Украинские музыканты и европейская культурная практика
Размышления после фестиваля «Органный собор» в РивномЯнварь — традиционно месяц «отдыха», но именно на это время приходится ряд фестивалей новогодне-рождественского цикла, участники которых не только разнообразят свободное время населения, но и демонстрируют существенные сдвиги в искусстве. Вот и в Ривном состоялся очередной (ІV) международный фестиваль «Органный собор».
Просматривая его программы, можно прийти к заключению, что межкультурная коммуникация современных музыкантов дала свой результат: украинские музыканты, как и их иностранные коллеги, существенно расширили горизонты собственного профессионального образования; их характерной чертой стало участие в многочисленных мастер-классах, проведенных ведущими мировыми фигурами, с помощью которых стало возможным понимание культурного наследия и творчества музыкантов разных континентов. Существенно расширился репертуар, в котором появилось огромное количество произведений современников со сложным художественным языком. Продемонстрируем это на примере фестиваля.
ОПЫТ ЕЛЕНЫ МАЦЕЛЮХ
Наиболее яркой фигурой в контексте этой импрезы является Елена Мацелюх (орган), которая известна оригинальными концертными программами не только в Украине, но и Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Польше, Чехии, Дании и США и является одним из самых ярких интерпретаторов органного творчества И.-С. Баха в Восточной Европе. Это заметно выделяет ее среди других исполнителей и поднимает рейтинг вышеназванного фестиваля. Ведь «специализированные» «Баховские» форумы, проведенные в европейских странах — в Брно (Чехия), Вроцлаве (Польша), Иерусалиме, или «Музыка в Старом Кракове» — с высоким международным культурным реноме, в которых она участвует или «открывает» эти престижные музыкальные собрания, подтверждают ее статус как профессионала-интерпретатора западноевропейской музыки конца XVII — середины XVIII вв., предназначенной для исполнения, прежде всего, в католических храмах. Это предусматривает и изучение истоков творчества, а следовательно — знание эпохи, разнообразие произведений, их составляющих, особенностей их подготовки, форм интерпретации и еще огромного количества того, что включает в себя понятие «профессионализм».
Характерной особенностью украинских музыкантов является их заимствование практики инструментальных европейских школ сочетать исполнительскую деятельность с научно-исследовательской и/или просветительской. Этот творческий «тандем» имеет немало преимуществ, в частности исполнитель окунается в культурную атмосферу страны, которая является предметом его научной рефлексии, изучает празднично-обрядовый комплекс, музыкальное наследие и другие компоненты, присущие стране его научного интереса; расширяются межкультурные контакты музыкантов, формы и средства популяризации культурного наследия. Поэтому Е. Мацелюх сегодня активно занимается научно-исследовательской деятельностью в Львовском музее истории религии, исполняя обязанности старшего научного сотрудника музыкально-просветительского отдела. Ведь именно там концентрируется значительный пласт необходимой ей базы источников духовной музыки, предназначенной для исполнения в храме. А если к этому прибавить и широкую просветительскую деятельность в музее среди разных, преимущественно молодых групп посетителей, то портрет избранного нами для анализа музыканта будет достаточно типичным для западноевропейской культурной практики.
К вышеупомянутому следует прибавить сформированный организационно-культурный опыт, воплощенный в участии ее как артистического директора VI и VІІ международных фестивалей органной музыки «Диапазон», проведенных во Львовском Доме органной и камерной музыки (2016—2017 гг.), тогда как непосредственно во Львовской филармонии она является основателем и арт-директором пяти летних Международных фестивалей Pizzicato e Сantabile и двух зимних фестивалей Bach Сontemporary International, позиционируя Львов как центр почитания западноевропейского гения.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ИРИНЫ КОЗАЧУК
Еще одной участницей этого львовского трио фестиваля является Ирина Козачук (фортепиано), основы художественной деятельности которой имеют также значительный просветительский сегмент, а творческий корень связан с Западным Полесьем. Именно здесь, в 1976 г., началось ее сотрудничество с камерным оркестром Ривненской областной филармонии во главе с Заслуженным артистом УССР Б. Депо, где она с успехом исполнила ІІ фортепианный концерт народного артиста СССР Н. Ракова под управлением автора в г. Дубно и Ривном.
Как и почти каждый заметный музыкант, она сотрудничает с представителями музыкального мира разных художественных вкусов, направлений и школ, заземляя наш анализ на Ривненскую область: М. Иванива, Трио «МИО». В ее активе огромное количество записей на радио, телевидении и CD с разными исполнителями, а следовательно, музыки разных стилей и эпох.
ФЛЕЙТА ПАНА ИГОРЯ МАЦЕЛЮХА
В состав этой львовской группы музыкантов входит и Игорь Мацелюх — не менее яркая и оригинальная личность в современной отечественной исполнительской практике, в репертуаре которого произведения на одном из самых древних европейских музыкальных инструментов — флейте Пана (Кстати, после получения образования во Львовской национальной музыкальной академии им. Н. Лысенко (1996), он продолжает исследовать ее новое качественное измерение в Кишиневской академии музыки, театра и изобразительного искусства (Республика Молдова), ведь именно там, по его мнению, значительное внимание уделяется региональной музыкальной стилистике, в частности чрезвычайно колористической народной музыке и инструментарию цыган, румын, других художественно-разнообразных этнических групп, которые проживают на территории европейских Карпат, углубляя при этом культурную мозаику Украины. Как и каждая заметная в сфере профессиональной художественной деятельности личность, он является автором собственных музыкальных произведений, и в этом плане исполнение такой композиции автором является наилучшим вариантом демонстрации музыки.
