Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чикагский фьючерс на причерноморскую пшеницу

Что получит Украина от игры на бирже, расположенной на другом континенте?
14 июня, 12:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

6 июня на Чикагской товарной бирже (CME) был введен фьючерс на причерноморскую пшеницу и проведены первые торги. В Украине появилась возможность использовать механизм управления рисками при заключении контрактов на зерновом рынке. «В то время как мировой спрос на пшеницу продолжает повышаться, мир все больше смотрит в сторону Черноморского региона для получения дополнительных поставок, необходимых для удовлетворения растущих потребностей», — отмечено в сообщении Чикагской биржи. В нем подчеркивается, что фьючерс СВОТ Вlak SEA Wheat, непосредственно связанный с физической поставкой продовольственной пшеницы с рынка зерна Черноморского региона, предлагает эффективное управление рисками, раскрытие цен и постоянно расширяющиеся возможности на этом важном рынке. Правда, в первый день торгов в Чикаго было заключено всего три сделки, цена составила 4 за тонну. Во второй день не заключили ни одного контракта.

Напомним, по данным оператора американских товарно-сырьевых бирж CME Group, на Черноморский регион приходится более 20% из 140 миллионов тонн пшеницы, ежегодно экспортируемых по всему миру. В 211/2012 маркетинговом году этот регион имеет все шансы занять второе место в мире по экспорту зерна, уступив лишь США. Контракты будут заключать в долларах США (не менее 136 тонн, или около 5 тысяч бушелей). Зерно пойдет из портов Украины (Ильичевск, Одесса, Южный, Севастополь, Николаев), России (Новороссийск, Туапсе, Тамань) и Румынии (Констанца).

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (РФ) Дмитрий Рылько считает, что «первые результаты (торгов в Чикаго. — Авт.) весьма обнадеживают, несмотря на то, что было заключено всего три сделки». Между тем фьючерсы СВОТ в основном используют как финансовые инструменты — физически исполняют только 2 — 3% контрактов. Тем не менее Рылько отмечает, что причерноморский фьючерс будет со временем востребован, поскольку до сих пор продажи контрактов на причерноморскую пшеницу не имели прямого механизма управления рисками, а индикаторами цены были контракты, заключавшиеся на СМЕ на пшеницы сорта Soft Red Winter (SRW). Однако физические объемы рынка пшеницы этого сорта несопоставимо меньше в сравнении с объемами продаж аналогичной по характеристикам причерноморской пшеницы (два-шесть миллионов тонн в год против почти 15 миллионов).

Российский эксперт доволен и ценой, зафиксированной на торгах в Чикаго. «Это получается та стартовая цена, которую мы ожидали на начало сезона, и это обнадеживает», — говорит он. По его словам, первые цены на пшеницу нового урожая прогнозируют в размере 0 — 265 за тонну, хотя в мае цены на пшеницу поднялись до 0 — 275 за тонну, но затем, в связи с кризисом, вновь опустились до первоначальных. Рылько настроен весьма оптимистически. Фьючерс причерноморской пшеницы он характеризует как «фактически русский фьючерс», где две трети обеспечивается российским экспортом, который в новом маркетинговом году (1 июля 2012 года — 30 июня 2013 года) достигнет, по оценкам американских специалистов, около 21 миллиона тонн, тогда как экспорт всей причерноморской пшеницы составляет приблизительно 30 миллионов тонн. Так нужен ли такой рынок, где собирается доминировать Россия, нашей стране?

КОММЕНТАРИЙ

Борис БЕРЕНШТЕЙН, генеральный директор ассоциации «Союз бирж Украины»:

— Последние годы «Союз бирж Украины» и правительство страны работали над созданием в Украине биржевого рынка товарных деривативов (фьючерсов и опционов). При поддержке правительства и заинтересованных общественных организаций было подписано меморандум о сотрудничестве и подготовлено дорожную карту по формированию национального рынка биржевых товарных деривативов совместно с биржей Euronext — одним из крупнейших мировых биржевых объединений. В то же время другая общественная организация лоббировала в Украине интересы Чикагской биржи, также являющейся одной из крупнейших. Но я считаю, что Украине, которая стала на путь евроинтеграции, больше подходит Euronext, объединяющая больше десяти европейских бирж, в том числе английские, французские, голландские. К тому же американский биржевой рынок работает немного иначе, чем Euronext. Начнем с того, что на последней, как и всей Европой, используется привычная нам система метрических мер. Тем не менее правительству и МинАПК внушили, что сотрудничество с Чикагской товарной биржей является более перспективным. С ней был также подписан соответствующий договор. В результате этого на Украине сейчас пересекаются интересы двух крупных бирж. Я считаю, что подобная конкуренция будет способствовать организации оптимальной модели украинского рынка биржевых товарных деривативов.

