В новогодние праздники — на голодном пайке
Демонтаж страны с помощью телевидения продолжается. По мнению экспертов «Дня», опасность — в том, что высокого уровня украинская культура почти не функционирует на уровне культуры массовой![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120112/43-17-1.jpg)
Украинский новогодне-рождественский телеэфир отличается особой стабильностью. Вот уже двадцать лет его наполнение и стилистика остаются практически неизменными: хорошо знакомые всем советские фильмы, заимствованный в том же СССР формат голубого огонька, который со временем трансформируется в связи с развитием технических возможностей, одни и те же московские звезды. Правда, на протяжении последнего десятилетия добавились новогодние мюзиклы, современное российское кино и увеличилось количество отечественных звезд на московский манер. Все это разбавлено повторяющимися голливудскими комедиями. Собственно, ничего украинского. И это не преувеличение. К примеру, в этом году снова показали все части фильма «Один дома», причем третью повторили, как минимум, дважды в прайм-тайм; ICTV весь эфир первого января посвятил современному пропагандистскому российскому фильму «Мы из будущего»; «Энтер фильм» транслировал «Семнадцать мгновений весны» и «Рожденные революцией»; «Интер» уже в который раз показал все 10 серий «Адмирала», однако почему-то для государственного гимна в новогоднюю ночь эфирного времени не нашлось; и конечно же «Ирония судьбы» — это святое для большинства украинских каналов. Одним словом, если долго не выключать телевизор, то есть шанс провести праздники в культурном и информационном шоке.
— Уже утвердился феномен неизбежности того, что в массовой культуре должен доминировать российский дискурс, — считает доктор психологических наук Вадим ВАСЮТИНСКИЙ. — Московские — не американские, европейские, украинские или даже российские — критерии, оценки считаются наиболее правильными. Фактически произошла централизация ментально культурного дискурса. Все то, что отклоняется от этого дискурса, воспринимается большинством украинского общества как ни совсем полноценное, в определенной степени враждебное, неправильное. Разумеется, есть меньшинство, настроенное антироссийским образом, еще меньший процент украинцев ценит вещи более изысканные, глубокие. Но основная масса граждан приспособлена к существующему на ТВ уровню. Их за это даже нельзя осуждать, потому что другие варианты они фактически не получили. В этом — большая беда нашего общества, информационного и ментального пространства. И хотя интересный, высокого уровня украиноязычный фрагмент культуры существует, он почти не функционирует на уровне культуры массовой.
В конечном итоге, такие выводы экспертов имеют реальное подтверждение. Становится вполне понятно, в каком мире живет большинство украинцев, если послушать разговоры за праздничным столом. Друзья моих родителей, которых я знаю еще с детства, вполне естественно обсуждают личную жизнь российских или украинских телезвезд, или что интересного было в последнем выпуске «Большой разницы», и практически никогда не вспоминают в своих разговорах ни об украинской литературе, ни о документалистике, не говорят даже об Олеге Скрипке, «Океане Эльзы» или о Юрии Андруховиче.
— И это учителя, предприниматели, экономисты, в конце концов, люди с образованием. Просто они по привычке каждый вечер включают телевизор, где отсутствует любая альтернатива. Ведь правительство целый год трудилось над тем, чтобы большинство населения не могло себе позволить ничего другого, кроме телевидения.
Кстати, моя коллега по работе, когда мы делились впечатлениями от праздничной телепрограммы, рассказала, что на Кировоградщине, откуда она родом, в телепрограммах, публикуемых в местной газете, вообще отсутствуют «5 канал» и ТВі.
— Абсолютное большинство граждан не интересуются целенаправленно украинской культурой, они воспринимают то, что им предлагают. Это естественное свойство общества, большинство представителей которого не могут быть ориентированы на поиски продуктов культуры, — говорит Вадим ВАСЮТИНСКИЙ. — В этом кроется большая беда. Потому что в результате существующей на ТВ политики в нашем обществе не утверждается украиноязычная городская культура. Из этой ситуации есть два выхода — постепенно превратиться в фольклорный придаток к российской культуре, или же делать над собой усилия и создавать свое собственное украинское, чем занята небольшая часть наших творческих личностей, чему практически не способствует украинское государство. Это более тяжелый путь, он требует самостоятельного обучения, чтения, в конечном итоге экспериментов над жизнью, над собой. Но если этого не делать, мы всегда будем вторичным дополнением, потому что в русскоязычном дискурсе никогда не победим.
