Вернутся ли украинские ученые домой?
Ученый из Сум Владимир КОСЯК продолжит свои исследования по фотовольтаике в Юте![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111102/4199-6-2.jpg)
Благодаря индивидуальному гранту, полученному от Department of Energy, США, старший преподаватель кафедры электроэнергетики Сумского государственного университета Владимир Косяк в течение года сможет работать в университете Юта, который входит в число 200 лучших высших учебных заведений мира.
— Господин Владимир, в нашей стране твердо прижилось стереотипное представление о потребительском использовании грантовых средств, так называемое «грантоедство». В чем заключается суть работы на полученный вами грант и чем он будет полезным для Украины?
— Грант на исследование возможностей альтернативной энергетики я получил от Department of Energy. Это структура, подобная нашему Министерству энергетики. В ее компетентности также вопросы развития альтернативных источников энергии. Поэтому работа, в которой принимаю участие, финансируется именно этим государственным учреждением. Сейчас идет речь об изучении физических свойств тонких пленок Cu2ZnSnS4 с целью улучшения их свойств и разработки на этой основе солнечных элементов.
Идея заключается в том, чтобы использовать для производства солнечных батарей дешевые материалы: цинк, медь, олово, серу. Это поможет существенно снизить стоимость изготовления солнечных преобразователей. Ввиду того, что заинтересованность в использовании энергии солнца или ветра вместо дорогих нефти и газа в мире постоянно растет, исследования в данном направлении перспективны, в том числе, учитывая их экономическую целесообразность.
— Какие наработки в этой сфере уже есть у вас или ваших коллег?
— Есть достаточно неплохие наработки у моей родной научной группы в Сумском государственном университете — ученых, которые работают под началом Анатолия Опанасюка. Мы вместе исследовали тонкие полупроводниковые пленки, которые используются в солнечных преобразователях. Тонкопленочный солнечный преобразователь — это многослойная структура, похожая на «бутерброд» из полупроводниковых пленок, которые выполняют разные функции. Мы достаточно подробно изучили отдельные элементы этой структуры, осталось лишь все «соединить вместе». Тогда мы, возможно, получим свой первый солнечный преобразователь на Сумщине. В настоящее время ведется небольшое государственное финансирование этих исследований. Кроме того, на конференции в Страсбурге я познакомился с корейским ученым, который заинтересовался нашими наработками. Как результат — выигран общий украино-корейский грант для продолжения работы в этом направлении. Хотелось бы, чтобы органы власти в Украине тоже заинтересовались перспективами проведения упомянутых исследований. Было бы приятно вернуться домой и почувствовать, что твое дело нужно не только за рубежом.
— В каком состоянии альтернативная энергетика в Украине? На какие альтернативные источники энергии Украине стоит обратить внимание?
— Я не большой авторитет в вопросах стратегического развития энергетики в масштабах целой страны. Однако очевидно, что теперь перспективы не очень оптимистичны. Много ли вы видели ветряков на украинских полях или солнечных батарей на крышах украинских домов? Альтернативная энергетика — это то, что нужно каждому государству, но это еще и серьезные расходы на исследования. Только развитые страны в настоящее время могут себе позволить такие инвестиции. Как мне кажется, для Украины наилучшим вариантом было бы создание крупных научных центров на базе нескольких университетов и целевое выделение средств под конкретную лабораторию, которая имеет потенциал стать лидером отечественных исследований. «Распылять» средства наше государство пока еще не имеет возможности.
Относительно сектора, в котором я работаю, а это фотовольтаика, могу сказать: в Украине соответствующие исследования осуществляют несколько серьезных научных групп — в Харькове, Киеве и Львове. Но, опять же, недостаточное финансирование не позволяет создавать солнечные батареи на уровне западных. Не следует забывать, что движущая сила развития альтернативной энергетики в Украине — это прежде всего ученые. И для работы им нужны лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Конечно, поехать за границу и набраться опыта — это полезно. Но нередко украинские ученые не возвращаются домой. Дома — низкая зарплата и, как правило, отсутствие нормального оборудования. Я работал именно в таких условиях, потому имею право об этом говорить. Если ты попробуешь быть чисто научным работником в Украине, то заработок совсем мизерен. Поэтому приходится зарабатывать на жизнь преподавательской работой, а это приблизительно 900 академических часов в год, плюс может добавиться административная работа. На науку времени совсем немного.
— И вы решили работать за рубежом.
— Поверьте, уезжать из родной страны, от родителей и друзей, непросто. Но я «типичный» молодой ученый, у меня в родных Сумах даже жилья нет. Если бы были нормальные условия для работы дома, никогда бы не поехал из Украины на такое длительное время. Уверен, что таких, как я, много в научных учреждениях Европы, США и других стран. Молодые украинские ученые продолжают охотиться в интернете за объявлениями о вакансиях на Западе и пачками подавать заявки. Для многих из них выехать — это мечта. Необходимо улучшить условия работы и жизни наших молодых ученых и этим приостановить отток талантливых специалистов за рубеж.
Сегодняшнюю политику университетов трудно изменить. Украинские вузы еще не могут себе позволить роскошь содержать научные лаборатории без государственной поддержки. Правда, небольшие перемены к лучшему уже есть. Когда в начале двухтысячных я только начинал учебу в аспирантуре СумГУ, условия были просто ужасны.
— Как вам удалось получить грант?
— Заявку на работу в университете Юта я подавал еще два года тому назад. Мой нынешний руководитель тогда мне отказал, но мои исследования его заинтересовали: предложил сделать некоторые расчеты относительно свойств многокомпонентных полупроводников. Потом в научной группе в Университете Юты появилась вакансия, и я подал заявку опять, в этот раз успешно. Думаю, позитивному результату способствовали хорошие рекомендации от наших ученых и то, что у меня уже были неплохие публикации в зарубежных изданиях, а также опыт участия в европейских конференциях. Благодарю судьбу, что учился в аспирантуре под руководством доцента Анатолия Опанасюка. В свое время он предложил интересную тему для моей кандидатской диссертации, и именно эти исследования заинтересовали американцев.
В Университете Юты занимаю должность Postdoctoral Fellow или просто Postdoc (аналог нашей докторантуры). Требования к претенденту были достаточно серьезными, и самое первое из них — иметь научную степень Ph.D. К сожалению, в Украине до сих пор практикуется советская система научных степеней. Я не собираюсь критиковать советское образование, однако следует принимать во внимание реалии настоящего: привычная для нас степень «кандидат наук» мало понятна для ученых за рубежом. Во время трудоустройства в США мне пришлось очень долго объяснять, что наш Candidate of Science это эквивалент Ph.D.
С первых дней мне понравился коллектив, в котором работаю. Все пытаются помочь друг другу, приятна также рабочая атмосфера. Поражает уровень подготовки американских студентов. Аспиранты серьезно подготовлены и имеют глубокие, фундаментальные знания. Территория учебного заведения огромная, оно расположено в очень живописной горной местности. Здесь своя больница, несколько стадионов, даже свой банк и полиция. Это город в городе.
Выпуск газеты №:
№199, (2011)Section
Общество