Без права на безразличие
Сообщество выпускников Летней школы журналистики «Дня» — о практике нового мышления
Выпускники Летней школы журналистики «Дня» — это полноценная всеукраинская сеть, сообщество с качественно новым типом мышления. Созданная главным редактором Ларисой Ившиной по просьбе ректоров университетов как площадка для стажировки, Школа журналистики быстро превратилась в Школу идей «Дня». Став носителями этих идей, выпускники распространяют их в своей среде, по словам Ларисы Ившиной, «практикуют национальную идею». Важно, что после встреч в редакции со знаковыми людьми, после поездок по Маршруту № 1 и ежедневного прочтения газеты «День» это словосочетание приобретает совсем иное звучание. Получив знания о своей стране, ты больше не имеешь права на безразличие.
В течение девяти из пятнадцати лет своего существования «День» проводит Летнюю школу журналистики. Шестеро выпускников Школы работают в редакции, другие — постоянно на связи и в орбите «Дня». В канун юбилея мы обратились к выпускникам с вопросом: опыт, приобретенный в Школе журналистики «Дня», — это...
«...ПЕРЕХОД К ДЕЙСТВИЮ»
Олеся ЯРЕМЧУК, Львовский национальный университет им. И. Франко, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2011:
— Недавно у меня с К. (назову так своего анонимного оппонента) была острая дискуссия относительно активной гражданской позиции интеллектуала в обществе. И я в который раз убедилась, что украинский социум очень нуждается в систематическом нациологическом воспитании, которое будет давать четкую картину украинской истории, искусства, литературы и так далее. Ведь обычно человек отталкивает то, чего не знает. «День» не дал мне заснуть под колыбельную общественного нигилизма. Летняя школа на современном этапе является не только школой журналистики, но и школой личности. Что говорить, ведь в университет я вернулась совсем другим человеком, с «обновленным» мировоззрением. Когда на лекциях кто-то вспоминает Гаврилишина или Дзюбу (с которыми я общалась в Школе), то я рассматриваю их деятельность совсем по-новому. В Школе дают попробовать настоящей журналистики: учат не тому, как переделать пресс-релиз, а как анализировать, делать выводы и в конечном итоге отбирать информацию, которая заслуживает того, чтобы остаться в сознании читателя. Это переход от «квасной» теоретизации к действию, движение от возможности к действительности. Как писал Аристотель в своей «Метафизике»: «Для человека естественно хотеть познания... Отсутствие интереса, безразличие — хуже, чем незнание». Благодаря Школе, активная гражданская позиция и стремление к знаниям теперь стали моими имманентными «Я».
«...НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ»
Лина ТИМОЩУК, Национальный университет «Острожская академия», выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010, 2011:
— На самом деле, многим, что у меня есть сейчас, я обязана именно «Дню». Диплом выпускника Летней школы журналистики «Дня» — это не только хорошее приложение к резюме для конкурсов, научных или обменных программ, но еще и, как правило, большой шанс на победу. Ведь критическое мышление и умение анализировать любые процессы и явления, а также постоянное стремление к самоусовершенствованию — это то, что выпускник Школы навсегда забирает с собой, покидая здание редакции. И как бы там не было, исходя из собственного опыта, скажу, что эти составляющие — залог успеха в любых начинаниях. А еще в Школе я поняла самое важное: журналистика — это не просто искусство красного, меткого словца или умение писать высокопарные фельетоны, памфлеты, а, прежде всего, переосмысленный контент, изложенный доступным читателю языком. Именно так нас учили в «Дне». Думать. Казалось, что здесь необычного, — каждый человек вроде бы думает. Однако, на самом деле, нужно вырабатывать умение мыслить не навязанными категориями и принципами других людей, а опираться лишь на собственную стойкую гражданскую позицию, не подпадать под влияние информационных технологий, ставить острые вопросы, критиковать, но, в то же время, предлагать альтернативные решения. Это — формат модерной европейской журналистики, в которой нужно рассматривать текст, контекст и подтекст, избегать тривиальных штампов и реликтов совдепии. Курс на Европу, на гражданское общество «День» взял еще в 1996 году, осознавая, что журналистика — это четвертая власть, которая должна не только мониторить общественные процессы, подавая их в ленте новостей, а давать им оценку, влиять на ситуацию, писать новейшую историю с комментариями и рассказывать ее новой генерации. Я очень рада, что хоть немного приобщилась к этому процессу. Важно, что у «Дня» всегда были незаангажированные эксперты, именно поэтому «джинсе» и «развлекаловке» никогда не находилось места на страницах газеты. Лично для меня встреча с большими фигурами стала новой точкой отсчета в жизни. Скажем, пообщавшись с Богданом Гаврилишиным и побывав на юбилее Ивана Дзюбы, у меня произошла переоценка жизненных ценностей, и сформировалось новое виденье мировых процессов и украинского державообразования. Для меня встречи, организованные «Днем», стали определяющими в плане личностного становления. Ведь так важно на начальных этапах своего продвижения увидеть людей, которые творят украинскую историю уже сегодня.
«...ШАНС НА ДРУГОЕ БУДУЩЕЕ»
Ирина БОЧАР, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010:
— Мое участие в Летней школе было достаточно неожиданным. До момента заполнения и подачи заявки на участие даже не знала о том, что «День» открывает новую возможность для молодых людей — практиковать в ежедневном издании и расширить собственные горизонты. Теперь, когда минуло уже больше года с момента практики, очень рада, что у меня была такая стажировка.
Теперь газета зачастую «появляется» в моей общественной жизни — на общественных мероприятиях, которые время от времени посещаю. В частности, замечала «День» среди партнеров выставки World Press Photo 2011, которая проходила в июле. Газета также поддержала программу «Простір змін» и приобщилась к акции «Простір змін: жінки-лідери», организованную Фондом Арсения Яценюка «Відкрий Україну», которую мне повезло посетить летом. Эти мероприятия всегда отличаются высоким качеством и актуальностью для сегодняшней Украины. В такие моменты особенно приятно чувствовать себя частью семьи «Дня».
Благодаря стажировке в газете смогла познакомиться с новыми людьми. Как по мне, нам, участникам Летней школы-2010, очень повезло: ведь у нас собралось приятное общество образованных и активных людей, которым небезразлична судьба и своего ближайшего окружения, и судьба Украины. Это очень чувствуется в общении. Вспоминаю случай, когда ездила на конференцию в Острог: там меня радостно принимала одна из участниц Летней школы. Мы много говорили — и не только о личном и будничном, но и об украинском будущем и о нашем участии в нем.
По-видимому, это и является основным результатом Летней школы «Дня»: выпускники учатся умению распознавать умных и небезразличных людей, поддерживать теплые отношения друг с другом, строить дружбу, чтобы в надлежащий момент воспользоваться наработанным опытом ради важных общественных изменений. Нас объединяет одинаковое виденье мира, единый способ мышления: мы не зациклены на меркантильном, однодневном, тленном. Напротив. Это целостный концепт, основанный на постоянном развитии, разуме и желании изменить мир. Такая идея способна вдохновить других — таких же нерядовых и небезразличных. И это очень радует. Ведь появляются хорошие шансы на немного другое будущее и на успех в нем!
«...ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МИССИИ»
Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия», выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010, 2011:
— После встреч в «Дне» со многими экспертами и интеллектуалами из разных сфер я стала формировать свой взгляд на все, что происходит в Украине и мире, не на основе теоретических учебников и пустых телевизионных разговоров, а на основе синтеза предыдущих событий, опыта конкретных людей. После Летней школы журналистики газеты «День» я не имею права думать прямолинейно.
Два лета подряд я общалась с представителями разных университетов, разных регионов Украины, активистами, которые обменивались студенческим опытом, вместе работали, отдыхали и стремились к чему-то. У каждого были свои цели, свои вершины. Надеюсь, что все мы получили то, что ожидали от Летней школы журналистики. Во время встречи с ведущим украинским социологом Ириной Бекешкиной мы говорили об общественной миссии украинских интеллектуалов. Есть ли такая общественная миссия у каждого? У кого-то большая, у кого-то меньшая, но есть. Возможно, не каждый из участников Школы станет известным журналистом или работником СМИ, однако каждый будет знать свое место в обществе, предварительно определив его, и, конечно, останется искренним другом и читателем нашего «Дня».
«...СИЛЬНЫЙ ГОЛОС»
Кристина БОНДАРЕВА, Львовский национальный университет им. И. Франко, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010, 2011:
— В лабиринте. Современная украинская журналистика блуждает в лабиринте. Она гуляет по темным запутанным коридорам. Из тупика возвращается в те закоулки, где ее поджидает дешевый пафос, бульварщина, политические нечистоты и сотни других популярных и невостребованных квазиважных тем. Каждый из нас в детстве любил блуждать по переходам, заранее обдумывая ходы. Каждый знает, что выход из лабиринта только один.
Для украинской журналистики он станет возможен тогда, когда она будет лелеять важные человеческие ценности. И когда национальные приоритеты будут выше, чем погоня за рейтингами и первенство на пьедестале псевдопочета. А еще когда она будет творить для заинтересованной аудитории, которая не только будет рефлекторно потреблять информацию, а станет ее соавтором. Ведь приятно писать для читателя, который захочет потом обсудить прочитанный текст. Для которого авторский труд и мысли, прочитанные утром за завтраком или во время обеденного перерыва, является составляющей его дневного распорядка. Так я считала, будучи еще читательницей «Дня». Поэтому и выбрала Летнюю школу журналистики, которая в свою очередь выбрала меня. Учеба в ней стала аргументом pro относительно моих рассуждений. А еще оказалось, что наши тексты были интересны читателям, невзирая на то, что писали их непрофессионалы. Мы стремились высказаться и построить продуктивный диалог общества с нами, молодым поколением журналистов. Нам было очень важно, чтобы нас читали, реагировали на материалы и поддерживали. Помню каждый текст, написанный в «Дне». Сколько «пота и крови» он требовал — трудно описать. Взвешивала каждое слово и мысль. Хотя и не всегда все сразу удавалось.
А сразу после Летней школы побывала на журналистской стажировке в Германии. Оттуда в течение месяца следила за украинскими СМИ. Тогда переживала состояние, в котором особенно трепетно относишься ко всему, что происходит у тебя на Родине. На улице был август, месяц Украинской Независимости и громких политических процессов. Как же мне недоставало сильных голосов медиа, которые бы живой водой могли оросить все украинское общество. К счастью, был мой «День». В моменты волнений загружала его страницу в Интернете и сопереживала вместе с Украиной. В выборе «Дня» в конечном итоге и определяется гражданская позиция. И очень важно, что ее формирует тот необходимый сильный голос, который прислушивается к общественности. Перманентная интеракция, которая пролагает путь к выходу из лабиринта.
«...ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ»
Алиса ГОРДИЙЧУК, Национальный университет «Острожская академия», выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010:
— Знания от «Дня» имеют особенный формат. Действительно, если табличку умножения мы применяем, когда считаем, а правила пунктуации, когда пишем, то «День» дал знания кардинально другого плана — мыслить и анализировать, расставлять приоритеты и давать оценки процессам. А это навыки, не имеющие рабочих часов, потому что они — способ идти по жизни.
Правильно обоснованная мотивация — половина дела. А мотивация растет через само сравнение. Когда мы месяц со студентами из разных городов жили и работали вместе, то пришлось увидеть ряд отличий между их мировосприятием и моим. И мы учились. Учились не только у журналистов «Дня», но и друг у друга. Каждый мой соученик чему-то меня научил. Между нами совершенно не было конкуренции — это был июль взаимовыгодного сотрудничества, которое реализовывается в постоянной работе над собой.
«День» умеет обращать внимание: темы, которые он затрагивает, лежат на поверхности, но почему-то немногие издания видят этот клондайк. Каждая нация, в конце концов, рано или поздно, устает от политики, и тогда важно, чтобы ей вовремя предложили стоящую альтернативу, которая не даст потеряться в «некачестве» бульварной прессы или коммерческих изданий. В Украине эту альтернативу предлагает именно газета «День». Она напоминает нам, что мы — достойная элитарная нация, которая имеет своих гениев.
«...ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»
Екатерина ЯКОВЛЕНКО, Донецкий национальный университет, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010:
— Сегодня большинство масс-медиа забывают о человеке, он уже не находится в центре событий. Тему человека вытеснил страх, сенсации, шоу, «поскольку мы живем во времена внешнего звука и внутренней тишины» (по Делии Стейнберг Гусман). Для «Дня» человек является самой большой ценностью. О такой гуманистической политике современной прессы всегда говорила главный редактор Лариса Ившина. Такую политику можно увидеть на страницах газеты в виде материалов, на страницах книг «Библиотеки газеты «День», на веб-странице сайта и проекта «Україна Іncognita», а также на пресс-фото, которые ежегодно путешествуют по Украине. Такое отношение к человеку и у журналистов издания. И это тоже является одной из истин, которые исповедуют те, кто прикоснулся к газете «День» в буквальном смысле слова и к самому творческому процессу. Именно поэтому газета «День» растет и профессионально, и духовно. Именно поэтому она настолько авторитетна среди своих читателей.
Еще одно качество, которое развивает в человеке «День», — это эстетика. Это касается не только многочисленных материалов в поддержку украинской культуры и искусства. Я помню, как со своей группой на Летней школе журналистики-2010 мы разрабатывали концепцию проекта (одно из заданий Летней школы): рисовали плакат, вырезали заметки из газеты, клеили на ватман. Тогда все мои колени были замазаны газетной краской. И я даже не заметила, как с грязными коленями шла домой через весь Киев. Сегодня со мной можно спорить: лучше читать новости в Интернете и беречь руки и колени от краски, а планету — от вырубки лесов. Но это было прекрасно — ощущать на себе газетную краску. По-видимому, то же чувствует человек, когда составляет из слов строку, а из строк — стихотворение, когда пишет музыку или проектирует здания, ведь на нем остается отпечаток творчества. Еще одно прекрасное ощущение возникало у меня всегда на исходе рабочего дня: в отделе политики становилось слышно классическую музыку (это репетировали студенты музыкального училища). Как по мне, лучший подарок после тяжелых будней.
Человек как главная ценность, принципы работы журналиста, эстетизм — все это сейчас является и моими приоритетами, которые я воплощаю при написании материалов, в организации мероприятий по популяризации чтения, хорошего качественного кино среди студенчества и читателей моего блога. Этими принципами я руководствуюсь, когда принимаю участие в волонтерских и социальных акциях. Я уверена, что такая гуманистическая политика является наиболее актуальной и наиболее востребованной сейчас, чего бы это не касалось: уменьшение «джунглей» в середине общества (Сергей Крымский).
«...БЕСЦЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ»
Юлиана ЛАВРЫШ, Львовский национальный университет им. И. Франко, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010:
— Поскольку цифра 15 в эти дни имеет особое и даже мистическое значение, в канун юбилея любимой газеты я бы хотела поделиться своими пятнадцатью открытиями с «Днем».
Открытие первое. В нашем государстве можно быть сильным и авторитетным журналистом, к которому прислушиваются. Этот тезис стал очевидным еще тогда, когда я начинала свой опыт ежеДНЕвного читателя: дискуссии под влиянием прочтения определенных материалов на кафедрах и в студенческих аудиториях, во время встреч с профессиональными и начинающими журналистами.
Открытие второе. Оказывается, газета может размещать на своих страницах материалы всех «форматов». Когда мы изучали журналистские жанры на парах теории и практики журналистики, то всегда приводили преподавателям примеры из номеров «Дня», потому что знали, что там можно найти все — от заметки до портретного очерка.
Открытие третье. Чтобы понять тенденцию, нужно проанализировать весь процесс. Во время конкурсного отбора в Школу журналистики мне пришлось писать эссе по одной из книг «Библиотеки газеты «День». Без колебаний я выбрала труд Джеймса Мейса, демонстрирующий панорамное виденье украинского Геноцида.
Открытие четвертое. Украина — превыше всего! Это, на первый взгляд, пламенное патриотическое высказывание свидетельствует о реальной концепции материалов газеты — «просеивать» все события сквозь украинское сито, даже на дальнее зарубежье смотреть «украинскими глазами».
Открытие пятое. Украина — это не только хаты с соломенными крышами... Во время учебы в Летней школе мы получили возможность посетить знаковые места Черниговщины: Качановку, Сокиринцы и Тростянец, после чего поняли, что наша второсортность — навязанный стереотип, подлежащий разрушению.
Открытие шестое. Для многих украинцев Украина (до сих пор!) остается неизвестной. Мне понравился этот тезис Ларисы Алексеевны, когда она в прошлом году презентовала фотовыставку газеты «День» во Львове. Собственно говоря, не только фотовыставка подчеркивает эту мысль, но и серия книг из «Библиотеки...» тоже заставляет задуматься над тем, сколько всего мы о себе не знаем!
Открытие седьмое. Журналистика — это не профессия, а стиль жизни. График Летней школы настолько динамичный, что требует полной духовной и временной отдачи. Но именно такая закалка «тестирует» тебя на профпригодность.
Открытие восьмое. Журналист — это человек не только с большими глазами, головой и блокнотом для записей, но с и большим сердцем. Когда я анализирую газетный контент, часто перед моими глазами появляется образ человека, способного на сочувствие и понимание. Жаль, что современное информационное пространство все чаще отказывается от декларируемых ценностей.
Открытие девятое. Журналистика продуцирует интеллектуальное пространство. Когда представители определенных популярных изданий говорят о том, что нужно писать на «общепонятном», отмежевываясь от слишком умных формулировок в материалах, чтобы тебя понимали и читали, я ставлю в пример газету «День», где наличие интеллектуального дискурса как раз, наоборот, расширяет читательскую аудиторию.
Открытие десятое. Nulla dies sine linea! Ни дня без строчки! Речь идет не только о непрерывном процессе письма, но и о чтении.
Открытие одиннадцатое. Нужно говорить даже тогда, когда другие считают это недостойным внимания. Когда убили журналистку Анастасию Бабурову, редакция газеты «День» чуть ли не единственная распространяла информацию о гибели коллеги, говоря об угрозе фашистского движения.
Открытие двенадцатое. Величие — в малом. Эту мысль, по-моему, ярче всего демонстрирует ежегодная фотовыставка, героями которой чаще всего становятся обычные люди, которые, на первый взгляд, незаметны, но без которых жизнь была бы неинтересной.
Открытие тринадцатое. Журналистика — это не только возможность защитить, но и ответственность не потерять. Последняя книга из «Библиотеки газеты «День» — «Сила м’якого знака», а также новый веб-проект «Україна Incognita» свидетельствуют о том, что после двадцати лет нашей государственности процесс восстановления только начался.
Открытие четырнадцатое. В единстве — наша сила. Сотрудничество с газетой «День» — диалог всеукраинского масштаба, дружественное сообщество, поддержка и постоянное общение.
Открытие пятнадцатое. За украинского журналиста никто не переделает и не передумает то, что нужно Украине! Такой ответ я получила на свой вопрос во время первой встречи с Ларисой Ившиной. С тех пор этот тезис стал для меня неписаным правилом журналистики. Примечательно, что пределы редакционного времени часто измеряются не астрономическими часами, поэтому 15 лет — это лишь маленький отрезок того, что еще нужно пережить!
Выпуск газеты №:
№190, (2011)Section
Летняя школа журналистики