Перейти к основному содержанию

«Роль журналистики — в том, чтобы придавать новостям смысл»

Джонатан Хоффманн — о балансе между цифрой и качеством
08 декабря, 20:42
ДЖОНАТАН ХОФФМАНН

Международная газетная ассоциация «Проект Синдикат» объединяет 470 мировых качественных изданий. Газета «День» входит в ассоциацию уже 14 лет. Сотрудничая с «Синдикатом», мы знакомим наших читателей со взглядами мировых лидеров — политиков и экономистов, философов и писателей — людей, которых уважают и к которым прислушиваются.

На прошедшей неделе в редакции «Дня» состоялась встреча главного редактора Ларисы Ившиной с менеджером по мировым связям «Проекта Синдикат» Джонатаном Хоффманном. Разговор, в частности, касался последующего сотрудничества издания и «Проекта». К слову, господин Хоффманн был очень удивлен количеством проектов, которые реализовывает «День» помимо работы над ежедневной газетой.

Невзирая на напряженный график, Джонатан Хоффманн любезно согласился на интервью.

— Господин Джонатан, недавно вы сменили в должности менеджера по мировым связям Грега Иванова и теперь, в частности, отвечаете за отношения Проекта Синдикат с Украиной. Какие задачи вы ставите перед собой на новой должности?

— Самым важным для меня и Проекта Синдикат является то, что мы создаем долговременные и заметные отношения со странами, где работаем. Ведь без этих отношений мы теряем доступ к читателям. В частности, благодаря публикациям наших материалов в местной печати становится возможным проведение дебатов высокого уровня при участии стран-партнеров. Например, когда Вацлав Гавел пишет о том, что творится в украинском политикуме, это также доходит и до норвежских, колумбийских или австралийских читателей. Соглашаются или не соглашаются люди с этим — не является главным результатом. Для нас результат заключается в том, что люди говорят на эти темы. Установление качественных связей с газетами дает мне лучшее понимание рынков, на которых мы работаем. Это также позволяет нам рассказать о нашей продукции с выгодой для наших читателей.

— Какие вызовы сегодня появляются перед печатными изданиями? Как вы считаете, что нужно для того, чтобы решить их и поставлять читателям качественную информацию?

— Вызовов очень много. Важно то, что с увеличением количества цифровых медиа, а также количества контента, люди начинают понимать ценность газет и качественных журналистов, которые поднимают проблемные темы. Ведь понимать происходящее становится все сложнее. Однако, с другой стороны, печатным СМИ необходимо находить новые пути, чтобы двигаться вперед и продвигать свой продукт через цифровую парадигму, ища пути монетизации. Конечно, каждый рынок имеет свои особенности. Если вы посмотрите на рынок прессы Азии или Южной Америки, то количество печатных изданий там растет. А вот если, например, посмотреть на подобный рынок в Соединенных Штатах — газеты закрываются, журналисты остаются без работы... Думаю, наиболее важным для читателей является то, в чем нуждается весь мир, — понимание того, что за качественную журналистику действительно нужно платить. Она не может быть бесплатной. Я думаю, что люди отдают преимущество именно качественному информированию, как это делает, например, London Evening Standard, The New York Times или Le Mond. Но задача заключается в том, чтобы преодолеть разрыв между читателями, их ожиданиями бесплатного контента и возможностью газет продуцировать высококачественные материалы. Таким образом, мы живем в очень беспокойное время, ведь медийная индустрия чрезвычайно быстро меняется. За последнее время было внедрено столько инноваций! Стоит посмотреть хотя бы на рост тиражей таблоидов. А еще какие-то два года тому назад это даже не обсуждалось. И кто знает, где мы будем через следующих два? Думаю, существует много вещей, которых должны бояться издатели, тем не менее они могут использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. Между тем, мне кажется, что читатели уже начинают ценить качественную журналистику. Думаю, что печатные медиа и в дальнейшем будут поддерживать свои онлайн-версии. Хотя я не считаю, что пресса полностью вымрет: она будет приобретать новые формы. И уже существует немало интересных решений относительно этого. В частности, очень интересные процессы происходят в Словакии, где введены национальные платежные ведомости. Что-то подобное есть и в Дании. К тому же есть очень много провайдеров, как Google, где можно услышать много мыслей о том, как сделать газетный контент прибыльным он-лайн, как заставить его работать.

— Что вы думаете относительно того, как журналистам в условиях увеличения количества информации и ее вседоступности обеспечивать читателей качественным контентом?

— Новостийный цикл в мире, в котором мы живем, сегодня очень быстрый. Посмотрите хотя бы на рост популярности социальных медиа, например Twitter, в котором люди публикуют информацию, используя 140 символов. Для репортеров это открывает большие возможности, ведь подобные платформы позволяют им делать анонсы к своим материалам. Тем не менее нельзя терять и бдительность. Принять во внимание хотя бы Wikileaks — самую большую мировую сеть, которая стала причиной серьезных скандалов. Когда Джулиан Ассанж послал первую депешу секретных материалов четырем крупнейшим газетам, они потратили месяц, чтобы учесть все возможные угрозы жизни простых людей, которые может повлечь предание огласке документов. А когда Wikileaks начала публиковать материалы собственноручно, не обращаясь к газетам, — сотни людей были вынуждены покинуть свои дома в Багдаде из-за опасности мести. Думаю, сегодня роль журналистики заключается в том, чтобы придавать новостям определенный смысл.

— Какие из украинских изданий, с вашей точки зрения, являются качественными?

— Думаю, что более уверенно отвечу на этот вопрос тогда, когда лучше изучу украинский рынок печатной прессы. С этой целью я и приехал сюда. Поэтому во время общения с вами и главным редактором для меня так важно, что я слышу ваши мысли, узнаю о том, как здесь все работает. Я встречался с президентом Украинской ассоциации издателей периодической прессы, и эти шаги дают мне больше знаний о рынке. Но как я уже отмечал, мне нравится, что «День» также издается на английском языке. Это дает мне возможность получать новости от украинских журналистов, информацию, которая не проходит фильтры российских пресс-агентств. И, отмечу, качество того, что я читаю в украинской печатной прессе или на украинских сайтах, — хорошее. Как и любой другой, рынок украинской прессы сталкивается с цензурой, потребностью налаживания бизнес-отношений с рекламодателями. Но считаю, что при этом качество украинской журналистики остается достаточно высоким. Мне нравится, что украинские читатели также заинтересованы в наших авторах. Конечно, им не следует соглашаться с теми материалами, которые мы предлагаем, но это генерирует соответствующий диалог. И мне очень импонирует, что публикации Проекта Синдикат привлечены к этому процессу, имея такие отношения с читателями.

— Что скажете о роли социальных медиа в современном инструментарии журналиста?

— Конечно, они играют невероятно большую роль сегодня. Между тем можно выделить и негативные влияния от такого типа платформ. В Twitter, например, вы ограничены лишь 140 символами, поэтому выразить все свои идеи становится очень сложно. Конечно же, эта платформа используется для того, чтобы опубликовать ссылку на какой-то материал, чтобы привлечь к нему читательское внимание. Таким образом социальные медиа делают газеты немножко ближе к своей аудитории. Если вы посмотрите на те печатные издания, которые представлены в Facebook и Twitter, они имеют современную обратную связь с читателями. Это также позволяет людям следить за новостями в реальном времени. Кроме того, это — окно в реальную жизнь других стран, которой мы до этого не знали. Если вы посмотрите на роль Twitter и Facebook в «арабской весне» или даже во время каких-то катаклизмов, как, например, землетрясение и цунами в Японии, они дали остальному миру узнать о том, что чувствовали местные жители, и о тех проблемах, которые их постигли. Социальные медиа изменили процесс поступления новостей в лучшую сторону.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать