академия», участник инициативной группы «Першого грудня», член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Иосиф Зисельс, участник инициативной группы «Першого грудня», исполнительный вице-президент Конгресса национальных громад Украины, член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Орест Стецив, Лига Украинцев Канады, Исполнительный директор.

                 Сергей Квит, общественный деятель, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», Министр образования и науки Украины (2014-2016), член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Олесь Шевченко, председатель ветеранского объединения Украинский Хельсинский Союз, народный депутат Украины 1 созыва.

                 Владимир Василенко, дипломат, общественный деятель, Чрезвычайный и Полномочный Посол, представитель Украины в Совете ООН по правам человека (2006-10), член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Елена Файнберг, Исполнительный директор Киевского общества политзаключенных и репрессированных.

                 Владимир Огрызко, дипломат, политик, Чрезвычайный и Полномочный посол, министр иностранных дел Украины (2007—2009), член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Анатолий Подольский, Украинский центр изучения истории Холокоста, директор, историк, кандидат исторических наук

                 Роман Безсмертный, политик, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол, Вице-премьер-министр Украины (2005), член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

                 Даниил Лубкивский, дипломат, общественный деятель, заместитель министра иностранных дел Украины (2014), член Стратегического Совета Движения сопротивления капитуляции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать