«Он стал мостиком между Расстрелянным Возрождением и эпохой независимости»
В Черкассах откроется музей Даниила Нарбута
На днях на Черкасщине вспоминали и чествовали народного художника Даниила Нарбута. В краеведческом музее Черкасс открылась выставка его картин из серий «Гетманы Украины» и «Полковники».
Даниил Нарбут — сын художника-графика Георгия Нарбута. Известен как художник театра — работал в декоративной мастерской Киевского оперного театра, был главным художником Киевского цирка, художником-консультантом Киевского театрального музея, работал художником в театрах Житомира, Черновцов и Черкасс. Во время немецкой оккупации возглавлял сотню Украинской повстанческой армии. Лауреат Шевченковской премии за портретные серии «Сподвижники Богдана Хмельницкого», «Гетманы Украины», а также за философско-историческое полотно «Страшный суд». Был самым старшим членом УНА-УНСО. Друзья художника, все, кто его знал, а также те, кто ценит творчество, собрались на открытие выставки картин «деда Нарбута». Именно так художника называли в Черкассах.
Кстати, вскоре в городе откроется музей Даниила Нарбута. В областном художественном музее уже заканчивают ремонт четырех комнат, в которых разместится постоянно действующая экспозиция, — там можно будет увидеть картины, книги и вещи художника. Как заверил «День» заместитель главы Черкасского областного совета Василий Касян, там уже завершены все работы, осталось только сделать освещение.
«Кроме того, мы договорились с краеведческим музеем, и открывшаяся выставка картин через месяц поедет в Умань. А затем — в другие города областного значения: Ватутино, Золотоношу, Канев и Смелу», — сообщил Василий Касян.
КОММЕНТАРИИ
Виктор КЛИМЕНКО, художник, друг Даниила Нарбута:
— Даниил так ярко любил жизнь. Вставал в пять часов утра и рисовал. Это был человек энциклопедических знаний. Если кто-то из нас рисовал какую-то картину, где были изображены казаки, сразу нужно было идти к нему — он все подскажет и расскажет об элементах одежды, особенностях оружия и тому подобное. Это был наш вдохновитель. Бывало, когда заходишь к нему в мастерскую, он рисует, и такое впечатление, будто музыка играет. А затем отходит и говорит: «Нет, плохо!». Был недоволен своими произведениями. Говорил: «Это же нужно было у Кричевского учиться и не научиться рисовать!». На что я ему отвечал, что это хорошо, что «не научился», потому что у него выработался свой стиль, свой особый художественный почерк.
Александра ТЕЛИЖЕНКО, мастерица:
— Мы все знали и любили Даниила Георгиевича за его талант, за то, что держал на своих плечах небо черкасской интеллигенции (и его вряд ли кто-то сможет сегодня заменить). Я считаю, что на нем лежала особая историческая миссия, и он ее выполнил. Очень важной для каждой нации является непрерывность культурно-художественной традиции. Как Евген Маланюк сказал в свое время о том, что важно, чтобы рука, передающая традицию, не ослабела, а рука берущая оказалась в силах. Нарбут осуществил объединительную миссию со времен украинского Расстрелянного Возрождения 20-х годов, когда было уничтожено 60% украинской интеллигенции (в том числе погиб и его отец и бесчисленное количество лучших талантливых художников) и до нашей независимости.
Выпуск газеты №:
№7, (2012)Section
Общество