В конце концов, пока украинское телевидение продолжало приучать украинцев к инородной и в основном второсортной продукции, в России объявили 2012 год Годом российской истории (напомним, украинская власть призыв Острожской академии отметить в 2012 году 1160-летие украинской государственности не поддержала). Россия, как известно, всегда действует на опережение. Как писал в своей статье «Москва Маросейка» Юрий Шевелев, когда украинцы после Переяслава попытались культурно завоевать Москву, Петр I выиграл бой на культурном поле, отрезав Украину от Западной Европы. Сегодня попытка реанимировать Российскую империю тоже реализовывается прежде всего в информационном и культурном пространстве. В 2008 году, после шестидневной российско-грузинской войны, прозвучало немало голосов экспертов, которые утверждали, что следующей будет Украина. Впрочем, в нашем случае России не нужно применять оружие. Демонтаж страны происходит через информационное пространство. Россия размывает государственные границы Украины с помощью украинского же телевидения, а в самой Украине всегда находятся те, кто готов поддержать политику соседнего государства. В конце концов, до сих пор не принята концепция гуманитарного развития страны. «День» обратился к члену Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины, президенту Национальной академии педагогических наук Василию Кременю с вопросом, почему стратегически важный документ не смогли принять за столько лет. По словам пана Василия, концепция уже разработана и накануне Нового года была принята на уровне Национальной академии наук:
— Я думаю, что теперь Академия направила концепцию на рассмотрение Кабинета Министров. А уже после того, как ее утвердят на уровне Кабмина, ее рассмотрит Президент. Надеюсь, что члены правительства поддержат эту концепцию.
А вот на вопрос, будет ли влиять концепция на гуманитарную политику государства, пан Василий однозначно не ответил:
— Любой документ влияет на общественные процессы, хотя нельзя это влияние абсолютизировать. Невозможно представить себе, что самая лучшая концепция появится и сразу изменит общественную практику. Она формирует общественное мнение, является путеводителем для людей, ответственных за то или иное направление, потому если будет принят такой документ, он будет иметь позитивное влияние, впрочем, не такое быстрое и решительное.
То есть вряд ли какая-либо гуманитарная концепция заставит общенациональные каналы прекратить работать на демонтаж страны, как сейчас это не способен сделать Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Здесь сработает либо четкая политическая воля властной верхушки, либо же настойчивое желание общества жить по-другому.
— На мой взгляд, эпоха постсовка переживает агонию как в России, так и в Украине, — убежден Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Юрий ЩЕРБАК. — И телевизионные программы, являющиеся одновременно следствием и отражением этой совковости, тоже переживают структурный кризис. Я убежден, что в украинской массовой культуре есть интересные явления, просто у них нет доступа к зрителю. Я уже не говорю о том, что мы не имеем доступа к массовой культуре Польши, Чехии, Словакии, что новости цензурируются — например, мы не знаем, что сейчас происходит между Узбекистаном и Киргизией. И когда нас зовут в Евразийскую империю, это выглядит бессмыслицей на фоне ужасных противоречий, которые там существуют. Мы фактически живем на голодном информационном пайке, который дополняют так называемые эстрадные номера российского и украинского шоу-бизнеса, повторы старых голливудских хитов. Думаю, что назревает, так сказать, революция интернет-юзеров против телевизионных зомбоящиков.
Наверное, немало людей возлагают надежды на всемирную сеть, хотя и там существует много угроз для незрелого сознания. Впрочем, самая большая опасность кроется еще и в том, что время на вызревание нужного решения весьма ограничено.
Выпуск газеты №:
№3, (2012)Section
Медиа