Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как «стройку века» превратить в нормальный процесс

Эксперт: «Украина — единственная страна в мире, в которой не регулируется строительный рынок»
06 ноября, 11:55
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Проблему долгостроев в стране собираются решать... приватизацией. Соответствующий законопроект в, среду, 4 ноября рассматривало правительство. С неофициальным текстом проекта документа, который звучит как Закон об изменении в законодательство по вопросам приватизации и государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства уже можно ознакомиться на сайте www.ligazakon.ua. В пояснительной записке за подписью главы Фонда госимущества Игоря Билоуса указано, что, приняв этот документ, правительство сможет «увеличить количество приватизированных долгостроев и, соответственно, доходов в госбюджет». Так же в ней указано, что актуальность этого законопроекта в том, что пока в стране наблюдается очень низкий спрос инвесторов на объекты незавершенного строительства... А таких, по разным подсчетам в Украине около 20 тысяч.

В рамках совместного проекта экономического отдела газеты «День» и Института социально-економических исследований — «Скрытые возможности Украины» — мы изучили, собственно, как появляются «долгострои»... и почему такие дорогие в Украине «метры квадратные».

По экспертным оценкам, только упорядочение ценообразования в части стоимости строительно-монтажных работ может привести к ее сокращению на 20% и более за счет приближения цен к реальной стоимости товаров и услуг. Учитывая ожидаемые в страну инвестиции — получим миллиарды гривен экономии.

КОММЕНТАРИЙ

Всеволод НИКОЛАЕВ, эксперт Института общественно-экономических исследований:

— Весь бизнес в сфере инвестиций, земли, строительства и недвижимости основан на контроле стоимости и планировании цены участниками рынка. Однако сегодня ввиду несовершенства ценообразования это не относится к Украине. Новая система ценообразования должна сделать инвестиционно-строительный бизнес прозрачным, регулируя как рынок в целом, так и отношения, и эффективность для его участников в течение жизненного цикла объектов.

«МЫ — «УНИКАЛЬНАЯ» СТРАНА»

— В отличие от всего мира и даже постсоветского пространства Украина — единственная страна, где не ведется регистрация цен в строительстве по регионам, не разрабатываются стоимостные сметные нормы как ориентир в отношениях заказчика и подрядчика, отсутствуют укрупненные нормы для планирования инвестиций, то есть регулирования строительного рынка.

Ситуация с ценообразованием затрудняет вхождение западных инвесторов на строительный рынок Украины. Для планирования своих затрат и прибыли они, хоть и нанимают квалифицированных консультантов, используют свою сметно-нормативную базу, дабы избежать рисков удлиняют сроки и удорожают проектирование, увеличивают непредвиденные расходы на объекте, соответственно, включая плату за такие риски в цену.

«ДО СИХ ПОР ПОЛЬЗУЕМСЯ КОНЦЕПЦИЕЙ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 1999 ГОДА»

— Сегодня в Украине пользуются Концепцией ценообразования 1999 года, из которой выросла существующая система. Кроме ресурсных норм, предусматривалось и объяснение, откуда берутся цены, а именно предусматривался мониторинг цен в строительстве по территории Украины. Цитирую: «Создать банк данных средних региональных цен на строительные материалы, изделия, конструкции, машино-часы и услуги. Создать банк данных удельных ресурсных и стоимостных показателей функциональной единицы измерения по наиболее распространенным объектам народного хозяйства».

Но это организовано не было — недоработка вышла, небольшая. А вот только наиболее известные ее плоды: реконструкция Олимпийского стадиона в Киеве подорожала с 2,1 до 4,5 млрд грн, львовского — с 1,6 до 2,4 млрд грн; то же по мосту через Днепр в Киеве, другим миллиардным объектам.

«О ПСЕВДОСИСТЕМАХ»

— В отличие от развитых стран с рыночной экономикой, в Украине существуют две псевдосистемы ценообразования. Первая применяется в госсекторе в виде неполных и искаженных ДСТУ — прежних государственных сметных норм. Вторая — свободная, построенная на информационном вакууме, применяется в негосударственном секторе экономики и делает стоимость строительства terra incognita. Стоит ли говорить о том, что в стране должна действовать одна система ценообразования?..

Ценообразование в Украине не столько свободно, сколько стихийно: оно не опирается ни на информационные ресурсы, ни на современные методики расчетов, ни на специалистов, ни на четкую организацию процесса, не говоря уже о здравом смысле.

Действующая в Украине система сметного нормирования, а также информации по ценообразованию в строительстве имеет существенные недостатки. Она оперирует ресурсными, а не стоимостными показателями; не включает нормативы всех затрат, таких как цены земельных участков, финансовых ресурсов, управленческих и прочих услуг, налогов и отчислений, особенно — эксплуатационных затрат; не дает возможности структурировать стоимость и прибыль не по работам, а в разрезе реальных участников инвестиционно-строительного процесса.

«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ «ЦЕНОВОГО НАДЗОРА»

— Существует два способа создания и ведения информационной базы о ценах в строительстве. В первом случае этим занимается государство. Во втором — частные компании на добровольной основе.

Идти путем реанимации государственных структур в ценообразовании Украине действительно сложно. Да и нужно ли? Для этого требуются огромные организационные усилия и начальные средства на систему мониторинга цен и сметного нормирования, а потом — на обеспечение ее эффективного функционирования.

В Украине для обеспечения эффективности капитальных инвестиций необходимо иметь, если не в каждой области, то хотя бы 5—6 территориальных центров ценообразования в строительстве, годовые расходы, на содержание которых достигали бы 0,2—0,3% от стоимости строительства.

Но наиболее эффективным, с точки зрения финансирования, качества и сроков организации, видится путь открытия этого рынка для специализированных информационных компаний, таких, как например, в Великобритании, США, Польше и других странах Европы. Такие фирмы мониторят цены, разрабатывают и публикуют нормы, создают информационно-программное обеспечение. Они оказывают консалтинговые услуги всем заинтересованным участником рынка.

По экспертным оценкам, упорядочение ценообразования только в части стоимости строительно-монтажных работ может привести к ее сокращению на 20% и более за счет приближения цен к реальной стоимости товаров и услуг. Учитывая ожидаемые в страну инвестиции — получим миллиарды гривен экономии, которые можно направить, например, на модернизацию объектов ЖКХ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

— Проблема государственного регулирования ценообразования в строительстве в Украине состоит в том, что инвестиционная политика — прерогатива экономического министерства, а стоимость строительства регулируют нормы Минрегиона. Без изменения в законодательстве в нашем случае не обойтись.

В соответствии с законом о ценообразовании, «формирование сметной нормативной базы, определение порядка ее применения в строительстве, контроль за соблюдением заказчиками, проектными, строительно-монтажными организациями и другими участниками инвестиционной деятельности нормативных документов и нормативов исчисления стоимости строительства объектов, которые сооружаются с привлечением средств Государственного бюджета Украины ... осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры», т.е. — Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Как выйти из сложившейся ситуации? Можно, к примеру, изменить «строительную» норму закона о ценообразовании, наделить министерство функцией организации сбора и обработки информации о всех работах и услугах, оказанными при проектировании, строительстве, эксплуатации и т. д. Или же можно передать эту функцию другим структурам. Как вариант можно также рассмотреть вопрос об отраслевой отчетности (или же через налоговые или статистические управления).

В Европейском Союзе существуют несколько основополагающих директив, которые нормируют процесс строительства от этапа проектирования до его завершения и последующей эксплуатации. При этом учитываются четкие стоимостные нормы, управленческие, экологические, теплотехнические и др. стандарты. Рано или поздно Украина окажется перед необходимостью адаптации своего законодательства к таким нормам. И, так видится, этот процесс нужно начинать уже сегодня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать