«Шансы иллюзорны»
Насколько заявления Минздрава о создании собственной вакцины от COVID-19 соответствуют реалиям?На минувшей неделе в Офисе Президента заявили, что в Украине появится собственная вакцина от COVID-19. Как писал ранее «День» (в № 200-201 от 23 октября с.г.), эта новость вызвала немало замечаний в научной среде, которая фактически ничего не знала до последнего времени о такой разработке. Министр здравоохранения Максим СТЕПАНОВ вдогонку замечаниям ученых объяснял во время своих ежедневных брифингов, о каких же наработках идет речь. Оказывается, доклинические исследования украинского кандидата в вакцины против коронавирусной болезни COVID-19 продолжались шесть месяцев, ученые использовали для этого лаборатории в США и Турции.
«Начиная с апреля я был на постоянной связи с нашими учеными, они докладывали, что происходит. Ученые, молекулярные биологи провели плодотворную работу по подбору оптимального числа антидотов, антигенов, чтобы создать комбинированную вакцину и надежно обеспечить длительный иммунитет. Во время доклинических исследований, как того и требуют все международные протоколы, они проводили лабораторные исследования, иммунизировали животных. Они получили очень стойкий результат по выработке антител организмами животных. Более того, этот кандидат на вакцину показал нейтрализацию вируса на живых клетках человека», — рассказывал министр.
По его словам, над разработкой вакцины работали ученые-микробиологи Института микробиологии и вирусологии им. Д. К. Заболотного НАНУ и представители американской компании. При этом министр отмечает, что вакцина — украинская.
В новостях Минздрава и ОП отеносительно производителей вакцины фигурирует американская компания DiaPrep Systems Inc, которую возглавляет Михаил Фаворов, и украинская фирма «Диапроф-мед». На ее сайте на днях появилось официальное обращение, которое поддержали шесть экспертов (упомянутый Михаил Фаворов, эпидемиолог Ольга Голубовская, директор Института биoxимии им. А. В. Палладина Сеpгей Комиссаренко, профессор Института микробиологии и вирусологии им. Д. К. Заболотного Николай Спивак, доктор медицинских наук, профессор Владимир Широбоков и председатель правления научно-производственной компании «Диапроф-Мед» Александр Шевчук). Авторы письма удивлены «теми обсуждениями, которые ведутся вокруг разработки украинской вакцины и интерпретируются людьми, которые не являются специалистами в этой области».
ФОТО REUTERS
«Последние шесть месяцев разные группы украинских ученых проводили важные и сложные исследования, результатом которых стала разработка украинских тест-систем ПЦР и ИФА, а также оригинального кандидата в вакцины против коронавируса, — описывают авторы обращения. — Исследования также доказали возможность предложенной вакцины вызывать в организме синтез антител с нейтрализующей активностью против вируса СOVID-19. Хотим еще раз подчеркнуть, что это — не готовая вакцина. Это пока что прототип, который должен пройти еще большой путь клинических испытаний и тестов».
Именно эти испытания проводятся в партнерстве с зарубежными коллегами. Один из них — Михаил Фаворов. Кое-что об американо-украинском сотрудничестве рассказал на своей страничкее в Фейсбуке Сергей Комиссаренко, который присутствовал на презентации разработки в Офисе Президента. «Уникальность вакцины, которая представлена украино-американским консорциумом, в том, что в качестве антигена, молекулы, которая вызывает иммунитет, выбрана совсем другая молекула, не та, которую обычно выбирают другие производители вакцин. В консорциум входит фирма «НПК «Диапроф-мед», которая известна тем, что специализируется на диагностикумах против разных инфекционных заболеваний. Участие американских коллег важно еще и потому, что американцы организовали проверку действия прототипа этой вакцины в культуре клеток с вирусом, что нельзя сделать в нашей стране. В Украине нет лаборатории третьего уровня биобезопасности, где можно работать с вирусами. Поэтому это было сделано в лаборатории университета штата Техас».
Украинскуювакцину еще ждут три фазы клинических исследований и поиск производителя. По прогнозам Степанова, через год вакцина будет готова. Стоимость ее разработки может составлять 100—150 млн грн. А создание препарата от коронавируса, по словам президента, вообще поможет восстановить в Украине производство вакцин.
Но, как и раньше, ученые критикуют свежие заявления главы государства и министра здравоохранения, ведь видят в них много несоответствий. Биофизик Семен ЕСИЛЕВСКИЙ в комментарии «Дню» отметил, что в составе ни одного из государственных учреждений (МЗ, НАН, НАМН) нет лаборатории 3—4 уровня биобезопасности, где можно было бы проводить исследования с «живым» вирусом: «Это делает полный цикл разработки вакцины (с нуля и до готового продукта) невозможной без привлечения иностранных партнеров. В Украине можно делать часть работы, которая не требует культивирования вируса и непосредственных экспериментов с ним. Что имел в виду Степанов под наличием базы — непонятно. На сегодняшний день в Украине нет ни нужных лабораторий, ни достаточного опыта в разработке вакцин. Насколько мне известно, во времена независимости ни одна вакцина в Украине разработана не была».
«Так же неизвестно, какие ресурсы и возможности у частной фирмы, которая, по словам Степанова, разрабатывать эту вакцину; какие именно «украинские ученые» будут привлечены к работе, пока тоже непонятно. Неизвестно, будут это исключительно собственные сотрудники коммерческой фирмы-разработчика или еще кто-то из государственных научных учреждений, — рассуждает ученый. — Что касается финансирования — это самый интересный вопрос, потому что сейчас нет никакого понимания, откуда будут взяты деньги, кто и на каком основании их выделил и кому, собственно, они будут выплачены».
По мнению Есилевского, прежде чем браться за разработку собственной вакцины, следовало бы провести предварительное обсуждение среди профессиональных специалистов, которые бы дали экспертные выводы относительно ее целесообразности, реалистичности, необходимого финансирования и тому подобное. Это могло бы стать примером успешного сотрудничества и коммуникации между властью и наукой. С другой стороны, ученый объясняет, что Минздрав может параллельно вести два процесса — разрабатывать свою вакцину и закупать препараты иностранного производителя, которые появятся на рынке через несколько месяцев. Здесь нет гарантий, что имеющиеся вакцины будут достаточно эффективными и быстро остановят эпидемию.
«Очень вероятно, что они только позволят избавиться от строгих ограничительных мер, но для окончательного контроля над вирусом понадобятся более совершенные вакцины, так сказать, второго поколения, — добавляет биофизик. — Но здесь нужно хорошо понимать, что мировая бигфарма вкладывает в разработку вакцин миллиарды долларов, в то время как разработка, которую взялся финансировать МЗ, будет стоить, по словам Степанова, только 100 млн грн. Это совершенно несопоставимые суммы. Кроме того, шансы на успех одной конкретной вакцины достаточно скромные, по мировой статистике — менее 5%. Поэтому шансы, что из этого получится готовый к использованию препарат, весьма иллюзорны».
Выпуск газеты №:
№204, (2020)Section
День Украины