Почему народ становится жертвой своих «слуг»?
Кое-что о политической виктимологии
Украинские политологи сегодня предлагают много версий характеристики политической ситуации в Украине. В средствах массовой коммуникации они смакуют разнообразные политические «язвы», иногда доходя до политического мазохизма. К этому сводится чаще мастерство и профессионализм так называемой политической аналитики.
Однако современная ситуация в стране — это уже следствие определенных причин и условий. Именно раскрытию причин и условий, которые порождают эту ситуацию в Украине, политология должна была бы уделять больше всего внимания, потому что нужно не наслаждаться своими живописаниями политических патологий, а искать пути их лечения. Именно этого, к сожалению, пока еще нет.
Кроме того, сегодня политология в Украине в значительной степени поражена «комплексом воинственной антинаучности», который проник во все области общественной жизни. Образно говоря, Украина сегодня — это какая-то антинаучная страна. И кое-кто из так называемых «слуг народа», пользуясь таким положением вещей, имеет с этого огромную выгоду!
Те единичные попытки докопаться до причин и условий, которые порождают неурядицы в политической сфере, останавливаются по большей части на констатации дефицита так называемой «политической воли». Исходя из этого, политическим комментаторам остается лишь советовать гражданам вымаливать у власть предержащих эту «хыренну» «политическую волю». И все! Вопрос о том, почему народ никак не дождется этой взлелеянной в мечтах благодати — хорошей «политической воли» от власть предержащих, — почему-то политологами-мечтателями не ставится и не решается. А делать это нужно, чтобы не только констатировать политическую патологию, и в частности патологизацию «политической воли» в Украине, но и устранять упомянутую болезнь.
«Политическая воля» может быть искажена (патологизирована) двумя способами: или быть слабой — или превращаться в «политический произвол». В истории есть примеры, в том числе и в Украине, когда народ, страдая от слабой «политической воли» одних «слуг народа» и желая от нее избавиться, попадает в лапы других политических маргиналов, то есть тех, кто способен лишь на «политический произвол». Это закон политической жизни: народ с неразвитой политической культурой может выбирать лишь из двух зол, и потому непременно становится игрушкой в руках политических маргиналов, которые являются носителями политической патологии двух видов: или слабой «политической воли», или «политического произвола».
Исследованием феномена народа как жертвы политических маргиналов должна заниматься специальная наука — политическая виктимология (от лат. victima — жертва).
Основной вопрос политической виктимологии можно сформулировать следующим образом: «Почему граждане страдают от «политической воли», которая приобретает формы «политического произвола» или слабой «политической воли» (то есть — почему они являются политическими потерпевшими, жертвами «слуг народа»), вместо того, чтобы быть источником власти, призванной обеспечивать процветание народа?». Ответ на этот вопрос должен быть следующим: потому что украинские граждане должны, но не могут обеспечить такую власть! Но это не вина их, а беда! И эта беда заключается в том, что народ не имеет пока еще развитой должным образом политической культуры! Прежний тоталитарный режим лишил украинцев возможности иметь такую политическую культуру. В этом драматизм политической ситуации в Украине...
Такой ответ дает нам политическая виктимология о причине превращения народа в жертву политических маргиналов. Все другие факторы (в частности, несовершенство законодательства и тому подобное) — то лишь условия, которые способствуют политической виктимизации народа.
Украинские политические маргиналы, которые прячутся под любой «краской» политической палитры, — и «левые», и «правые» — обычно представляют собой лишь «крашеных лис». С помощью «политической мимикрии» они, в частности во время так называемых «демократических выборов», получают власть из рук тех граждан, которые из-за недостаточного еще развития политической культуры и нехватку демократического опыта не способны распознать их настоящую «лисью» сущность. Если исследовать феномен демократии, в частности в Древних Афинах, то можно прийти к выводу: демократия является настоящей лишь тогда, когда граждане имеют надлежащую политическую культуру, без политической культуры граждан в стране может быть лишь псевдодемократия. Именно псевдодемократию используют для завладения властью политические маргиналы в Украине, коварно становясь «слугами народа». А для борьбы со своими противниками они пользуются таким «удобным» инструментом государственной власти, как криминальная юстиция, обычно злоупотребляя им. В частности, именно так бывает при тоталитарных режимах, и не только.
И здесь следует обратить внимание на еще одну социальную иллюзию, которая сегодня муссируется в Украине. Идет речь о феномене «гражданского общества». Сегодня в Украине кое-кто видит в нем «панацею» от злоупотреблений властью со стороны так называемых «слуг народа». Однако гражданское общество тоже может исполнять свою настоящую роль лишь в том случае, если граждане, его составляющие, имеют надлежащую политическую культуру. Иначе гражданское общество превращается в «толпу» политически бескультурных граждан, со всеми присущими ей признаками. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что сегодня в Украине институты гражданского общества не менее коррумпированы, чем институты государства.
Согласно положениям политической виктимологии, политические маргиналы, получив власть, совершают в стране те посягательства на интересы народа, которые им «позволяют» делать сами же граждане, не имеющие надлежащей политической культуры. Например, разве это не граждане города Киева по собственной воле предоставили возможность для посягательств на их интересы «молодой команде» Леонида Черновецкого? Эта драматичная ситуация объясняется тем, что они сами создали себе «кумира» и дали ему возможность для посягательства на их интересы, потому что не имели надлежащей политической культуры, которая создала бы иммунитет против его политических «гипнотических чар».
Следовательно, «политическая воля» является инструментом, который используется власть предержащими в интересах народа лишь настолько, насколько народ способен вынудить к этому. Если граждане из-за неподобающей политической культуры не способны принудить к этому власть предержащих, то последние используют инструмент власти в своих интересах — эгоистических, превращая народ в свою жертву. И они не могут иначе. Политические маргиналы, пораженные «комплексом политического произвола и политических иллюзий», обречены злоупотреблять властью, притесняя свой народ, даже не осознавая данный природный «политический закон», который руководит их поведением. В частности, это проявляется в так называемом феномене «мажоров», то есть детей «слуг народа», которые получают в наследство «комплекс произвола и иллюзий» от своих родителей. Это тоже составляющая политической драмы в Украине.
Противодействовать злоупотреблениям «политической волей», которую «слуги народа» превращают в «политический произвол», народ может лишь тогда, когда он имеет развитую политическую культуру. Другого способа противодействия антинародным злоупотреблениям властной «политической волей» нет. Здесь корень проблемы! Это значит, что миссия настоящей украинской элиты (идет речь не о псевдоэлите, которой объявляют себя политические маргиналы!) заключается в том, чтобы с помощью, в частности, политического просветительства формировать политическую культуру народа, благодаря которой народ сможет оградить себя от посягательств со стороны политических маргиналов.
В частности, незаменимой является роль университетов Украины в том, чтобы нести в массы прогрессивную политическую культуру. История цивилизационного процесса в Европе, в частности, дает основания утверждать следующее: «Судьбу народов решают университеты, а не партии, правительства, парламенты и президенты!».
Именно университеты являются теми социальными институциями, которые призваны формировать идеологию для просвещения граждан, что обеспечивает развитие у них политической культуры. Это заметил в свое время известный немецкий философ Карл Ясперс в труде «Идея университета». Кстати, средства массовой информации нельзя считать источником идеологии, возлагая на них миссию, которая в действительности принадлежит лишь университетам. Единственное, на что способны СМИ, так это не на создание идей, а лишь на распространение их в обществе по своим каналам. Поэтому следует признать преувеличением ту идеологическую роль СМИ, которая достаточно часто пропагандируется в Украине. В действительности и «власть», которую приписывают СМИ, принадлежит не им, а университетам-просветителям, которые формируют идеологию для гражданского общества. Социальная функция СМИ другая — быть каналом для просветительства, то есть заниматься распространением прогрессивной идеологии в обществе — основы политической культуры. Для СМИ должен быть ориентиром следующий тезис: «Просветительство — выше политики, а просветители — выше политиков!». Тогда они выполнят свое настоящее предназначение.
Интересным является опыт Грузии, где указом президента утверждена программа всенародного изучения английского языка, который является языком международного общения. Знание английского станет каналом в мир, через который граждане Грузии будут приобщаться к социальной (в том числе — политической) культуре прогрессивного типа.
Важным каналом формирования политической культуры граждан в Украине может стать также политика государства относительно учебы молодежи в странах с развитой политической культурой граждан и использование полученных ею политических знаний и навыков в политических процессах в Украине. Иначе, в Украине будет продолжаться процесс передачи в наследство политического бескультурья от одних поколений к другим.
Очевидно, исходя из этого, в Украине также должна была бы быть разработана новая, прогрессивная концепция общественной роли университетов, в частности относительно их миссии в формировании политической культуры граждан путем политического просветительства. И здесь может быть полезным определенный опыт, который уже имеет, например, Национальный университет «Киево-Могилянская академия».
Это лишь некоторые предложения политической виктимологии для «освобождения народа» из-под гнета его собственных «слуг» — политических маргиналов, что так издеваются над ним, в частности путем проведения разнообразных антинародных (потому что антинаучных) псевдореформ.
Александр КОСТЕНКО — профессор факультета законодательных наук Национального университета «Киево-Могилянская академия».
Выпуск газеты №:
№154, (2011)Section
Подробности