Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кипр убили... коммунисты

Ярослав ЛОМАКИН: «Украинские деньги не вернутся домой, а перетекут в прибалтийские, гонконгско-сингапурские, европейские банки, хуже — уйдут в тень»
19 марта, 10:54
ФОТО РЕЙТЕР

Кипр планирует внедрить одноразовый налог на банковские сбережения. Это — одно из условий выделения ему 10 миллиардов евро на спасение от стран еврозоны и МВФ. Так, Еврогруппа требует от Кипра обложить одноразовым налогом в 6,75% все вклады до 100 тысяч евро и 9,9% — вклады свыше этой суммы. Президент страны Никос Анастасиадис проводит срочные переговоры с кредиторами, чтобы уменьшить налог, ведь такое известие уже вызывало публичную волну протеста среди населения страны и негласное недовольство бизнеса, который держит на Кипре, по разным оценкам, до 80 миллиардов долларов!

Если налог таки введут, то данное событие без преувеличения можно назвать финансовой революцией. Кипр длительное время удерживает звание оффшора №1 в мире. В Украине же кипрские деньги остаются еще и самым мощным источником инвестиций. В 2012 году чистый прирост вложений из этой страны составил 3,92 миллиарда долларов, или 95% всего объема прироста инвестиций.

Быть или нет новому порядку в Кипре — окончательное слово должен сказать парламент, который собирается на срочную сессию. А пока депутаты готовят решение, власть Кипра «закрыла» банки до среды, сообщает The New York Times.

О последствиях, которые для Украины и мира будет иметь ситуация на Кипре, «Дню» рассказал владелец консалтинговой компании Honest & Bright Ltd (специализируется на налогообложении в оффшорных зонах) Ярослав ЛОМАКИН:

— Если в Кипре внедрят 10-процентный налог на депозиты, то Кипру как финансовому центру будет конец. Вряд ли кто с ним после этого захочет работать. Бизнесмены отказываются от кипрского оффшора и переводят деньги в другие страны.

Банковская система Кипра — живой труп. Как это отразится на других экономиках? С одной стороны, инвестиции, которые уже лежат на кипрских счетах, никаких изменений не испытывают. Другой вопрос — с депозитами или расчетами по текущим остаткам средств, потому главная задача сегодня — перераспределение этого финансового потока по-новому.

Имеет ли Украина шанс воспользоваться ситуацией и вернуть сбережения своих олигархов и бизнесменов домой? Что для этого нужно сделать?

— Ничего. Деньги не будут оставаться дома, пока их будет экспроприировать «семья». Они всего только будут перенаправляться. Хуже всего, если сбережения из Кипра пойдут в «тень». Лучше — когда разойдутся по другим юрисдикциям. Ситуация, при которой мы превращаемся в полицейскую страну, только преумножает полицейских, но никак не улучшает условия ведения бизнеса.

О каких «других юрисдикциях идет речь»?

— Украинские капиталы из Кипра хлынут, в первую очередь, в прибалтийские страны, потому что это самый легкий путь. Прибалты давно готовы к приему кипрских денег. Вероятнее всего, что новой финансовой гаванью для украинских капиталов станет Латвия. Второе направление — гонконгско-сингапурские банки. Третий — старая Европа, в частности, Австрия, где так любят банковскую тайну.

Как вы думаете, почему кипрская власть идет на этот шаг?

— Он не случаен. Кипрская власть хорошо понимает, что это — колоссальные финансовые потери и разрушение имиджа страны. Это — не одномоментное решение. Оно готовилось предыдущим правительством коммунистов, которые мыслили приблизительно так: «Давайте заберем награбленное и поможем сами себе». К такому шагу прошлую власть подталкивали финансовые страны-доноры, потому что ситуация на Кипре не самая лучшая.

На мой взгляд, внедрение дополнительного налога — это способ выжить, который выгоден коммунистам. Новая же команда чиновников-капиталистов задумается над тем, как это сделать красивее. Возможно, приживется идея, которую недавно озвучил российский президент Владимир Путин, что забирать деньги нужно с процентного дохода, а не из всей суммы денег на депозите. Я надеюсь, что новая правительственная команда прислушается и примет более мягкий вариант, потому что в ином случае следует ожидать мини-коллапса финансовой системы Кипра, а это создает основы для дестабилизации европейской банковской системы. Ведь Кипр — это часть финансовой системы ЕС.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»


В Администрации Президента и Кабинете Министров Украины пока «изучают ситуацию» с кипрским налогом. Тем временем данная инициатива за выходные буквально взорвала интернет-пространство и получила ряд оценок от международного сообщества.

Первым отреагировал на возможное сворачивание финансовой «гавани» №1 в мире президент России Владимир Путин. «Возможное введение на Кипре дополнительного налога на банковские вклады было бы несправедливым и опасным»,       — заявил он. Ему вторил российский премьер Дмитрий Медведев, отметивший, что «намерение кипрских властей ввести 10-процентный налог на вклады выглядит как конфискация чужих денег». Опасения российских власть имущих понятны: по оценке Moody’s, банки России, проводящие операции с зарегистрированными на Кипре компаниями российского происхождения и кипрскими банками, рискуют 43—53   миллиардами долларов!

Не заставила долго ждать и Германия. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбль заявил, что он и МВФ отдают предпочтение сохранения гарантий депозитов на сумму до 100 тысяч евро. Менее скромной в оценках последствий такого шага была немецкая газета Suddeutsche Zeitung: в соответствующей статье раскритиковано решение еврогруппы ввести на Кипре налог на вклады, как одно из непременных условий предоставления экстренного пакета помощи в размере 10 млрд евро. Предложение европейских политиков списать средства со счетов вкладчиков кипрских банков — как самих киприотов, так и иностранцев, говориться в статье издания, «стало последним нарушенным в ЕС табу». «Вовлечение простых вкладчиков несправедливо и близоруко. Теперь кризис еврозоны грозит перейти в новую фазу», — полагает экономический обозреватель немецкого издания Керстин Гаммелин. Германия хотела добиться того, чтобы «экономные немцы не спасали счета российских олигархов, занимающихся отмыванием денег», говорится в статье. На самом же деле списание средств с депозитов коснется этих олигархов всего лишь второстепенным образом, поясняет автор. «Куда болезненнее для них стало бы обязательство трансформировать большую часть вложенных ими средств в акции кипрских банков, что, в конечном счете, оздоровило бы кипрскую экономику, но европейские чиновники испугались такого сценария... Вместо того, чтобы действительно заставить раскошелиться богатых, они обязали платить простых людей», — говорится в статье.

Тем временем американский экономист Пол Кругман написал в The New York Times: «Это как если бы европейцы подняли неоновый знак с надписью на греческом и итальянском языке: Настало время грабить ваши банки!»

В Греции местные СМИ сообщают, что рассматривается возможность снижения ставки налога для небольших по сумме депозитов при сохранении общей суммы дохода от налога — 6 млрд евро. Член исполнительного совета Европейского Центрального банка Йорг Асмуссен считает, что решение об уменьшении ставки налога для небольших депозитов находится в руках кипрского правительства.

Мыкола СИРУК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать