Отныне – без ограничений
Музей Ивана Георгия Пинзеля во Львове, а это отдел Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого, готовится к открытию
В галерее рассказывают, что после обновления он стал полностью доступен для посетителей с разными возможностями, в том числе – с инвалидностью. Следовательно, теперь его могут посетить люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, также – с нарушениями зрения и слуха.
От остановки общественного транспорта до здания музея специально для незрячих проложена тактильная плитка, а на входе установлены звуковые маячки, по которым несложно сориентироваться, как попасть внутрь.
Из холла в зал ведет подъемник для удобства посетителей на колесных креслах. Или, например, родителей с малышами в колясках. Или для удобства любого другого, кому сложно передвигаться (например, пожилых людей).
Желающие смогут воспользоваться при осмотре экспозиции аудиогидом. Голос Музея Ивана Георгия Пинзеля – народный артист Украины Остап Ступка.
Возле экспонатов установлены информационные таблички шрифтом Брайля. Для всех предметов разработана аудиодескрипция (голосовое сопровождение), благодаря которой люди с нарушениями зрения могут «услышать-увидеть» экспонаты. Информация о музее и его наполнении также собрана в видео-описаниях, доступных для просмотра всем посетителям, в частности, с нарушениями слуха.
В музее рассказывают, что над всеми этими удобствами для посетителей с инвалидностью начали работать в прошлом, 2020 году, когда общественная организация «17» распечатала скульптуры Пинзеля на 3D-принтере. Количество преобразований было увеличено в рамках инициативы супруги Президента Украины – Елены Зеленской «Без барьеров», направленной на создание равных возможностей для всех украинцев.
Сотрудники Львовской галереи искусств все это время сотрудничали со студией универсального дизайна ORFO, общественным движением «Социальное единство», общественной инициативой My future heritage, общественными организациями «17» и Happy today и при поддержке эксперта по архитектурной доступности и инклюзивным социальным практикам Владимира Высоцкого, главы правления Ассоциации развития туризма Фазиля Аскерова и руководительницы Ресурсного центра Национального университета «Львовская политехника» Оксаны Потимко.
Обновленный Музей Ивана Георгия Пинзеля (ул. Лычаковская, 2а) будет принимать посетителей уже скоро – 10 декабря.
Кстати:
Музей Ивана Георгия Пинзеля расположен в памятнике архитектуры XVII в., и это – скромный снаружи и роскошно расписанный изнутри Костел кларисок, построенный в 1607 году Павлом Римлянином и Бернардом Авелидесом на месте часовни св. Анны, монахинь кларисок бернардинского ордена.
В 1740-х костел реконструировали в барочном стиле – тогда разобрали башню на западном фасаде и построили здание бывшего монастыря. Свод храма в 1760-х украсили росписи Станислава Строинского, хотя некоторые исследователи считают, что это работа его брата Мартина Строинского. Отдельные сюжеты в южном нэфе нарисовал Тадеуш Попель на рубеже ХІХ–ХХ вв.
В связи с переоборудованием храма под гарнизонный костёл (1938–1939) его реконструировали по проекту архитектора Антония Лобоса. Над главным фасадом костела достроена башня-колокольня в стиле функционализма с элементами барокко, реконструирован дом монастыря и благоустроена площадь перед святыней.
После кассации монастыря Кларисок австрийским правительством в 1780-х годах в храме разместили склад табака, а в монастыре – таможенное (цловое) правительство. С того времени площадь стала называться Цловой (теперь – Таможенная). Перед первой мировой войной храм вернули верующим, а в конце 1940-х снова приспособили под склад.
С 1978 года помещения костела стали использовать в качестве выставочного зала современного искусства, а в 1996 году здесь открыли Музей барочной скульптуры Ивана Георгия Пинзеля. Вместе с другими произведениями искусства здесь экспонируют 29 работ Пинзеля – уникального мастера барочной скульптуры, который около 15 лет жил в Западной Украине, 5 работ его учеников и 9 художественных портретов представителей шляхты и духовенства.
Биография Пинзеля до сих пор окутана тайнами. В 1740-х годах, когда он прибыл в городок Бучач по приглашению магната Николая Потоцкого, мало кто знал этого мастера-резчика. Успех Пинзелю принесли вырезанные каменные фигуры Бучачской ратуши. С того времени скульптор начинает получать много новых заказов и создает скульптуры для святынь в Бучаче, Монастыриске, Городенке, Годовице, Мариямполе, Львове, Рукомышле и Буданове.
Пинзель сумел в каждое свое произведение вложить силу и легкость, темперамент и напряжение, драматургию и перспективу смыслов – проникновенное понимание человеческой души. Однако его творческое наследие ждало достойного внимания почти полтора столетия – только в междувоенный период начинается искусствоведческое осмысление скульптурного наследия Пинзеля, которое продолжается до сих пор.
К сожалению, множество скульптур Пинзеля частично или полностью исчезли. Во Львовской национальной галерее искусств хранится больше всего вырезанных из дерева скульптур Мастера (в Музее Пинзеля и в Олесском замке), остальные – в Ивано-Франковске, Тернополе и Коломые.
Об Иване Георгии Пинзеле и его произведениях можно узнать здесь.
Автор
Татьяна Козырева