Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Три козыря украинской власти

Сегодня может решиться судьба газовых переговоров
16 января, 21:22
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Из-за угрозы потерять крупнейшего покупателя газа российские чиновники заметно нервничают. Вчера глава «Газпрома» Алексей Миллер, отвечая на вопрос журналистов о месте, которое отводит «Газпром» украинской трубе, сказал: «Это полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать в Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, очевидно, ее место в музее». Повлияют ли эти откровенные угрозы на украинское руководство, где наметился почти незаметный для постороннего глаза раскол в газовых вопросах? По сообщениям СМИ, первый вице-премьер Андрей Клюев в конце прошлого года призвал парламентариев Партии регионов срочно принять законопроект, который должен был работать на потенциальных арендаторов украинской ГТС — россиян. Да и некоторые СМИ развернули кампанию, направленную на то, чтобы убедить общество — газовая труба свое почти отжила, и сейчас самое время ее отдавать. Таким образом, планировалось досрочно поддержать схему, по которой «Газпром» должен был с 1 января уменьшить цену на газ для Украины, а уже потом Украина принимала упомянутый закон, позволяющий создавать газотранспортный консорциум. Но российский премьер Владимир Путин проявил недоверие к «стульям утром» и отказался от согласованной схемы консорциума — 40 (Украина) — 40 (Россия) — 20 (ЕС), требуя контрольного пакета для России. Украинским ответом на это нахальное требование стало заявление об уменьшении закупок российского газа. Кажется, впервые наши руководители осмелились на решительный шаг.

Сегодня в Москве планировалось начать очередной раунд переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко. Можно предположить, что градус разговора будет очень высоким, поскольку украинская делегация впервые за полтора года отказалась от роли просителя и нашла в своем арсенале действенный козырь, позволяющий реально задеть интересы Москвы. «Газпром» не скрывает своего беспокойства решением Киева в одностороннем порядке снизить закупки российского газа в 2012 году до 27 миллиардов кубометров (согласно газовым контрактам 2009 года, «Нафтогаз Украины» с 2010 года планировал закупать 52 миллиарда в год). А Украина на этот раз не только заявляет, но и делает: если в конце минувшего года ежесуточные отборы газа составляли 100 — 110 миллионов кубометров, то с начала января они стали резко снижаться и к 9 января упали до 33,3 миллиона. «Украина прижала «Газпром» к стенке», — пишет по этому поводу Gazeta Wyborcza.

А ведь еще недавно обе стороны характеризовали переговоры как успешные, и складывалось впечатление, что украинское требование снизить неимоверно высокую газовую цену для Украины (на первый квартал этого года 416 долл. за тысячу кубометров) вот-вот будет удовлетворено. Оставалось лишь подвести законодательную базу под намерение создать газотранспортный консорциум и договориться о доле сторон в создающейся структуре. Как известно, соответствующий законопроект внесен в парламент, и его собирались безотлагательно, еще до Нового года, рассмотреть. Но, как говорят, Администрация Президента, а скорее — сам Виктор Янукович, стали в этом вопросе на сторону оппозиции, яростно протестовавшей против того, чтобы отдавать россиянам украинскую трубу. И законопроект пока что положили в ящик.

На что рассчитывает наше правительство? Премьер-министр Украины Николай Азаров, общаясь с пользователями сети Facebook, сообщил: «Мы на зиму закачали достаточное количество газа, запас которого поможет нам в 2012 году бесперебойно снабжать наших людей». А еще, как говорится, не газом единым. «Очень много было сделано для развития добычи угля, и впервые у нас есть профицит более 5 млн тонн угля, — написал на своем сайте премьер. — Это позволит нам на наших тепловых электростанциях использовать уголь вместо газа. Большая работа проводится «Нафтогазом» по увеличению собственной добычи газа. Ведется работа по привлечению инвесторов по разработке месторождений сланцевого газа. Понятно, что это дело не одного дня, но мы готовы к тому, чтобы в течение ограниченного времени использовать газозамещающие источники энергии». И, тем не менее, Азаров все еще надеется, что переговоры с Россией по вопросу снижения цены на газ будут идти не вечно, а успешно завершатся в течение ограниченного времени, на которое, как считает Азаров, запасов прочности у нас хватит.

Одновременно Украина выложила не только кратковременные, но и стратегические козыри. Так, Бойко сообщил о намерении закупать газ на спотовом рынке, увеличить собственную добычу газа до 21, а в 2013 году — до 22 миллиардов кубометров, построить три завода по газификации угля. По его словам, всего за год украинские теплоэлектроцентрали будут переведены на водно-угольную смесь, что позволит сэкономить до 6 миллиардов кубометров газа в год. А угля в 2012 году у нас будет добыто 84 миллиона тонн против 82 миллионов в 2011 году.

Все это, безусловно, усиливает позицию Украины на переговорах. («Газпром» даже намеревается искать от нее защиты в суде.) Правда, как отечественные, так и зарубежные эксперты считают это утверждение спорным. Например, Богдан Соколовский отмечает: «В контрактах написано, что обязательный объем отбора — именно 52 миллиарда по принципу «потребляй или плати». Иначе за недобор будут штрафы. Юридически позиция Украины достаточно слаба, чтобы избежать санкций через решение суда». И все же эксперт положительно воспринимает намерения правительства: «Минимум (27 млрд куб.м) будет стимулировать владельцев газопотребительских предприятий оптимизировать или перепрофилировать производство». Близкую позицию высказывает и политолог Владимир Фесенко. «В сложившейся ситуации следует понимать, что у Украины потенциал ограничен. Мы здесь в большей степени зависим от России. У нас есть дисбаланс во внешней торговле. Мы же не можем ввести санкции на поставки российского газа», — подчеркнул эксперт. По его мнению, украинская власть должна искать инструменты для ответа на заявления и действия России в политической и геополитической плоскостях.

Интересно, что в этой непростой для Украины ситуации Запад преимущественно занимает позицию наблюдателя и загадывает, выдержит или сломается Янукович под давлением Кремля. Энергетический аналитик из американского издания «Джеймстаун Фаундейшен» — Владимир Сокор — считает, что «украинская власть не выдерживает давления на переговорах с « Газпромом», и не исключает, что Президент Виктор Янукович готовится к сдаче российскому газовому монополисту украинской газотранспортной системы. По его словам, «Северный поток» ослабил позиции Киева, угроза реализации Москвой «Южного потока» еще больше изолирует Украину на газовом рынке Европы. Сокор считает, что именно переговорный раунд 17 января станет решающим для судьбы украинской ГТС. Агентство Рейтер отмечает: «Украина и Россия столкнулись лбами в связи с планами Киева сократить объем закупок российского газа, что очень напоминает ситуацию, в результате которой были временно прерваны поставки российского газа в Европу». Аманда Пол из EUObserver считает, что Киеву в данной ситуации «уже хватит прятать голову в песок», а необходимо признать завершение своей монополии на газовое снабжение в ЕС и переходить к реальной диверсификации энергетического снабжения, увеличение доли других энергоносителей из внутренних источников.

Как будет действовать в этих условиях Россия? Отвечая на этот вопрос, известный аналитик из США — Михаил Корчемкин — напоминает: «5 января 2009 года, вторая российско-украинская «газовая война». А.Б.Миллер: «Владимир Владимирович, есть предложение сократить объем поставок на границу России и Украины на тот объем, который украден Украиной, — 65,3 млн кубических метров газа — и в дальнейшем сокращать на объемы украденного газа». (Для справки — стоимость «украденного» газа составила 25,6 млн долларов, или около 1% от потерь «Газпрома», вызванных «сокращением» поставок в Европу).1 июня 2009 года, после прекращения «Газпромом» в одностороннем порядке выполнения российско-туркменского газового контракта. Зампред правления «Газпрома» В.Голубев: «Уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать. Или мы пересматриваем цену, или объемы».

Директор Украинского института публичной политики Виктор Чумак подчеркивает, что «смягчения условий изменения цены на газ для Украины ожидать не стоит». По мнению эксперта, и после выборов в России политика Путина существенно не изменится. «Для РФ интерес заключается в очень простых и лаконических вещах, — говорит Чумак. — Во-первых, это полная политическая и экономическая гегемония на постсоветском пространстве». По его словам, Москвой «будет проводиться работа не только с руководством Украины, но и с руководством ЕС». Ведь мы знаем лоббистские способности РФ в отношении Украины...

