«Не стоит посыпать голову пеплом из-за никчемности светского выбора»
Ирина Калинец — о разочаровании, воле и победе духаО шестидесятнице, узнице брежневских лагерей, поэтессе, литературоведе, историке и критике Ирине Калинец говорят, что она усердна и остра на слово. И всегда «на чатах»: протесты, обращения, инвективы авторства пани Калинец знает, несомненно, вся Украина. (Вспомним хотя бы открытое письмо Ирины Онуфриевны от 29 июня 2010 года в Генеральную прокуратуру Украины с требованием судить ее вместе с четырьмя молодыми КУНовцами-декоммунизаторами, пытавшимися демонтировать памятник Ленину в Киеве.)
Ирина Калинец, как и ее любимая политическая и общественная деятельница Валерия Новодворская, на протяжении всей своей жизни, ни на йоту не отступая от идеалов, честно, последовательно, а главное — открыто борется за правду, отстаивает родной язык и культуру, родную церковь. Говорит, что ни о чем не жалеет — разве что о потерянном времени, которое можно было бы использовать для более интенсивной работы.
Накануне важной для новейшей истории Украины даты — 20-летия независимости — «День» попросил известную общественную деятельницу ответить на несколько вопросов.
— Тождественна ли сегодняшняя Украина той, о которой вы мечтали?
— О моей мечте можно сказать словами Ивана Франко: «труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,// покотиш Чорним морем гомін волі.// І глянеш, як хазяїн домовитий,// по своїй хаті і по своїм полі...». Однако является ли таким хозяином на своей земле украинский народ? Риторический вопрос... И, вероятно, потому его не задают. Зато ежегодно к годовщине независимости наши масс-медиа традиционно интересуются у разных личностей: «Что вам дала независимость?» — и подают ряд подобных ответов о внутренней свободе, демократии, надежде (мечте, желании) увидеть Украину сильной, богатой и т. п. А от выборов до выборов звучат уверения представителей разных партий построить сильную, могучую, богатую... Однако не гомон свободы проносится сейчас над Украиной, а разочарование, разуверение, растерянность.
— Несомненно, независимость открыла пути к свободе. Как украинцы ими воспользовались?
— Очевидно, этот вопрос следует из реальной ситуации — хотя с минимальным преимуществом, но все же выборы выиграли ничтожества, и они сейчас представляют Украину в мире — к нашему стыду. Да только ли к стыду? А, может, и для науки? Ведь скажите, что, собственно, является независимостью, то есть свободой? Независимостью от кого или от чего? Как-то забылось, что 20 лет назад украинский народ заявил о своем освобождении из тюрьмы народов — империи под названием СССР и утвердил это заявление конституционно. Поэтому любая попытка завести Украину назад должна бы наказываться по всем требованиям закона. Однако слуги закона таких попыток якобы не видят, а то, что из года в год погибают от рук убийц те, кто отстаивает идеалы национального развития Украины (среди убитых есть и русскоязычные украинцы, поэтому не прицепишь им никакой ярлык), объясняется... демократией как правом на проявление разных взглядов. Потому что, мол, если Украина уважает принципы демократии, то не может она опираться и традициям недалекого прошлого. А как выглядят эти традиции, метко описала Лина Костенко — картина парада ко дню 20-летия независимости со всеми президентами, министрами, депутатами, деятелями, партруководителями, эсбистами-кагебистами, могильщиками и т. д. отнюдь не макабрична. Я убеждена: такой парад состоится, но за плотно закрытыми дверями фешенебельных ресторанов. Чтобы народ не увидел... Да что там народ — более важна традиция «всенародного» представительства, которая не прошла и не пройдет, так как не только в СССР на Красной площади происходили парады достойников со спецпропусками в руках — такие парады знает каждая страна. Правда, каждая страна хочет гордиться своими армией, милицией, службой безопасности, общественными деятелями, министрами. А у нас некем гордиться — не украинцы же, а биомасса толстосумов при власти.
— Избавились ли мы, украинцы, за эти 20 лет от комплекса неполноценности?
— Комплекс неполноценности — еще одно распространенное, но нелогичное объяснение, как и модное нынче мнение, что украинцы вообще не понимают, что такое свобода и не умеют ее уважать. А кто умеет? Может, имперские народы? Но именно имперские народы — самые большие рабы. Ведь разве могут быть свободными те, кто поклоняется царям-батюшкам, императорам, сатрапам, тиранам, кто воспитан на преступном убеждении в своем высочестве, способности создать империю на завоеванных и разоренных землях, на крови миллионов невинных жертв? Кто не понимает, что каждая империя всегда распадается и исчезает? Очевидно, сейчас все больше простых россиян осознает свою беду и ищет выход, но верхушка пытается перекрыть этот выход пряником вишестоимости. И это ей удается — сейчас Россией овладел синдром неосталинизма и неофашизма. Что ж, и в этом есть своя закономерность. Но почему политическая элита развитых государств не видит русский неофашизм? Вас не удивляет изысканность, с которой нынче восхваляется Эго тех государств, которые еще недавно, еще вчера были жестокими колонизаторами? Да-да, я о членах «Большой семерки/восьмерки» говорю... Или, может, не имею права? Ведь неэтично, недипломатично, наивно?.. Ага, но я не дипломат, не политический деятель, не руководитель какой-то там партии или объединения, поэтому не должна что-то замалчивать или в бумажки заворачивать... Как это делают наши даже оппозиционные (или как их там) дипломаты-депутаты, когда слышат намеки, что в Украине якобы есть какой-то «украинский фашизм»... Какой фашизм и откуда? Не являются ли такие обвинения реликтом имперского мышления, выскользнувшим из несознательного обвинителей? ...Конечно, было бы неправдой сказать, что мир ослеп и оглох — был же таки признан Голодомор геноцидом нации. Но это признание похоронил действующий Президент... Да что удивляться далекому от украинской культуры президенту, если тонны помоев на украинскую нацию выливают доморощенные янычары, подверженные его величеству конформизму историки и квазиписатели... Можно было бы остановиться на этом печальном выводе. Однако остается открытым вопрос, почему Украина оказалась в эпицентре если не ненависти, то таки пренебрежения со стороны близких и более далеких соседей? Часто слышим, что пренебрежение к украинцам является реакцией на их неспособность к победе и к созданию государства. Впрочем, это старая мелодия извечных захожих — паразитов на теле Украины... В последние годы пропагандируется другое, более новое мнение — мол, украинцы не понимают преимуществ глобализованного мира со всеми прибамбасами либерализма (то есть вседозволенности) и потому тянут в мрак прошлого... Но и эта мелодия из репертуара паразитов, которые, как черт ладана, боятся науки Христа о духовном единстве человечества... А вот идея глобализации им «до смиги», так как в ней не об обязывающем к соблюдению моральных принципов духовном единстве идет речь, а об общем стойбище для всех с персональным корытом для каждого...
Данная Богом человеку власть — это воля. Воля как способность преодолевать свои низменные инстинкты, и воля — как состояние духа (свобода). Но одни ищут ее в корыте, другие — смиренно приходят в храм... Не все в земной истории поддается объяснению. Однако можно догадаться, почему злостным шипением забулькал против Украины сатанинский легион, — эти уничтожаемые веками, никому не известные украинцы в 1989—90 годы выбрали Божий храм. И это была победа. Та победа, которую игнорируют и от которой уже никогда не откажутся. Дело не в том, что она ознаменована выходом из подполья Украинской католической церкви восточного обряда, следовательно — возвращением к жизни Украинской православной церкви Киевского патриархата и, наконец, свободой для всех верующих разных конфессий. А в том, что это победа духовная — это возвращение к жизни. Поэтому политики об этой победе не говорят — не было же тогда еще никаких партий. Зато суть победы почувствовали «за бугром» — и потянулся в Украину кортеж под названием «русский мир»...
— Многие в Украине считают, что мы до сих пор хромаем из-за того, что не был использован самый главный шанс: избрать действительно украинского, патриотического Президента и действительно украинское, патриотическое правительство. Что же воспрепятствовало?
— Мир развивается по закону морального отбора. Поэтому не имеет никакого значения, был у нас или не было шанса выбрать украинского президента... Для меня, для моих близких и друзей значение имеет Божья ласка — в возрожденную благодаря провозглашению независимости украинской Церковь пришла молодежь, жаждущая знаний и правды об Украине. И пришли молодые образованные священники. Кроме того, мне, греко-католику, вовсе не случайным кажется то, что мою Церковь, по Ласке Божьей, возглавил чрезвычайно глубоко образованный и глубоко духовный руководитель. Поэтому не стоит посыпать голову пеплом из-за никчемности светского выбора — победа и свобода, как и любовь и уважение, принадлежат только свободным духом. Не сомневаюсь, что среди украинской молодежи сейчас немало свободных духом...
СПРАВКА «Дня»
Ирина Стасив-Калинец — поэтесса, активистка украинского национального и правозащитного движения. Жена лауреата Шевченковской премии Игоря Калинца. Родилась в семье верующих гонимой в СССР Украинской греко-католической церкви. После окончания филологического факультета Львовского университета преподавала украинский язык. В 1970-ом за выступления в защиту преследуемых деятелей культуры уволена с работы. Протестовала против ареста Валентина Мороза и Нины Строкатой. Участвовала в издании нелегального журнала «Український вісник». В 1972-ом осуждена к шести годам заключения и трем годам ссылки по статье «антисоветская агитация и пропаганда». Наказание отбывала в Мордовии вместе со Стефанией Шабатурой и Надеждой Светличной. Место ссылки — Читинская область. Во Львов вернулась в 1981-ом. Стала соредактором самиздатного культурологического журнала «Євшан-зілля», была среди организаторов «Меморіалу», Руха, вошла в Научное общество им. Шевченко, написала более трех сотен статей. Неотделима от искусства: автор стихов, новелл, исторической беллетристики, сказок для детей. В исторических исследованиях ее советчиком и критиком был светлой памяти профессор Ярослав Дашкевич. В 1990-ом Ирина Калинец избрана депутатом Верховной Рады Украины I созыва. В том же году возглавила Львовское областное управление образования. В 1998 году за общественную деятельность признана «Героиней мира» (США, Ротчестер). В 2000-м награждена орденом княгини Ольги.
Выпуск газеты №:
№149, (2011)Section
Подробности