Всем — шампанского!
Напиток победителей, королей и героев, а также всех тех, кто планирует таковыми статьОткровенно признаюсь: перед тем как написать этот текст, пришлось немало перечитать, а поскольку теория не всегда давалась легко, то я вынуждена была подкрепить ее практикой. С высокой вероятностью допускаю, что и вам тоже в конце этого текста, а может, еще и на его середине, захочется вина игристого, и тут уже решайте сами — открывать сразу или подождать до 1 января 2021 года.
День начала Нового года путешествовал по календарю немало. Из века в век, от государства к государству он приходился то на начало весны, то на середину осени, то на какой-то из зимних дней, пока в конце концов большая часть мира не взяла традицию отмечать его в ночь на первое января. И даже если в космосе и природе ничего особенного в настоящее время не планировалось, магия миллиардов людей, загадывающих желание, дающих себе обещания, превратила новогоднюю ночь в чудо.
Современные технологии позволяют отследить, как, двигаясь с востока на запад, солнце отгибает тонкую полосу ночи и приносит новый год в каждую из стран. И если бы нам удалось не только увидеть, но и услышать этот приход нового года, то в первых звуках первого января мы точно узнали бы характерное «бах» со сладким шипением на дне. Это — звук открытой бутылки шампанского, который сопровождает новый год, куда бы тот ни пришел: от лондонских скверов до гостиницы Дубаи, от киевских холмов до портов Лиссабона. Напиток победителей, королей и героев, но также всех тех, кто планирует таковыми стать.
Привычное для украинского уха название «шампанское» на самом деле несколько нелегитимно. В законодательстве ЕС уже давно отмечено: шампанское вино бывает лишь родом из региона Шампань. Унывать не стоит, ведь в словаре существует другой, даже более красивый вариант — игристое вино. Согласитесь, что-то игриво-искрящееся закодировано в этом словосочетании так же, как и в бокале, что наполняется им.
Дом Периньон, французский монах-бенедиктинец, вклад которого в производство шампанских вин трудно переоценить, якобы как-то сказал: «Идите сюда быстрее, я как раз пробую звезды». И хотя история никак не может подтвердить или опровергнуть, говорил он такое или нет, доказательств популярности шампанского немало. Однако не все было так искристо и легко вначале. Долгое время монахи, которые во Франции традиционно занимались производством вина, называли шампанское — дьявольским (и при этом упорно продолжали его изготавливать). В процессе второй ферментации, которая уже происходила в бутылках, пробки часто выстреливали или вообще непрочное средневековое стекло взрывалось вдребезги, запуская своеобразную цепную реакцию. Представьте себе ощущения монаха, который, сойдя в пивную, видел такой кавардак — как тут не поверить в лихие чары? Методом проб и ошибок, а также по подсказке англичан, которые научились изготавливать толстое качественное стекло и одновременно полюбили игристый напиток, шампанское перебралось в прочные бутылки и с дьявольского стало аристократическим. На протяжении веков этот напиток был неотъемлемым атрибутом коронаций и банкетов.
После смерти Людовика XIV его племянник и большой поклонник шампанского Филипп II превратил игристое вино в любимый напиток аристократов. В регионе Шампань появились десятки новых производителей, фамилии которых и сегодня можно найти на самых дорогих бутылках — Моэт и Шандон, Луи Родерер, Тайтингер. Однако во времена Французской революции и Наполеоновских войн ассоциация с богатством и высшим светом превратила шампанское в опасный продукт, а производители быстро среагировали и стали называть его в честь солдат. Сам же император Наполеон любил игристое вино и часто повторял: «Пью шампанское, когда побеждаю, чтобы отпраздновать, и когда проигрываю — чтобы успокоиться». Его последнее поражение русские солдаты тоже отпраздновали в Шампани, в винных подвалах одной из первых женщин-предпринимательниц международного уровня, известной как Вдова Клико. Мудрая мадам не спешила жаловаться, и лишь передала своим помощникам: «Пусть сейчас они попьют шампанского бесплатно, а уже в следующем году будут платить за него большие деньги». Ее слова действительно оказались пророческими: уже через несколько лет напиток стал безумно популярным среди знати, а Россия превратилась в одного из крупнейших импортеров шампанского в мире, принеся Вдове Клико многомиллионное состояние.
Среди сокровищ, которые скрывают океаны, археологи не раз находили и поднимали на поверхность сотни бутылок многолетних шампанских вин. Прохлада и тьма глубин сохранила их вкус и открыла секреты. Оказывается, в прошлом шампанское было гораздо слаще, чем любимые теперь сорта брют или сухого. По преданию, еще сто лет назад гости легко могли добавить себе в бокал вина сахар по вкусу.
Вместе со спросом рос и рынок. Постепенно игристый напиток попал в кабаре и рестораны, магазины и кафе. Благодаря продуманным рекламным кампаниям напиток завоевал сердца женщин и превратился в один из символов победы — военной, спортивной, личной. О нем пишет Оскар Уайльд, шутит Черчилль, его любит королева Елизавета II. Бутылку шампанского до сих пор разбивают о борт корабля, который впервые выходит в море, победители Формулы I сбрызгивают им капоты своих автомобилей, а футбольных чемпионов угощают шампанским из кубка. На свадьбе и крестинах, закрытии конференции или открытии кинофестиваля игристое вино тоже обязательно будет, как и на новогодней вечеринке почти в каждом уголке такого большого или, наоборот, такого малого света.
Среди стран, которые могут гордиться своими традициями изготовления игристых вин, к счастью, есть и Украина. Десятки крупных заводов и десятки крафтовых, домашних производств сегодня готовы удивлять нас лучшими классическими композициями или уникальными семейными импровизациями. И даже если вы не большой любитель шампанского, согласитесь, этот искрящийся напиток лучше всего подходит для празднования Нового года, когда вместе с пузырьками, которые поднимаются вверх бокала, заканчивается длинная ночь, а новый день открывает дорогу крупным планам и маленьким мечтам. Итак — с Новым годом, и всем — шампанского!
Выпуск газеты №:
№246-247, (2020)Section
Общество