Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как украинские продукты интегрируются в Евросоюз

Эксперт: наши помидоры там любят, не любят наш способ ведения бизнеса
21 февраля, 11:28

В австрийских супермаркетах совсем скоро могут появиться украинские товары. Совместный проект посольства Украины в Австрии, компании Deloitte-Ukraine и австрийской Willard Group, стартовавший еще в 2016 году, вчера получил особое продолжение в Киеве.  Украинская сторона устроила для австрийских байеров своеобразное роуд-шоу по украинской гастрономии и бакалее, результатом которого, как надеются организаторы, должны стать контракты на поставку украинских продуктов на полки автрийских магазинов.

«В 2016 и 2017 годах посольство в сотрудничестве с Deloitte-Ukraine и Willard Group проводило в Вене презентации украинских продуктов питания для австрийских торговых сетей. Одним словом, вели наших производителей в Европу. Завтра в Киеве будет продолжение: европейские сети приходят в Украину. BILLA и другие компании REWE Group отправили своих «байеров» для ознакомления с украинской продукцией. Благодарю Greg Fishman и украинскую Deloitte за приглашение. Буду завтра в Киеве», — анонсировал событие на своей странице в социальной сети «Фейсбук» посол Украины в Австрии Александр Щерба.

Пост дипломата вызвал бойкое обсуждение пользователи. Одна заметка, на наш взгляд, попала точно в суть события. «Понятно, но разве они (BILLA), имея свое украинское подразделение, не имеют представления об украинской продукции и производителях? Они же торгуют этой продукцией в своих украинских магазинах, что тогда мешает увидеть то же самое на венских полках? Недостаточное качество? Или сложность экспортных процедур для нашего производителя?» — пишет пользователь Вячеслав Бербенец.

MADE IN UKRAINE АССОЦИИРУЕТСЯ УЕВРОПЕЙЦЕВ С КАЧЕСТВОМ

Австрия — страна Европейского Союза, с которым у Украины с 1 января 2016 года действует соглашение о Полной и Всеобъемлющей Зоне свободной торговли. Соответственно, украинские товары, на первый взгляд, должны были бы уже лежать на полка европейского масс-маркета. Но на практике это далеко не так.  И причиной тому не то, что украинское печенье, мясо или огурцы не по вкусу европейцам. Наоборот, как говорит в комментарии «Дню» эксперт в сфере международной торговли Игорь ГУЖВА, украинское ассоциируется у тамошних потребителя с качеством, органической чистотой и настоящим вкусом, когда «огурцы пахнут огурцами, а не пластиком».

«Поляки уже давно заявили, что 50% их рынка — это для украинских томатов и огурцов, — говорит Гужва. — Они посчитали и определили, что сами могут вырастить лишь половину реальной потребности своих потребителей. Остальные 50% будут покрывать за счет импорта. Сейчас- это огурцы и томаты из Испании, Турции. Но поляки заявляют, что хотят покупать украинский помидор и огурец, который имеет вкус и аромат».

Вопрос не в огурцах и помидорах, вопрос — в менеджерах, — говорит Гужва. Мир знает, что украинцы умеют качественно вырастить/приготовить/выпустить. Но мир также знает, что мы «не умеем продавать». Для европейских рынков важна модель ведения бизнеса, говорит эксперт. «Байеры четко следят за качеством и производственным циклом продукта, но не менее четким требованием для них является соблюдение пунктов контракта. Чтобы товар определенного объема, определенного качества и в точно указанное время был доставлен на оговоренное место. А у нас как раз с этим огромные проблемы. То на таможне застряли, то справку какую-то задержали. А продукты питания — это же быстропортящиеся товары быстрой, много фитосанитарных норм и к их хранению, и транспортировке», — говорит Гужва.

БАРЬЕРЫ ЕСТЬ. НО ПО ЭТУ СТОРОНУ ГРАНИЦЫ

Экспорт украинских товаров на европейские рынки должен начинаться с государственной стратегии. И первым шагом в ней, по словам экспертов, является аудит наших возможностей. Есть ли у нас конкурентоспособные товары?

Объемы, логистика, наиболее удачные цвет и форма упаковки — это уже вопрос второго порядка. И ответы на них дает производитель товара, который хочет зарабатывать.

Государству важно дать ответы на другие вопросы, которые создают барьеры для отечественного производителя в попытке выхода на европейские рынки. И таких, по выводам экспертов, в Украине хватает.

Качественный товар может быть изготовлен лишь из качественного сырья, на хорошем оборудовании  и в хорошей экосистеме, к которой относятся кредиты, стандарты, процедуры, качество дорог. «Это уже все реальные барьеры, которые мешают нашим товарам попадать на стол европейского потребителя», — говорит Гужва.

Некоторые наши товары давно завоевали полки иностранных магазинов. Еще до ЗСТ с ЕС в Чехии, Германии, Польше можно было найти кетчуп торговой марки «Чумак», водку Nemiroff, подсолнечное масло «Олейна», а еще сливочное масло, сыры, яйца, сухое молоко, мед, чернику, мясо. И все это — успешные истории «непоседливых» производителей.

Но все еще Украина — новичок на крупных рынках готовой продукции. Если смотреть на наши экспортные операции до последнего периода, то они все еще оставались «в кругу друзей», то есть в пределах СНГ.  Когда открылась ЗСТ с ЕС, снялись таможенные барьеры, производители получили доступ к другим рынкам, имеющим потребителя с высокой покупательской способностью. Но при этом это — высококонкурентные рынки. Особенно в секторе готовой продукции и полуфабрикатов. И украинцам, как ни странно, конкурировать удается очень сложно. Заработные платы в ЕС, конечно, выше, и технологии чаще эффективнее, чем в Украине, да и операционные кредиты не под 18% годовых. Но эти вопросы самостоятельно производителям не решить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать