Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Технологии, покорившие мир

Увлекательный документальный триллер — «Как музыка стала свободной. Цифровая революция и победа пиратства»
02 декабря, 11:03

Книгу написал выпускник Чикагского университета и Школы журналистики Колумбийского университета Стивен Витт. В украинской редакции ее выпустило издательство «Наш формат» (перевод Юрия Семенова).  Фактически это расследование или, выражаясь на профессиональном сленге англоязычных репортеров, «investigation report», принадлежало молодому американскому журналисту, публикации которого регулярно стали появляться на страницах престижного в США еженедельника New Yorker.

Стивен Витт просто шокировал своими откровениями американского читателя о масштабах музыкального пиратства, которое расцвело по всей стране, банкротстве целой рекординговой индустрии, коллизиях вокруг раскрытия следователями подпольных файлообменных сетей на территории США, Канады, Великобритании и ряда других европейских стран.

Но сначала автор сосредотачивает свое внимание на одном, на первый взгляд, мелком эпизоде в цепи событий, предшествовавших этим глобальным процессам на североамериканском музыкальном рынке. Речь идет о техническом изобретении, которое, по сути, совершило настоящую революцию в информационных технологиях. Немецкий инженер-акустик Карлхайнц Браденбург из научно-исследовательского Института интегральных схем, расположенного в Баварии, разработал принципиально новый цифровой формат файла для хранения аудиоинформации, который получил название — mp3. С легкой руки Бранденбурга mp3, по сути, за какое-то десятилетие завоевал весь мир, успешно интегрировавшись в новейшие информационные технологии, не говоря о глобальной сети Интернет.

КТО ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ КОДИРОВАНИЕМ МУЗЫКИ В ФОРМАТЕ MP3?

Как ни странно, но первыми, кто воспользовался кодированием музыки в формате mp3, как об этом утверждает в книге Витт, оказались не толстосумы из шоу-бизнеса и не владельцы всемирно известных студий звукозаписи, где массово тиражировались произведения будущих звезд поп-сцены. Именно аудиопираты, которые развернули бурную деятельность по обмену незаконно скопированной аудио- и видеопродукции, стали настоящими пионерами в массовой оцифровке музыкальных альбомов и кинолент, которые буквально заполонили нелегальный медийный рынок по обе стороны Атлантики. Осознание потери контроля над ситуацией пришло слишком поздно для тех, кто еще на рубеже 1960 и 1970-х начал успешно развивать шоу-бизнес на Западе, где с каждым новым десятилетием вращалось все больше и больше миллиардов долларов.

Надо отдать должное автору книги, который безошибочно вычислил основную причину, которая привела к упадку всей шоу-индустрии в начале нового тысячелетия. Неумение и нежелание вовремя перестроиться в соответствии с требованиями времени, а еще игнорирование технических возможностей новейших технологий с последующим использованием их в перспективных экономических моделях сыграло злую шутку с компаниями-мейджорами таких всемирно известных лейблов, как Warner, Universal, BMG, Virgin, EMI, Sony, Capitol и др. По большому счету, их руководители проскочили символический поворот в своей бизнес-деятельности, когда нужно было срочно менять направление движения.

АУДИОПИРАТЫ, КОТОРЫЕ НАНЕСЛИ СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Пожалуй, расследование Стивена Витта оказалось бы неполным, если бы он целые разделы книги не посвятил одному из многих аудиопиратов, которые нанесли смертельный удар музыкальной индустрии. Делл Гловер, работая на фабричную компанию «Universal», смог в течение одиннадцати лет украсть прямо с заводского конвейера около десяти тысяч альбомов различных исполнителей. Переводя их в цифровой формат, этот несун буквально наводнил нелегальный музыкальный рынок Америки контрафактной художественной продукцией в невиданном количестве, используя развитую им высокоинтегрированную подпольную онлайн-сеть. Уже позже, когда агенты ФБР таки вычислили Гловера, а искали они его почти пять лет, автор книги подробно изучил материалы расследования и судебных слушаний, на которых рассматривались противозаконные действия этого глубоко законспирированного музыкального пирата. Чистый доход от его незаконной деятельности составил более 200 тыс. долл. только за один год. Своими незаконными действиями он нанес материальный ущерб не только компаниям-мейджорам, но и исполнителям, которые недополучили гонорары и авторские вознаграждения за свою творческую деятельность, в частности, Ани ДиФранко, Барри Манилов, Бейонсе, Боб Сигер, Кристина Агилера, Элвис Костелло, Мадонна, Нилл Янг, Принс, Шакира, Стинг, группы «Buzzcocks», «Foo Fighters», «Korn», «Primus», «Stereolab», «Oasis», «Pearl Jam» и др.

Был ли шанс остановить разрастание аудиопиратства, которое приобрело массовый характер? Автор в книге вспоминает единственного бизнесмена, который сразу почувствовал угрозу для всей шоу-индустрии, начиная со звукозаписывающих компаний, заканчивая конкретными исполнителями. Им оказался Стив Джобс — основатель корпорации «Apple». Именно ему принадлежала блестящая идея взять под контроль несанкционированное использование аудиофайлов с музыкальными композициями различных групп и певцов, когда он предложил сотрудничество компании «Universal». Им был придуман гениальный, как считает Витт, маркетинговый ход, который предусматривал наполнение айподов — портативных медиаплееров корпорации «Apple», которые в то время начали массово выпускаться на рынке, различных музыкальных устройств аудиоконтентом под лейблом «Universal». Фактически создавался механизм легальной поставки музыки массовой аудитории, которая законно платила за ознакомление с музыкальным произведением с соблюдением авторского права.

ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ

В начале 2003 года был создан специальный сайт — онлайн-магазин «iTunes Store» для легального, а, главное — платного скачивания оцифрованных музыкальных композиций, который на протяжении первого года своей деятельности смог продать более семидесяти миллионов песен. Автор книги не скрывает своего восхищения творческим потенциалом Стива Джобса, благодаря таланту которого достигались весомые успехи в решении сложных технологических и бизнес-задач. Но, как часто бывает в этом несправедливом мире, вмешалась неодолимая сила. Стив Джобс заболел раком, что повлекло постепенное сворачивание всех перспективных проектов. После его ухода онлайн-пиратство засверкало всеми цветами радуги, и на сцену вышли такие онлайн-сервисы с сомнительной репутацией, как «Napster», а позже «Kazaa», «Donkey», «Lime-Wire», «Gnutella», «The Pirate Bay « и др. Автор вспоминает интересный эпизод в книге, когда против них выступила даже сама Джоан Роулинг — самая на сегодняшний день богатая в мире английская детская писательница, когда узнала, что один из упоминавшихся онлай-сервисов начал несанкционированно распространять через Интернет ее роман «Гарри Поттер и философский камень», тем самым грубо нарушив авторское право на использование произведения. Знаменитая писательница активизировала не только собственных адвокатов, а также Международную федерацию звукозаписывающей индустрии (IFPI) в Великобритании и подобную Ассоциацию в США (RIAA), чтобы вывести на чистую воду всех нарушителей авторского права, а конкретнее создателей пиратского сайта «Oink». И ей это удалось. Все они сели на скамью подсудимых.

«РАЗГРОМ»

А что же происходило с пиратством в Украине в свете расследования американского журналиста Стивена Витта за описываемый в книге временной период? Если не изменяет память, три технологические линии по производству аудио компакт-дисков располагались в трех крупных городах страны — Киеве, Одессе и Харькове. Пик их деятельности приходится на 1990-е, когда эти предприятия массово тиражировали компакт-диски с альбомами западных исполнителей, в основном экспортируя их в соседние страны Восточной Европы. Целые трейлеры, забитые под завязку маленькими пластмассовыми коробками с приличной полиграфией и блестящими дисками, начали регулярно пересекать западную границу. На рынке «Петровка» в Киеве очень часто можно было увидеть иностранцев, которые скупали сотнями аудио компакт-диски, изготовленные на достаточно приличном техническом уровне. По крайней мере они по всем параметрам ничем не уступали западным аналогам. До поры до времени это не замечалось, пока западные компании-мейджоры не почувствовали, что начинают терять локальные музыкальные рынки в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и других восточноевропейских странах. Проведя расследование, они вышли на производителей контрафактной аудиопродукции в Украине. То, что произошло потом, можно назвать очень коротко — «разгром». Страна подверглась давлению в первую очередь со стороны США, фактически разрушив всю отечественную отрасль грамзаписи. Следствием или примером непродуманных решений правительственных структур премьерства Леонида Кучмы, может служить одна единственная музыкальная лавка, расположенная на сегодня в центральной части многомиллионного города неподалеку от Золотых Ворот. Словом, получилось, как всегда, в лучших традициях совка: «Когда в Москве стригут ногти, то в Киеве отрубают пальцы»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать