О «зимних» и «вечных» вопросах
сегодня рассуждают львовские журналистыТатьяна ВЕРГЕЛЕС, заместитель главного редактора агентства «Западная информационная корпорация»:
— Хорошо, что зима похожа на зиму, а не на грязную тряпку: морозно, все такие энергичные, вот если бы эту энергию в позитивное русло, Украина горы бы свернула. Хорошо — новая книга Ирэн Роздобудько «Якби», и я в предчувствии уютного вечера после конвейера новостей днем. Написанная в Чехии сказка Елены Лань «Бурдебач» с мавками, чугайстрами, русалками, домовыми — это тоже хорошо, когда за окном мороз. Хорошо — «Зима» Вивальди и немного красного вина... Хорошо, что Янукович встретился с Хиллари Клинтон (может, не все безнадежно?). Хорошо, что у харьковского правозащитника Евгения Захарова появился шанс стать уполномоченным ВРУ по правам человека. Это шанс и для общества. Радуюсь, что заработал снова файлообменник ЕХ.UA (я о его существовании узнала на прошлой неделе, но за народ — приятно, что так «встрепенулся» и объединился). Плохо — то, что происходит с транспортом во Львове. Микрорайон, где живу, превратился в медвежий угол — ни одной маршрутки (теперь у нас везде медвежьи углы!). Улучшения обещают через... 10 лет — не все дотянут до этого светлого будущего. Плохо, что вечно завалены снегом тротуары и вечно умирает ЖКХ. Плохо — «крутой» продуктовый магазин в центре Львова, где, несмотря на «крутизну», обвешивают и обсчитывают. Плохо слышать о сокращении работников: знакомый бизнесмен вынужден был на этой неделе сократить восемь монтажников, потому что нет заказов. На Украину наползает очередная волна кризиса, но народу хлеб заменят грандиозным зрелищем — избирательной гонкой.
Роман ШОСТАК, автор и ведущий ток-шоу «Домино» (телеканал ЗіК):
— Хорошо, что люди, узурпировавшие в Украине деньги и власть, еще не бессмертны. И даже если когда-нибудь их будут спасать от законного наказания Россия и Китай так же, как сейчас они защищают перед ООН сирийского Асада, все равно нынешних жрецов Украины (от слова — жрать) в будущем ждет судьба ливийского Каддафи (по версии радикалов) или египетского Мубарака (по прогнозу либералов). Об этом знают уже чуть ли не все, а не пишут только в новейших учебниках истории от Табачника. Того, кто мечтает быть хитрее Талейрана. Плохо, что смертно большинство населения Украины. И вымирает оно — хоть в морозы, хоть в теплынь — не меньше, чем эмигрирует. Нужда заставляет украинцев искать по заграницам «землю обетованную», освобождая свои черноземы для новых феодалов и рабов. «Роботодавці» — суржиковый неологизм, полное содержание которого понятно сегодня разве что Януковичу и Фирташу. «Наполеоновских» полномочий этих двух лиц с этой недели хватает, чтобы договориться между собой о новом Трудовом кодексе — от имени всех ветвей власти, всех стволов профсоюзов и организаций трудящихся. Хорошо, что в Украине еще есть свобода слова на этой неделе. Плохо, если на следующей ее захотят свести к одному «Дню».
Галина ВДОВИЧЕНКО, заместитель главного редактора газеты «Високий Замок», писательница:
— Начну с плохого, потому что об этом во Львове не говорит разве что ленивый — особенности введения новой транспортной схемы. Хорошую задумку чиновники-экспериментаторы испоганили и пытаются исправить, как говорится, по ходу пьесы. Я теперь на дорогу на работу и с работы трачу не по полчаса, как это было недавно, а почти по часу. Но именно в замороженной, без отопления маршрутке, которая долго-долго ехала по новому, якобы сокращенному маршруту, придумала новый сюжет романа в стиле Стивена Кинга, где большой город становится заложником автоматизированной системы общественного транспорта, который выходит из-под контроля. Жанр книги — роман ужасов. Теперь относительно хорошего... По промерзлым улицам Львова ежедневно курсирует патруль взаимопомощи. А организовали его бывшие бесприютные из сообщества «Оселя-Емаус». Вместе с волонтерами они везут в разные уголки города теплую одежду, обувь и горячую еду, которую готовят сами. Так бывшие бесприютные помогают нынешним бездомным. Они понимают друг друга, потому что хорошо знают, как легко замерзнуть, не имея крыши над головой. Странным стечением обстоятельств оказался факт, что одной из остановок «Оселі» является площадь около Доминиканского собора, рядом с памятником художнику-примитивисту Никифору Дровняку, который сам всю жизнь был бездомным.
Игорь ГУЛИК, главный редактор и директор «Львівської газети»:
— Хорошо то, что невзирая на очевидные признаки обострения контроля над СМИ, создания не слишком благоприятных условий для работы журналистов, журналисты не сдались. Хорошо, что появляются новые издания, поскольку увеличивается количество мнений, увеличивается количество площадок, где обсуждают насущные проблемы, причем публично, а не кулуарно. Хорошо, что мы имеем хоть какой-то закон о доступе к информации. Что касается личного, то к позитиву я бы отнес факт появления сайта «Львівської газети» — первого украиноязычного издания в Галичине, имеющего доступ на мобильные площадки. А негативным является то, что, несмотря на все очевидные угрозы для свободы слова, журналисты так и не смогли консолидироваться в единую силу. И еще одним негативом я назвал бы то, что довольно часто лозунгом «свобода слова» начинают прикрывать сугубо финансовые дела издателей или владельцев газет. А это одна из внутренних угроз, поскольку у нас и так довольно часто дискредитируют понятие «свобода слова» в угоду тем или иным политическим силам.
Галина ГУЗЬО, руководитель отдела культуры газеты «Високий Замок»:
— Мне кажется, что в последнее время больше негатива, чем позитива, хотя я — оптимист. Плохо то, что в Украине, европейском государстве, на улицах замерзают на смерть сотни людей. Плохо то, что продолжаются громкие судебные процессы, которые тормозят приближение Украины к Европейскому Союзу, а украинская власть закрывает на это глаза и игнорирует рекомендации таких влиятельных учреждений, как Парламентская Ассамблея Совета Европы. В культурной сфере также происходят непонятные вещи — говорю о замене директоров ряда музеев. И министр Кулиняк, давая в Киеве пресс-конференцию, не может дать конструктивный ответ на простые вопросы журналистов: «Почему произошли такие кадровые изменения?». Удивляет и то, в каком направлении движутся в Украине попсовые проекты, в частности «Голос країни». Один из самых больших шоков последнего времени — как выступила и вообще представила себя дочь легендарного Назария Яремчука Маричка. Мало того что она спела песню на русском (пусть и знаменитую «Дорогой дальнею»), еще и представлялась на русском: «Меня зовут Мария. Можно просто Машенька». Это вызвало острую дискуссию: мол, не трогайте ребенка, потому что он еще не ведает, что творит. Но ребенку 18 лет, и он уже, наверное, ведает, что творит! Просто мы уже настолько проиграли войну за информационное пространство соседнему государству, что даже не реагируем на такие вещи адекватно. Но, несмотря на все вышеперечисленное, имею и позитив: посмотрела несколько прекрасных фильмов — и старых, и новых. В частности, фильм «Модильяни». Понравились и драма «Жизнь других», и трагикомедия «Жизнь прекрасна» — в лентах разворачиваются страшные события, невзирая на это, убеждаешься, что жизнь действительно прекрасна. Хочется жить.
Выпуск газеты №:
№23, (2012)Section
Почта «Дня»