Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Хода нет

Украина стала активнее задерживать суда, посетившие Крым
10 августа, 18:37

Министерство инфраструктуры должно отслеживать движение судов, которые сначала заходят в крымские порты, а затем — в порты континентальной Украины, напомнил недавно чиновникам премьер-министр Арсений Яценюк. «Это нарушение международного права, и за это их надо штрафовать», — подчеркнул он. Следить за передвижением того или иного судна в режиме on-line позволяют глобальные компьютерные программные комплексы, отображающие сигналы передатчиков АИС (автоматизированная идентификационная система) каждого судна. Ее обязаны использовать все пассажирские суда, суда водоизмещением свыше 300 регистровых тонн, совершающие международные рейсы, и суда водоизмещением более 500 регистровых тонн, не совершающие международные рейсы.

Напомним, что поскольку после аннексии Крыма украинские власти не стали составлять официальный черный список судов, посетивших крымские порты, оперативно отслеживать их начало общественное движение «Майдан иностранных дел» и Black Sea News. Первый сводный черный список они опубликовали еще 7 июля 2014 года, а 10 июля нынешнего года появились данные за более чем год мониторинга. По их подсчетам, с 27 марта прошлого года (когда Генассамблея ООН не признала изменение статуса Крыма) в порты полуострова заходили 216 торговых судов из 16 стран, включая РФ и Украину. Больше всего зафиксировано российских судов-нарушителей (101 судно или 46,75% от общего количества нарушителей), на  втором месте — Турция (52 судна или 24,14%), и замыкает тройку Греция (28 судов или 13,0%). Суда этих стран общим числом 181 составляют 83,8% от общего количества судов-нарушителей.

Как сообщает Black Sea News, подобная кропотливая работа приносит свои плоды, ведь названия судов становятся известны в соответствующих кругах. Теперь судовладельцы, фрахтователи и операторы судов, морские брокеры отказываются заключать контракты и фрахтовать суда на крымские порты, оговаривая это в контрактах, крюинговые компании не набирают экипажи для судов, которые собираются работать на порты аннексированного полуострова, страховые компании отказываются страховать такие суда. Администрации портов тщательно проверяют судовые журналы, администрации флагов рассылают предупредительные письма в адрес судовладельцев, чьи суда зарегистрированы под соответствующими флагами.

Хоть и значительно позже, но за нарушителей все-таки взялись и украинские власти. Так, в частности, было арестовано рыболовное судно «Черемош», которое 30 января встало на рейд Бердянского морского порта. Ранее оно вышло из Керчи к берегам Абхазии, после чего капитан оформил документы на отход в Бердянск в порту Сухуми. Сообщалось, что за нарушение порядка въезда-выезда с территории Крыма каждый член экипажа был оштрафован на 1 700 гривен. В марте в Херсонском морском торговом порту за заход в 2014 году в порт Севастополя «с целью причинения вреда интересам государства» было арестовано судно Kanton под флагом Тувалу. Генпрокуратура сообщала, что следователи получили доказательства совершения капитаном судна, который является гражданином Турции, преступления, предусмотренного статьей «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства».

В свою очередь Государственная пограничная служба Украины сообщает, что она с успехом отслеживает суда, которые могли заходить в порты на временно оккупированной территории. Недавно катер Одесской морской охраны обнаружил за границей территориального моря Украины буксир «Алиот» (флаг Белиз), которой периодически отключал приборы идентификации судов на достаточно длительное время. Из судовой документации выяснилось, что в июне судно заходило в закрытый порт Керчь. Пограничники зафиксировали все факты и передали в Херсонский пограничный отряд и администрацию ближайшего порта Очаков «для принятия правового решения».

Специалисты прогнозируют, что со временем нарушителей ждет и более жесткое наказание. В этом, в частности, уверен главный редактор российского «Морского бюлетеня» Войтенко Михаил. Во время проходящего недавно в Санкт-Петербурге Форума по рискам крымского судоходства он сказал участникам, что несколькими задержаниями судов в украинских портах дело не ограничится. «Потенциально суда можно арестовывать или задерживать не только в Украине, но и во всех странах ЕС. Определение санкций ЕС это вполне допускает, если не требует. Украина за это дело возьмется, благо никаких особых расходов оно не требует. Суда компании-нарушителя могут задержать в любом европейском порту. Совсем необязательно наказание и приговор суда — самого факта простоя будет достаточно. Это уже финансовое наказание, а если при этом сорвется фрахт, то и крайне болезненное», — сказал авторитетный российский эксперт.

Российские чиновники стараются приукрасить сложившуюся ситуацию и риски, но в основном их аргументы довольно неубедительны. Яркий пример — высказывание заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Калашникова о задержании сухогруза Kanton. Мол, турецкая сторона может начать задерживать и суда, которые заходят в порты Северного Кипра, который не признан никем, кроме Турции. Хотя как раз в эти порты прямехонько идут из Севастопольского порта суда, загруженные зерном. «Горлышко от бутылки» находится у Турции, а не у Украины, и даже не у России. И в этом смысле мы должны всегда считаться с Турцией как с теми, кто вообще-то запирает Черное море. И если дело дойдет до недружественных действий, то она может это «горлышко» закупорить, несмотря на все соглашения, которые подписывала», — прокомментировал Калашников газете «Взгляд». Если воспринять слова российского депутата буквально, то выходит, что как Украина, так и другие страны должны закрывать глаза на правонарушения — лишь бы не дразнить Турцию. При том, что сама Турция, по крайней мере официально, поддерживает территориальную целостность Украины. А сухогруз Kanton зарегистрирован даже не под турецким флагом, если судовладелец на самом деле — турок. К слову, турецкие собственники нередко стараются «запутать следы». Как, собственно, и другие судовладельцы, которым предстоит и в дальнейшем работать на международном рынке, а не только заходить в российские порты или же в порты аннексированного Крыма.

Чтобы увеличить флот, обеспечивающий грузами полуостров, и не только для этого, российская сторона идет на незаконную перерегистрацию плавсредств, которые принадлежат Украине. Так, журнал «Порты Украины» получил в распоряжение копии документов о смене флага и права собственности на украинское судно. Оно вносится в российский реестр, ему выдают документы на право плавания под российским флагом. «Документ подписан должностным лицом, возглавляющим капитанию порта, что само по себе превращает его в «филькину грамоту», несмотря на внешнее соответствие сертификата стандартам International Maritime Organization. Получается, администрация флага России уполномочила капитанию Севастополя выдавать подобные документы», — отмечает специализированное издание. Речь идет о крымском портофлоте, судах «Черноморнефтегаза» и т.д. Так что у украинских чиновников появляется еще одна возможность (даже необходимость) отреагировать соответственно:  обратить внимание международных организаций на незаконность выдачи российского флага, обратиться в IMO.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать