Под воротами Кракидал
Львовские художники устроили тихий аукцион, чтобы аккумулировать средства на восстановление входной двери в здание в центре города
«День» неоднократно рассказывал о том, что во Львове реставрируют старые ворота – речь идет о программе софинансирования, которую координирует Бюро наследия управления охраны исторической среды Львовского городского совета (см., в частности, публикацию за 2 ноября 2021 года «Здесь жил Лем», где рассказывается о восстановлении входной двери в дом, где жил известный польский писатель-фантаст).
Помогают властям Львова в этом очень полезном деле и частные инициативы. В частности – известное кафе-галерея «Штука» (ул. Котлярская, 8), где несколько дней назад открыли выставку-аукцион «Под воротами Кракидал, по улицам историй».
Согласно сообщению на ФБ-странице «Штуки», в аукционе принимают участие 22 художника, предоставивших на тихие торги 40 работ, созданных во время пленэра в сентябре-октябре текущего года. Авторы – Оксана Андрущенко, Квитослава Булавина, Тамара Волошенко, Елена Жеребецкая, Дарья Завьялова, Елена Зотова, Наталья Ивженко, Татьяна Казанцева, Елена Каменецкая-Остапчук, Соломия Ковтун, Марта Лукив, Орест Манюк, Орест Мацейко, Богдан Мисюга, Кристина Приймак, Юрий Сычев-Глазун, Ярослав Стабрин, Анна Стасышин, Николай Ступинский, Ирина Фартух, Виктория Шатковская, Юрий Ямаш.
Стоит добавить, что с большинством художников постоянные читатели «Дня» хорошо знакомы – наша газета уделила их творчеству немало страниц, как, собственно, и самой «Штуке» и ее художественным инициативам (см., в частности, публикацию «Евгений Булавин: Когда-то в кафе создавалась творческая жизнь Львова» за 12 сентября 2019 года).
Художники собирают деньги для спасения столетних входных дверей дома №10 на улице Котлярской. Половину средств от продаж картин получат авторы, а вторая половина уйдет на оплату реставрационных работ. Организаторы акции рассказывают, что стоимость реставрации составляет 60 тысяч гривен, из них жильцы дома №10 уже собрали 50%.
Лоты можно посмотреть здесь.
Ставки нужно делать в комментариях под фото изделия. Стартовая сумма – 1000 гривен, шаг – 100 гривен. Как вариант можно сразу приобрести любую картину по цене 3000 гривен.
Присоединился к аукциону и известный львовский искусствовед и исследователь творчества Ивана Труша Юрий Ямаш, передав на торги две книги «Труш рисует Крым» и «Труш рисует Кобзаря», которые уже стали библиографической редкостью. Цена изданий тоже стартует с 1000 гривен.
Принять участие в аукционе можно до девяти часов утра 1 декабря 2021 года.
И в завершение – немного истории, если точнее – толкование названия «Кракидалы», которое фигурирует в названии аукциона («Под воротами Кракидал, по улицам историй»). Для более четкого понимания, о каком именно районе Львова идет речь.
«Площадь перед краковскими воротами еще со времен раннего средневековья была торговой. Через эту площадь в город попадали товары, привезенные по Краковской и Волынской дорогам. Еврейский квартал, размещавшийся с другой стороны площади, постепенно тоже становился частью этого крупного торгового места. В XIX в. Краковский рынок вместе с близлежащими "еврейскими" кварталами был огромным торговым комплексом, разные части/улицы которого традиционно специализировались на разных видах товара. "Кракидалы", как называли это важное пространство львовяне, функционировали и разрастались вплоть до середины ХХ ст. Как вспоминает львовский польский писатель Витольд Шолгиня, в межвоенном Львове «Кракидалами» называлась, по крайней мере, в наше время, не только та удлиненная площадь Краковская, которая простиралась от окончания улицы Гетманской до окончания улицы Краковской, что лежала в этом направлении от площади Рынок, но также значительно более широкое пространство к северу, охватывавшее группу других площадей и паутину улиц, улочек, переулков, дворов и переходов в плотной застройке той старейшей в своих фундаментах части древнего Львова» (Szolginia, 2011).
"Кракидалы" делились на меньшие рынки. Львовский историк Адам Краевский описывал в начале ХХ ст. одно из таких "кракидальских" подпространств - торговище Опалки, расположенное к северу от Краковской площади на берегу Полтвы. Здесь продавались преимущественно различное дешевое сукно и изделия из тканей. На закупки сюда приходили "преимущественно слуги и хозяйки из пригородов. Никто не интересовался фабричной маркой или модными фасонами: что было дешево, то и было хорошо" (Krajewski, 1909, 46). Чем дальше на север, тем хуже и менее прихотливыми становились прилавки продавцов и требования покупателей. На площади Теодора долгое время действовала барахолка — тандетта, которая в XIX в. переместилась еще дальше на Миссионерскую площадь, упираясь в железнодорожные пути.
Во второй половине ХІХ ст. Краковский рынок стал первым образцовым торговым местом, упорядоченным благодаря инициативе городских властей. В 1876 г. на Краковской площади венская фирма возвела большое железное павильонное помещение, оборудованное вентиляционной системой.
Радикальные изменения для Краковского рынка начались с приходом советской власти, враждебно относящейся к стихийной торговле, называя такую деятельность незаконной спекуляцией. В 1944 г. базар с площади Рынок был перенесен на площадь св. Теодора. На территории "Кракидал" низовую торговлю начали всячески подавлять, поддерживая только собственно старый Краковский рынок. Однако масштабный продовольственно-вещевой базар, простиравшийся от оперного театра до площади св. Теодора, просуществовал еще много лет, поскольку торговля была единственным способом заработка для многих тысяч львовян. Лишь в конце 1950-х годов власти решительно "урегулировали" торговое пространство "Кракидал". Продовольственный рынок, действовавший на площади Теодора, переместили на территорию старого еврейского кладбища в районе улицы Клепаровской (с 1947 г. там уже функционировал колхозный "Центральный рынок"), передав ему в наследство от "Кракидал" название "Краковский рынок". Барахолку с Краковской площади перенесли на стадион "Торпедо" на улице Золотой. На этой площади остались лишь немногочисленные фанерные торговые палатки, известные под сборным названием "Голубой Дунай" (Михалик, Лемко, 2009, 63-64). В 1990-х годах там появилось новое рыночное пространство "Добробут", которое сильно расширилось, продолжая традиции "Кракидал".
Автор
Татьяна Козырева