«Молодость»: от чуда над Вислой до видеоарта

41 Международный кинофестиваль «Молодость» начался довольно скромно по сравнению с прошлым годом. В кинотеатре «Киевская Русь» не было ни такого количества именитых гостей, ни красной дорожки. Впрочем, главное на фестивале все же не блеск презентаций, а качество конкурса, кинематографическое наполнение в целом.
Фильмом открытия «Молодости» стала «Варшавская битва. 1920» — один из первых польских фильмов, снятых в 3D. Режиссер — хорошо знакомый украинскому зрителю Ежи Гофман (и, кстати, «Варшавская битва. 1920» — уже четвертый фильм Гофмана, открывавший фестиваль), в ролях — звездный состав: Даниэль Ольбрыхский, Михал Жебровский, Богуслав Линда, Александр Домогаров.
Фильм рассказывает о событиях, которые в целом называются «Чудо над Вислой», — легендарной победе поляков над Красной Армией, вторгшейся в страну в 1920 году. Большевистские вожди мечтали о мировой революции и, учитывая ситуацию в Европе тех времен, имели большие шансы достичь желаемого. Страшно даже представить, что бы случилось, если бы эти планы осуществились хотя бы частично; по сути, поляки (которым, кстати, помогли военные части УНР) тогда спасли западную цивилизацию, а вообще «Чудо над Вислой» внесено английскими исследователями в число 18 самых выдающихся битв ХХ века.
Впрочем, здесь возникают вопросы скорее социокультурного толка. Фильм Гофмана выдающимся не назовешь, в нем хватает слабых мест, однако он достаточно профессионально сделан для массового кино, и именно такие фильмы имеют большое значение для любой национальной кинематографии. Подобных картин об определяющих событиях нашего недавнего прошлого можно было бы снять немало; но, как всегда, за нас это делают поляки, россияне — кто угодно, только не мы.
Сейчас идет четвертый день фестиваля. Завершился показ студенческого конкурса, пришло время профессиональных короткометражных лент. В соревновании студентов Украина выглядела не очень убедительно: фильм Мирославы Хорошун «Фактор Феллини» сделан с вполне искренним желанием показать творческие муки начинающего режиссера, но одной лишь искренности для того, чтобы снять хорошую ленту, мало.
В короткометражном конкурсе наша страна представлена более ярко — «Кроссом» Марины Вроды, отмеченным в нынешних Каннах «Золотой пальмовой ветвью». Герой фильма — школьник, прогуливающий физкультуру, за одно утро познает изгнание, видит смерть и наконец, избитый и покинутый сверстниками, оказывается в странном раю, где на одном берегу бегут бессмысленный кросс его одноклассники, на втором — отдыхают беззаботные взрослые, а в центре, на воде, в прозрачном шаре барахтается полуобнаженный парень — то ли такой же изгой, то ли такой же упрямец, то ли зримый символ будущего, ожидающего героя. Вообще, «Кросс» — глубокая, зрелая работа об одиночестве, взрослении, опасном вкусе свободы — имеет довольно большие шансы стать победителем в короткометражной номинации.
Для остальных отечественных лент есть отдельный конкурс с собственным призовым фондом — «Панорама украинского кино», где в этом году принимают участие более 20 фильмов, в том числе созданные в копродукции с другими странами.
Конкурсантов оценивает главное международное жюри во главе с писательницей Оксаной Забужко; также в состав фестивального ареопага входят Эва Везер — глава Magyar Filmunio (Венгрия), Грегуар Колен — актер, продюсер, сценарист и режиссер (Франция), Сергей Лобан — режиссер (Россия), Деана Якубискова — продюсер, актриса (Чехия, Словакия). Свои награды будут присуждать Международное жюри кинопрессы FIPRESCI, Экуменическое жюри и Международное жюри киноклубов. Фестивальная аудитория через рейтинговое голосование определит обладателя Приза зрительских симпатий. Символ кинособытия — «Скифский олень», гран-при фестиваля. Победитель в каждой категории поощряется также денежной премией.
Во внеконкурсных программах преобладают обзоры национальных киношкол: «Украинские премьеры»; French Connection; «Немецкая волна» (бывший «Немецкий бульвар»); «Новое русское кино»; «Скандинавская панорама»; «Польская школа анимации»; «Программа польского документального кино»; «Длинные ночи короткого метра: Германия»; «Длинные ночи короткого метра: Франция». Лучшие фильмы с зарубежных кинофорумов можно, как всегда, увидеть на Фестивале фестивалей. Впервые на «Молодости» будут представлены программы Cinergy (посвященная цифровому кинематографу), Eye on film и «Деконструкция» — обзор видеоарта.
Специальные проекты — третий международный рынок копродукции Molodist Boat Meeting; Мастерская талантов — мастер-классы известных художников из разных сфер кино; международная встреча Восточноевропейского киноальянса в рамках EEFA Training Network.
Особое разнообразие придают специальные события: мультимедийный перформанс «Портреты»; «Маня. История работницы табачной фабрики» — специальный кинопоказ в сопровождении камерного оркестра; премьера публицистической ленты Сирила Туши «Ходорковский» и новой работы Кима Ки-Дука «Ариранг»; ретроспектива известной французской актрисы Сандрин Боннер, именные акции «Вацлав Гавел», «Роман Балаян — 70», «Иван Миколайчук — 75»; «Молодость — детям»; творческий вечер Алексея Горбунова; ретроспективы In Memoriam: Клод Шаброль, Людмила Гурченко; «Андрей Тарковский: Жертвоприношение» — концерт New Era Orchestra, фотовыставка, кинопоказы.
Завершится фестиваль в воскресенье, 30 октября, объявлением победителей. Основные события «Молодости» проходят в столичном кинотеатре «Киев».
Выпуск газеты №:
№192, (2011)Section
День Украины