Он также, опираясь на западноевропейскую организационно-культурную практику, является инициатором и организатором циклов концертов «Румынская музыка», «Классические медитации», «От флейты Пана к органу», «Романтичные голоса», в которых эта яркая гамма музыки раскрывается в полной мере.
ПУТЬ СТАНИСЛАВА КАЛИНИНА
Почти аналогичный путь в искусстве проторяют и еще несколько участников этого фестиваля: Станислав Калинин — солист Харьковской филармонии, в которой исполняет обязанности органиста, клавесиниста и пианиста-концертмейстера, а в 2006—2008 гг. занимал должность и художественного руководителя Дома органной и камерной музыки вышеназванной структуры.
Завершив учебу на историко-теоретическом факультете государственного университета искусств им. И. Котляревского (1998), получил второе высшее образование по специальности «Орган» в НМА Украины им. П. Чайковского (2008) и углубил профессиональные навыки в магистратуре Санкт-Петербургского университета (2008), участвуя в многочисленных мастер-классах.
Разноплановое качественное образование и активная концертная практика способствовали получению им соответствующего статуса. Активно концертирует в Украине, России, Молдове, Польше, Германии, Китае (Большой Театр Ханчжоу, 2013), США (Национальный Собор Вашингтона, 2015). Как и почти каждый яркий музыкант с широким сальдо творческого проявления, он является автором собственных переводов инструментальной и вокальной музыки для органа, в частности и оперы отечественного классика В. Губаренко «Монологи Джульетты».
ШИРОКИЙ КРУГ ИНТЕРЕСОВ МАКСИМА СИДОРЕНКО
Максим Сидоренко — солист Национального дома органной и камерной музыки, заслуженный артист Украины. Получив профессиональное образование в НМАУ им. П. Чайковского по специальностям фортепиано (1995) и орган (2001), углубив горизонты инструментального исполнительства в ее аспирантуре (2005), продолжает совершенствовать профессиональное мастерство в Университете музыки и исполнительских искусств в Вене, участвуя в мастер-классах известных музыкантов Европы и США.
Постоянно гастролирует по Украине и за ее пределами, является участником многочисленных международных фестивалей. Круг него интересов — от барокковой музыки до премьерных исполнений современных украинских композиторов, от записи органной музыки до фильмов и участия в неакадемических этнопроектах.
«УГОЛ ЗРЕНИЯ» ИЛОНЫ БИРГЕЛЕ
Еще одна участница фестиваля — Илона Биргеле (г. Рига) представляет оригинальную программу «Изысканная грация». Как свидетельствует пресс-релиз, она является выдающейся органисткой Латвии и выступает в странах Балтии, Европы, Скандинавии, Израиле и Казахстане. Благодаря высокому исполнительскому мастерству и специфической культуре художественной интерпретации, немало современных композиторов посвятило ей произведения, а следовательно, она дает и определенный «угол зрения» на современную музыку.
Участвовала во многочисленных мастер-классах в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Латвии и Литве, что дало ей возможность лучше чувствовать музыку разных эпох и континентов.
Она является основателем и руководителем нескольких ярких проектов, в частности Фестиваля исторического органа в Латвии, участницей органного дуэта Riga Organum Duo и партнером SIA Impro Celojumi. Активна также и в общественной жизни, в частности является членом правления Общества музыкальной деятельности Pleno, художественным руководителем концертов в католическом соборе Святого Якова в Риге, а также преподает в Рижской кафедральной хоровой школе.
* * *
Следовательно, даже беглый анализ представительского ряда наиболее заметных участников этого фестиваля, уровня их профессионального образования, организационно-культурной и концертной деятельности, социальной активности, независимо от страны их представительства (в разные годы в мероприятии участвовали также музыканты Чехии, Польши, США, Болгарии, Израиля), удостоверяет аналогичный путь в искусстве и формах получения профессионального опыта и гастрольной практики в частности, их важную мотивационную составляющую, которая определяет почти все в жизнедеятельности человека и делает процесс получения образования эффективным. А это лишний раз подтверждает, что мировое культурное пространство функционирует по тождественным принципам, и каждый исполнитель, который хочет участвовать в подобных резиденциях, должен иметь аналогичный культурно-художественный багаж и творческий опыт.
Их профессиональный уровень в который раз засвидетельствовал, что европейское культурное содружество, обходя многочисленные проблемы во всех его сферах, выработало стойкий духовный иммунитет, в основе которого лежит широкая межкультурная коммуникация, качественное и глубокое художественное образование, высокая социальная активность и огромное количество другого, что и выделяет эту интеллектуальную среду, в которой украинские музыканты чувствуют себя уютно и уверенно, подтверждая профессиональное реноме национальной музыкальной Школы.
Поэтому творцом истории (и культуры в частности) в разнообразии ее проявлений является исключительно Личность, и влиять на ее становление (поскольку формировать талант почти невозможно) сегодня вполне реально, более того — даже очень нужно. А уже она будет постепенно консолидировать собственную культурную среду, которая также будет действовать по аналогичному принципу. Ведь будущий результат того стоит!