Не газом единым...
«Нафтогаз» презентовал новую бизнес-стратегиюОт добывающей компании — до национального оператора «энергетических сервисов». НАК «Нафтогаз Украины» объявила о масштабной трансформации компании. К 2025 году она стремится не только укрепить свои позиции как лидера по добыче газа, но и расширить свои приоритеты на электричество, теплоснабжение, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, производство водорода и др.
Стратегия предусматривает развитие Группы на базе трех бизнес-платформ: «Газовый бизнес», «Поставка конечным потребителям» и «Низкоуглеродистый бизнес». Именно они стали «тремя китами» новой стратегии.
«Газ остается одним из основных источников генерации энергии на планете. Поэтому газовый бизнес в корпоративном портфеле «Нафтогаза» был и остается важным. Мы хотим увеличить добычу, но экономически целесообразным образом», — рассказал об основных приоритетах глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
Для этого «Нафтогаз» планирует существенно нарастить резервы — разведанные запасы газа, так как большинство существующих месторождений — истощены. К счастью, потенциал отечественных недр — до сих пор существенный, поэтому шансы найти новые крупные месторождения — высоки.
«Нефтегазовый сектор Украины предлагает нам удивительные возможности. Если мы посмотрим на другие страны Европы, добыча газа там снижается... Только Украина имеет потенциал, наоборот, наращивать эту добычу, ведь она имеет ресурсную и резервную базу. Подключив инвестиции, мы сможем расти», — убежден главный исполнительный директор «Нафтогаза» Отто Ватерландер.
Согласно новой стратегии, за 5 лет «Нафтогаз» стремится достичь стопроцентного замещения запасов газа. Это — более 250 млрд кубометров. Именно столько компания планирует разведать новых залежей топлива. А в течение следующих 10 лет запасов углеводородов «Нафтогаза» должно стать больше в два раза — до около 500 млрд кубометров!
В поиск новых, больших залежей газа «Нафтогаз» в течение ближайших 10 лет планирует вложить 20—25 миллиардов долларов, из них 7 млрд долларов — в течение первых 5 лет.
Но не добычей единой... «Нафтогаз» решил всерьез сфокусироваться еще и на потребностях клиентов и новых бизнесах.
«Группа имеет все возможности стать полноценной вертикально интегрированной компанией, работающей напрямую с конечными потребителями. Такой формат позволяет нам предложить качественные услуги по лучшим ценам, способствовать развитию конкуренции и обеспечить украинцам равный доступ к качественным и доступным энергетическим продуктам и услугам», — добавил Андрей Коболев.
Это означает, что в государственной компании потребители смогут покупать не только газ, но и электричество, энергоэффективные решения и т.п.
«Мы хотим представлять не только газовый бизнес как ресурс, а все ресурсы, которые нужны нашим клиентам. В 2020 году мы стали газовым поставщиком, на втором этапе — стать поставщиком энергетических услуг», — объясняет директор дивизиона «Розничная торговля» Группы «Нафтогаз» Максим Рабинович.
Что же касается газа для бытовых потребителей, то к 2025 году «Нафтогаз» хочет расширить долю на нем до 35%, продавая «голубое топливо» 4 миллионам потребителей. Сейчас у газоснабжающей компании «Нафтогаза» — 8 млн клиентов.
Еще одна новация для «Нафтогаза» — развитие низкоуглеродистых бизнесов. Компания объявила, что готова достичь углеродной нейтральности к 2040 году — в ногу с «Зеленым соглашениям» ЕС. В частности, «Нафтогаз» планирует повысить энергоэффективность, уменьшить выбросы метана, углерода и других парниковых газов, а также производить чистую и доступную энергию: солнечную, ветровую, биотопливо и даже водород.
«Мы как компания собираемся идти в ногу с прогрессом в реализации целей Парижского соглашения. Это означает уменьшение эмиссии углерода, связанной с нашей собственной деятельностью. Есть очень много способов, как этого достичь. Прежде всего, это уменьшение эмиссии и выбросов, а, во-вторых, это изменение подходов в предоставлении услуг нашим потребителям», — рассказала советник главы правления компании, руководитель направления «Низкоуглеродистые бизнесы» Лана Зеркаль.
По предварительным оценкам, новая стратегия будет иметь долгосрочный эффект: в течение ближайших 10 лет она позволит создать 290 тыс. новых рабочих мест, государственный и местные бюджеты получат дополнительно 361 млрд грн, Пенсионный фонд — 36 млрд грн, а ВВП вырастет на 438 млрд грн.
Таким образом, реализовав стратегию до 2025 года, Группа «Нафтогаз» ожидает удвоить свою ценность и выйти на первичное публичное размещение акций (IPO) на большой международной бирже.
«В 2025 году мы планируем выйти на публичное размещение наших акций и завершить процесс IPO», — отметил Андрей Коболев.
Правда, глава «Нафтогаза» заметил: и успешная реализация новой стратегии, и выход на IPO возможны только при ряде условий. Прежде всего — политического невмешательства в работу компании, своевременной выдачи лицензий и землеотводов, утверждения финансовых планов, продолжения реформы управления объектами государственной собственности и т.п.
Именно отсутствие такой поддержки со стороны правительства в свое время помешало выполнению программы по увеличению добычи газа «20/20».
Чтобы не повторить ошибки недавнего прошлого и таки достичь энергетической независимости, на этот раз власть должна посодействовать государственной компании. В этом «Нафтогаз» вскоре будет убеждать нынешнее правительство — детальное описание новой стратегии представят Кабмину.