Видимо, не случайно наш Президент жалуется, что «сегодня еще никто из тех, кто нас критикует, не предложил нам помощь. Никто. Ни одна страна, ни с востока, ни с запада. И мы наедине сегодня остаемся с этой проблемой».

По словам ведущего эксперта по энергетическим программам Центра им. Разумкова Владимира Омельченко, Европа может помочь, если Украина сама того пожелает. Для этого, объясняет он, стоит внедрять основы Энергетического содружества (к которому страна присоединилась 1 февраля 2011 года) и более быстро входить в единое энергетическое пространство с ЕС. «Украина должна скорее присоединиться к Третьему энергетическому пакету Энергетического содружества. Тогда вопрос создания консорциума с Россией отпадет, потому что этот пакет ограничивает инвестиции в энергетический сектор от таких монополий, как «Газпром». По моему мнению, это единственное правильное решение для Украины», — сказал эксперт «Дню». По его мнению, играть в газовые карты, сдавая ГТС, не стоит, потому что усиление российского присутствия может стоить стране дорого. Сегодня Украина и без того на 70% зависима от снабжения российским газом. И это для России, говорит он, серьезный политический рычаг. «А что будет, когда «Газпром» возьмет под контроль ГТС и газовый рынок? — спрашивает он и сразу же отвечает: — Украина формально останется суверенным государством». Поэтому, продолжает Омельченко, сегодня власти стоит подумать, как с помощью Европы выработать новую схему закупки российского газа — не на украинско-российской, а на российско-европейской границе. «Только так можно себя оградить в будущем от политического давления», — считает Омельченко.

О готовности помочь Украине сигнализирует сегодня и Европа, которая в течение нескольких последних лет ограничивалась только дипломатическими заявлениями наподобие — мы готовы сделать Украину частью своего единого энергетического рынка. Однако в конце прошлой недели прозвучало: «Комиссия остается готовой продолжать как активную поддержку реформ украинского энергетического сектора, так и модернизировать инфраструктуру по транзиту газа в Украине, чтобы обеспечить ее сохранение как ключевой части Панъевропейской энергетической сети». Об этом заявил еврокомиссар по вопросам энергетики Гунтер Эттингер.

По мнению Соколовского, у украинцев есть два варианта пересмотра газовых договоренностей с российским газовым концерном. Первый — окончание срока действующих контрактов, «когда можно будет откровенно сказать России: или мы берем ваш газ на таких условиях, которые нас устраивают, или же покупаем его у другого партнера». И второй — появление надежного козыря в колоде украинских аргументов. «Это может быть или существенное сокращение потребления природного газа, или же налаживание снабжения природного газа из альтернативных источников: добыча сланцевого газа, шахтного метана, запуск терминала по приему сжиженного газа, и тому подобное; или увеличение до промышленных масштабов собственной добычи, за счет месторождений на шельфе Черного моря и на суше», — уточняет Соколовский. Чтобы подготовить такие аргументы, по подсчетам эксперта, украинцам понадобится 5—7 лет, при условии, если начать уже сейчас и работать в усиленном темпе.

«О том, что Россия будет использовать газовый фактор как средство давления на Украину, было известно с первых дней получения нами независимости, — подчеркивает «Дню» член Международного энергетического клуба, бывший советник председателя НАК «Нафтогаз України» Иван Дияк. — И нельзя сказать, что мы этих 20 лет спали. Было много сделано. Та же программа по увеличению добычи нефти и газа, которая действовала до 2010 года и была успешно выполнена. Нам удалось поднять собственную добычу энергоресурсов до 20 миллиардов кубометров в год». «Сегодня Россия, понимая свое выигрышное положение, поднимает ставки: хотите дешевый газ, отдайте ГТС, — замечает эксперт. И, похоже, что украинская власть в конечном итоге поняла весь риск «игры в трубу» без козырей с Россией. По мнению Дияка, из последних заявлений украинских руководителей можно сделать один вывод — «наконец украинские руководители поняли — дружба с Россией заканчивается на вопросах украинской самостоятельности».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать