Медицина – не в приоритете
Как «Укравтодор» получил средства вместо лаборатории диагностики и профилактики онкозаболеваний?Опять деньги из медицинских программ правительство отдало на дороги. Общество возмущено, ведь 62 млн грн, которые должны пойти на создание современной лаборатории для диагностики онкозаболеваний, получает Государственное агентство автомобильных дорог. Представители благотворительных фондов дополняют, разве уже все онкобольные обеспечены на 100% лекарствами, что можно делать перераспределение средств с акцентом на строительство дорог, а не на другие медицинские программы? В придачу история с антиковидным фондом, большая часть которого тоже пошла на счета «Укравтодора», только добавила жару к возмущению общественности.
Ведь получается, что решение медицинских проблем для власти остается не в приоритете, даже в то время, когда распространение коронавируса доказало всем, что выделять минимум из госбюджета на медицинский сектор, блокировать медицинские закупки или обделять зарплатами врачей, мягко говоря, неграмотно.
Вместо этого в Национальном институте рака, где должна появиться современная лаборатория, нас заверили, что не стоит искать предательства в истории с онкопроектом. Он остается в приоритете правительства, а средства будут выделены в полном объеме в следующем году. Но обо всем по порядку.
ОТДАЛИ СРЕДСТВА «НА БОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ»
21 октября правительство приняло распоряжение, которое и вызвало волну дискуссий, «О передаче части бюджетных назначений и перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных для реализации государственных инвестиционных проектов в 2020 году».
Согласно этому распоряжению, средства, которые предусматривались на реализацию проекта «Совершенствование молекулярно-генетической диагностики онкологических заболеваний в Украине», а это более 100 млн грн, распыляются между несколькими другими государственными программами.
Так, Минобразования получит 20 млн грн на реставрацию главного корпуса Львовского национального университета имени Ивана Франко, еще 7,2 млн грн идет на создание международного центра подготовки пилотов на базе Национального авиационного университета, 6 млн грн получит Киево-Могилянская академия на реставрацию староакадемического корпуса ансамбля Братского монастыря. Кроме этого, 10 млн грн предусмотрено Министерству энергетики на государственный инвестиционный проект «Новоконстантиновская шахта. Развитие производственных мощностей». И больше всего, 61,5 млн грн, досталось действительно Госагентству автомобильных дорог на проект по улучшению автодорог общего пользования во Львовской области.
Правительство поддержало такое перераспределение средств, опираясь на решение межведомственной комиссии по вопросам государственных инвестиционных проектов. Комиссия собиралась 29 сентября, чтобы рассмотреть отчеты о реализации проектов за восемь месяцев этого года. В повестке дня был и проект по молекулярно-генетической диагностике онкологических заболеваний. Его общая стоимость — 106 млн 152 тыс. грн. На 2020 год предусмотрена сумма в полном объеме.
Что же происходит с проектом, комиссии рассказывали заместитель министра здравоохранения Игорь Иващенко и в.и.о. начальника ГП «Укрмедпроектбуд» Андрей Якушин. Они сообщили, что 22 сентября третий раз объявлена процедура закупки на строительные работы, аукцион был запланирован на 8 октября (не состоялся). В октябре также планировалось завершение разработки технического задания на оборудование, после чего можно объявлять процедуру закупки.
«Поскольку на сегодняшний день не завершены процедуры закупок на строительные работы и не объявлен тендер на приобретение оборудования, существуют риски неиспользования запланированных для реализации проекта средств до конца года в полном объеме, — говорится в протоколе заседания межведомственной комиссии. — В связи с этим в 2020 году предложено для финансирования проекта оставить средства в сумме 1,400 млн грн и перераспределить 104 млн 752 тыс. грн на реализацию более успешных государственных инвестиционных проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом 2020 года, и на проекты, по которым расходы были предусмотрены на текущий год, однако отсутствуют сегодня в связи с изменениями, внесенными в исполнение закона Украины от 13.04. 2020 №553-IX».
Состояние реализации проекта комиссия признала частично неудовлетворительным. Заместитель министра почему-то не отстоял позицию, что лаборатория в Институте рака нужна уже, вопросы остаются и к «Укрмедпроектбуду» — почему до сих пор не смогли провести необходимые тендеры?
«ОТ ПРОГРАММЫ ЗАВИСИТ ЖИЗНЕЙ»
О перераспределении средств и.о. директора Национального института рака Александр ЯЦЫНА узнал из публикаций в СМИ. Он надеется, что средства будут выделены в следующем году, в чем уверял министр Максим Степанов. Кстати, после провокационных публикаций в СМИ на «Правительственном портале» появилось объяснение, мол, «решение о перераспределении средств для проекта позволяет обеспечить его полную реализацию в следующем году». Как известно, если средства на определенные государственные программы не используются в текущем году, они возвращаются обратно в бюджет, получить их снова проблематично. В Кабмине добавили, чтобы проект был полностью профинансирован в 2021 году, Минэкономики уже подготовило соответствующее постановление.
«От этого проекта зависит много жизней, — комментирует Александр Яцына. — Это принципиально важная программа, которая поддерживается правительством, на которую уже три года подряд выделяются средства. Но в связи с тем, что заказчик — не Институт рака, а другие учреждения, все это тормозится. Три года назад это был ГП «Государственный строительный центр» Минздрава, имеющий ряд проблем, в том числе и уголовных, средства у них забрали и передали на другую функцию заказчикам. То есть два года они не могли освоить средства почему-то. В прошлом году деньги передали «Укрмедпроектбуду», это компания, которая строит «Охматдет». К нам приезжал министр Степанов и убедил, что будем открывать лабораторию, это одно из принципиальных решений, которое будет осуществлено при поддержке правительства и Минздрава».
«Ранее мы представили министерству наш проект, всю медицинскую документацию, все отдали «Укрмедпроекбуду», чтобы они чем скорее разыграли тендер и начали строительство, — продолжает руководитель НИР. — Мало того, мы впервые почувствовали реальную поддержку Минздрава. Буквально в сентябре в институте был министр, мы показали, на каком этапе у нас проект, и в этом году мы должны были объявиться в тендерах. «Укрмедпроектбуд» дважды объявлял тендер, но на них не выходила другая компания, чтобы можно было заключить договор на конкурентных условиях. В Минздраве нам объяснили: если объявим тендер в третий раз, мы не успеем все провести до конца года».
Вообще в Кабмине уверяют, что программа все равно будет воплощена в жизнь, только с задержкой на год. Как пояснил Александр Яцына, на базе НИР должна появиться лаборатория, в которой можно определять чувствительность к химиотерапии у пациентов: «Благодаря специальному высокоточному оборудованию мы сможем определять, какую химиотерапию надо применить, какой должна быть дозировка и будет ли это действовать на пациента».
Также наличие этой лаборатории позволит проводить не только аутогенные трансплантации (пересадка собственного костного мозга), но и аллогенные, то есть донорские. «Страна тратит миллиарды каждый год на заграничное лечение. Появление этой лаборатории сэкономит государственные средства», — добавляет Яцына. И спасет жизни онкобольных.
«ПРАВИЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА — ЭТО 70% УСПЕХА В ЛЕЧЕНИИ»
Сейчас лаборатория молекулярно-генетической диагностики в НИР таки работает, правда, со слабыми ресурсами. Еще в феврале этого года заведующая научно-исследовательской лабораторией НИР Наталья Храновская описывала в «Фейсбуке» все перипетии проекта, надеясь, что институт получит новый лабораторно-диагностический центр (к сожалению, связаться с врачом «Дню» не удалось).
«Лаборатория молекулярно-генетической диагностики и экспериментальной онкологии Национального института рака до сих пор функционирует только благодаря энтузиазму ее сотрудников — ученых. За 30 лет в лаборатории не было капитального ремонта, ее технопарк нуждается в обновлении. Большинство современных приборов, которыми оснащена лаборатория, не являются заслугой государства, а доброй волей благотворителей, которые понимают значимость ее работы, — объясняла Наталья Николаевна. — Эта лаборатория — единственная на территории государства, осуществляет молекулярно-генетическую диагностику для онкобольных детей (солидные новообразования) для всей Украины... Отдельное направление работы лаборатории — это разработка инновационных методов иммунотерапии, которые уже признаны на международном уровне. Это — противоопухолевые вакцины на основе дендритных клеток и наночастиц. В 2016 году за эти разработки была получена Государственная премия Украины в области науки и техники».
«Вместе с тем реализация проекта приблизила бы услуги для онкологических больных украинцев к мировому уровню; позволила бы не только обеспечить современной диагностикой онкологических больных (как известно, правильная диагностика обеспечивает 70% успеха в лечении), но и способствовала бы решению такой наболевшей для государства проблемы, как трансплантация аллогенного костного мозга. Кроме этого, обновление технопарка и сертификация по международным стандартам позволили бы лаборатории со своими научными разработками войти в Европейское исследовательское пространство (ERA) и стать научным и образовательным центром в области своей деятельности», — заключает Наталья.
НЕСПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Пациентские организации тоже возмущены таким странным перераспределением средств и требуют от Минздрава объяснений, почему проект за три года не сдвинулся с места? Ведь был отобран межведомственной комиссией по вопросам государственных инвестпроектов еще в 2017 году.
В прошлом году на него предполагалось 50 млн грн. За эти средства планировалось разработать сам проект, провести строительные работы и закупить оборудование. Но в конце года все 50 млн из программы снова пошли на другие сферы. Как говорится в отчете о выполнении паспорта бюджетной программы, средства переданы... Государственному агентству автомобильных дорог, главному управлению разведки МОУ и Минкультуры.
Тогда же деньги забрали еще из нескольких медицинских программ: из реконструкции и расширения Национального института рака (79 млн грн), из программы улучшения качества лучевой терапии при лечении онкологических заболеваний в НИР (28 млн грн) и из строительства в Полтаве клинико-симуляционного центра при «Украинской медицинской стоматологической академии» (21 млн грн).
Их реализация теперь зависит от расходов на медицинскую сферу в бюджете-2021. Известно, что из предусмотренных законом о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания 225 млрд грн в проекте бюджета заложено вдвое меньше, всего 123 млрд грн. Еще один фактор, от которого зависит успех медицинских проектов — позиция Минздрава. Ведомство должно отстаивать надлежащее финансирование отрасли, а не молча наблюдать за перераспределением денег.
Выпуск газеты №:
№205-206, (2020)Section
Общество