Обе биржи проводят мастер-классы для участников украинского рынка. Например, биржа Euronext 17 апреля провела семинар, где гости рассказали о своих возможностях. Собственно, такую же работу ведет в Украине и Чикагская биржа. Euronext пытается создать свою торговую площадку в Украине, которая будет доступной и для зернотрейдеров, работающих в нашей стране, и для национальных товаропроизводителей. А в Чикаго, как говорилось выше, торги уже начались на собственной территории. Словом, каждая из бирж перетягивает причерноморское (в т.ч. украинское) зерно на себя.

Чтобы Украина не понесла убытков от биржевой торговли, нам необходимо сформировать соответствующую законодательную базу. Специалисты ассоциации «Союз бирж Украины» принимают в этом активное участие. Например, мы предложили изменения к закону о товарной бирже. Кроме того, необходимо принять закон, регламентирующий процедуру обращения товарных деривативов. Ассоциация совместно с Национальным банком Украины решает вопрос внедрения клирингового обслуживания. Идут дискуссии. И это, безусловно, положительно.

Но все же я считаю, что начало торговли на Чикагской товарной бирже отодвигает перспективу формирования украинского рынка биржевых товарных деривативов. Хотя это определенный шаг вперед, поскольку будет формироваться цена на украинскую пшеницу. В то же время украинскому товаропроизводителю далеко не все равно, где это будет происходить — у нас или за рубежом. Уверен, что наш выход на биржу, расположенную на другом континенте, — ошибка. Страна, удерживающая третье-четвертое место по экспорту зерновых в мире, должна сама формировать биржевой рынок и быть одной из законодателей ценовой политики.

В прошлом году этот вопрос рассматривал Европейский банк реконструкции и развития, который предложил высказаться многим товаропроизводителям и их ассоциациям, таким как Украинская зерновая ассоциация, ассоциация «Укролияпром», Аграрный союз Украины, Ассоциация фермеров и частных землевладельцев и другим. Все они в своих выводах поддержали именно сотрудничество с Euronext. Но против напора из Чикаго устоять не удалось. Кстати, в России решили создавать рынок фьючерсов на своей территории и уже начали работать в направлении организации торговли биржевыми товарными деривативами.

А у нас СМИ склоняются в основном к однозначной поддержке чикагского фьючерсного проекта. Но нужно понимать, что стать членом Чикагской биржи и членом Клиринговой палаты не так-то просто. Нужно открыть расчетный счет, перевести туда финансовые средства, которые разрешают принимать участие в торговых операциях. Для этого в Украине необходимо еще получить лицензии Нацбанка, который будет выдавать их без особого удовольствия, потому что надеется, что все финансовые операции резидентов будут пополнять финансовый и валютный счета страны, если операции будут проходить в Украине. Кроме того, резидент обязан ежеквартально сдавать в налоговую администрацию информацию о движении валютных средств, находящихся за пределами Украины. А игра на бирже может привести к тому, что вы окажетесь в проигрыше. Что, кроме недоумения, может вызвать этот факт в налоговой службе? В этом они могут видеть только попытки уйти от налогообложения.

Что же мы получим от игры на зарубежной бирже, как говорится, в сухом остатке?

По моему мнению, играть на биржах, подобных Чикагской, смогут только те трейдеры, материнские компании которых находятся за рубежом. Они смогут оказывать решающее воздействие на формирование цены на этой площадке, а их украинские подразделения будут пользоваться этим при закупках зерна. А что делать отечественному производителю, у которого за океаном нет богатого дядюшки? Ему не останется ничего другого, как подчиняться ценовым тенденциям, установленным за пределами страны. Я многих товаропроизводителей спросил, будут ли они и как именно принимать участие в торговле товарными деривативами на Чикагской бирже. Ответа не услышал. Выходит, мы поддерживаем не свой товарный рынок, а развиваем рынки за рубежом. Хорошо бы разобраться с этой проблемой Совету национальной безопасности и обороны Украины. Ведь продовольственная безопасность сегодня выходит на первый план в ряду мировых проблем. Это неплохой шанс для нашей страны, но одновременно и вызов — мы еще не освоили, как следует, мировой опыт цивилизованной международной торговли, и нельзя допустить, чтобы страна понесла из-за этого потери.

Я думаю, что украинские товаропроизводители смогут воспользоваться выгодами фьючерсных и опционных контрактов только при условии функционирования рынка биржевых товарных деривативов в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать