Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Опасное напряжение

Газовая монополия стремится сохраниться любой ценой, — вице-премьер
03 октября, 17:43
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украинские эксперты, приближенные к МИД, почти уверены: если не со дня на день, то, как обычно уточняют дипломаты, в ближайшее время Киев посетит вице-президент Еврокомиссии из Энергосоюза Марош Шефчевич. Выражается мнение, что его приезд не в последнюю очередь вызван странным  напряжением в отношениях между «Нафтогазом України» и его акционером — украинским правительством. Поэтому накануне этих посещений, очень похожих на проверку, «День» решил расспросить энергетического вице-премьер-министра Владимира Кистиона о ситуации в энергосекторе.

Скандал вокруг отставки независимых членов наблюдательного совета «Нафтогаза України» уже закончился или, может, приблизился к завершению? ЕБРР, скажем осторожно, советует избрать новых членов «очень, очень быстро».

— Мне очень жаль, что члены наблюдательного совета «Нафтогаза» приняли такое решение. Потому что они работали добросовестно, честно и профессионально. Но у меня такое ощущение, что они попали в тщательным образом прописанный сценарий, конкретной целью которого было причинить репутационный вред нашему правительству или, по крайней мере, определенным персоналиям, приближенным к нему, и скомпрометировать их перед международным сообществом. Члены наблюдательного совета по своей доброй воле или, что более вероятно, играя по чужому сценарию, то есть, как говорится, втемную,  приняли в этом участие.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Почему так произошло?

— Окончательного ответа я и до сих пор не знаю, потому что официальной позиции от них в правительство не поступило. Тем не менее, такое мое субъективное виденье, которое, впрочем, опирается на весомые аргументы. С мая этого года премьер-министр Владимир Борисович Гройсман или я, начиная с октября прошлого года  (кроме августа, когда члены НР были в отпуске), встречались и работали с ними, в частности и в прошлом месяце. Мы обсуждали как те вопросы, которые волновали их, так и те, которые были важны для акционера, то есть для правительства.

Честно скажу, что не всегда удавалось прийти к согласию, чтобы довольными остались обе стороны. К примеру, достаточно сложна проблематика «Укрнафти», на решении которой настаивало правительство.   Наблюдательный совет затрагивал вопрос ликвидности, погашения долгов, своевременного возмещения субсидий. Процесс шел, но не настолько быстро, как бы всем нам хотелось.

Готовился закон, потом его визировали министерства, обсуждали в парламенте, подписывал Президент страны, открывали ассигнование. Хотели сделать все это еще в июле, но удалось лишь в августе. Все было на контроле, но шел рабочий процесс. На встрече в сентябре я обсудил с членами НС все вопросы, которые ставились раньше.

При этом велся протокол, который потом получали обе стороны, а затем НС, как правило, направлял нам письмо, где еще раз выражал свою точку зрения на все обсуждаемые проблемы. Так было и в сентябре. К тому же в своем письме они благодарили за плодотворное сотрудничество и анонсировали следующую встречу в начале октября.

Напомню, что в декабре 2016 года путем переговоров мы пришли к консенсусу с наблюдательным советом и внесли изменения в устав НАК «Нафтогаз України». Были кардинально и существенно расширены полномочия наблюдательного совета.

Что именно было добавлено?

— Устав был дополнен многими положениями, начиная с процедуры внесения изменений в уставы дочерних компаний и заканчивая  назначением их менеджмента. Все эти функции переданы правлению и наблюдательному совету. Правительство не имеет теперь никаких юридических инструментов, чтобы что-то решать в данной области. Например, мы как акционер из прессы узнаем, что правление при согласии наблюдательного совета назначило главой «Укртрансгаза» гражданина другого государства. Но это же не какая-то там второстепенная фабрика. Разве нельзя было хотя бы сообщить о таком решении на очередной нашей встрече?

А еще правительство обвиняют в ограничении полномочий наблюдательного совета. Мы, например, договорились, что в перспективе финансовые планы НАК будет утверждать наблюдательный совет. Однако в уставе это мы еще не имеем права записать, пока не будет принято решение на законодательном уровне. Соответствующие изменения мы, вместе с наблюдательным советом и специалистами ЕБРР, подготовили. Это законопроект №6428, который внесен в парламент и уже получил поддержку профильного комитета. Когда данный закон будет одобрен и подписан, можно будет вносить изменения и в подзаконные акты, в частности и в уставы акционерных обществ.

Такой же неожиданностью, как и назначение руководителя «Укртрансгаза», стала весть об отставке наблюдательного совета НАК. И опять правительство узнает об этом неординарном событии чуть ли не последним — не из официального документа, а из отчетов прессы о пресс-конференции руководства «Нафтогаза». На ней, кстати, не было ни одного члена НС. Только в день пресс-конференции, ближе к обеду, правительство получило письмо председателя правления «Нафтогаза» Андрея Кобалева, где речь шла об отставке независимых членов наблюдательного совета, которых, замечу, назначал не кто-нибудь, а акционер, которым на сегодня является правительство Украины.

Кобалев указывал в письме и о причинах этих отставок?

— Да. Там шла речь, например, и о том, что кто-то сделал вывод о торможении реформ, в чем, конечно, виновато правительство. Я и сам не слишком доволен темпами наших реформ, но нельзя прибегать вместо конкретики к таким огульным обвинениям. Что именно не сделано, а тем более в сфере энергетики? Какие конкретные претензии к правительству относительно выполнения плана по корпоративному управлению «Нафтогаза», который правительством в его части полностью выполнен! Есть у нас и дорожная карта реформы по реструктуризации  «Нафтогаза».  Если взять приложение к соответствующему постановлению (№496) и рассмотреть по пунктам, то все становится понятно.

Скоро ли будут назначены новые независимые члены наблюдательного совета?

— Конкурсные процедуры запущены. Конкурсная комиссия уже внесла пять кандидатур из 36, которые подавались на номинационный комитет. Замечу, что он принимает свои решения, также учитывая мнения, которые выражают представители международных финансовых организаций. В ближайшее время должно состояться заседание комитета, на котором эти пять кандидатур будут рассмотрены. В свою очередь, правительство рассматривает возможные кандидатуры для назначения двух представителей государства, в соответствии с порядком, определенным в постановлении КМУ №143. Что касается новообразовавшихся вакансий, то мы думаем над тем, как минимизировать сроки, чтобы обеспечить при этом прозрачность процедуры. На прошлой неделе состоялась встреча премьера с представителями международных финансовых организаций, на которой им было предложено внести и свои кандидатуры.

Когда-то я уже спрашивал у вас, почему так медленно осуществляется реформа «Нафтогаза». Вы успокоили: все идет нормально и по плану. Теперь пан Кобалев обвиняет в задержке не кого-нибудь, а правительство, говорит о политическом влиянии на менеджмент и наблюдательный совет.

— Нельзя не признать, что ко всему, что происходит на территории Украины, правительство так или иначе причастно. Потому что оно отвечает за все. Но вернемся к обвинениям в торможении реформ. Прежде всего, по моему мнению, реформы не стоит проводить только ради них. Их нужно осуществлять для людей, выстраивая будущее страны. А об их темпах и качестве стоило бы делать не огульные, а конкретные и профессиональные выводы. Составные реформы корпоративного управления «Нафтогаза», которые надлежало осуществить правительству, осуществлены полностью.

Вот передо мной документ: обзор реализации отдельных предпосылок развития газотранспортного рынка в странах — договорных сторонах европейского Энергетического содружества. В нем дается оценка сделанному в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Молдове, Сербии и Украине. Видите эти разноцветные столбики? Они показывают, что Украина опережает все сравниваемые страны по темпам реформ в таких разделах, как отделение (амбандлинг) оператора газотранспортной системы, внедрение входных и исходных тарифов на транспортировку, управление мощностями хранения газа и газокомпрессорным оборудованием, относительно сбалансированности и ликвидности рынка и части поставок газа по нерегулированным ценам, по внедрению норм безопасности газоснабжения и даже по прозрачности рынка. Докладчик Энергетического содружества так и сказал: Украина лучшая по реформам в энергетическом секторе.

Можно ли сказать, что Коболев манипулирует, утверждая о политическом давлении со стороны правительства?

— Я бы согласился с ним, если бы он имел доказательства, что правительство политически давит и вмешивается в процессы, которые являются исключительными полномочиями правления «Нафтогаза» или его наблюдательного совета. Но когда наблюдательный совет принял решение об увольнении теперь уже бывшего руководителя «Укртрансгаза» Игоря Прокопива, разве правительство как-то вмешалось? Нет, конечно, потому что это не его полномочия.

Но если «Нафтогаз» некачественно готовит и несвоевременно подает свой финансовый план, а также планы дочерних компаний и получает по результатам рассмотрения в правительственном комитете и на заседании правительстве ряд замечаний, разве это политическое давление? Думаю, это объективная требовательность, чего требуют служебные обязанности, добросовестная реакция на некачественную работу.

Что за история со списком имущества, которое нужно передать «Магистральным газопроводам» от «Укртрансгаза»?

— Я уже вспоминал о дорожной карте реформирования и плане реструктуризации «Нафтогаза». Правительством создана рабочая группа, которая должна способствовать реализации настоящего документа. Сегодня проведена инвентаризация кадровых и материальных активов. Эта работа согласована и утверждена правительством в установленном порядке с секретариатом Энергетического Содружества (СЭС) Евросоюза. А материальные активы необходимо передать новому газотранспортному оператору — компании «Магистральные газопроводы Украины». На данном этапе нужно согласовать конечный перечень материальных активов с менеджментом нового оператора. Но когда в МГУ получили настоящий документ, то оказалось, что он не соответствует одобренному правительством и согласованному с СЭС документу об инвентаризации. Но менеджмент «Нафтогаза» отказался дорабатывать этот перечень, мол, у нас свое виденье. Но данные инвентаризации уже утверждены правительством.

На самом деле здесь дело в том, что задача менеджмента монополии максимально ее сцементировать и как можно дольше держать на плаву. А передача соответствующих функций новому оператору — это серьезные потери, и, я уверен, монополия будет делать все возможное, чтобы растянуть этот процесс, хотя это не на пользу государству Украина, не на пользу украинцам. Монополия приводит к тому, что монополисты требуют для себя еще большей цены. Они утверждают, что 20 миллиардов гривен прибыли им мало и требуют дополнительного увеличения тарифов, чтобы собрать с украинцев еще больше денег и улучшить благодаря этому финансовое состояние государственной компании.

Между тем уже в третий или в (если не так — поправьте) четвертый раз откладывается рассмотрение на Кабмине постановления, которое должно было бы ограничить аппетиты руководителей «Нафтогаза» и не дать им снова поднять (на 19%) газовые, а следовательно и все другие тарифы.

— Мы, то есть правительство, очень ответственны в своих решениях. Правительство не видит оснований для пересмотра стоимости газа для бытовых потребителей. Для этого нет объективных данных. Даже нынешняя формула цены нуждается в частичной коррекции. Но у нас есть обязательство перед партнерами, в частности Международным валютным фондом.  И если мы хотим в этом вопросе что-то изменить, то должны предварительно согласовать это. Именно сейчас идет такой процесс.  Мы убеждаем, что так будет правильно, полезно и людям и государству, честно и справедливо. Как только мы выйдем на консолидированное решение по этому вопросу, соответствующее постановление не заставит себя долго ждать.

P.S. Когда это интервью уже было подготовлено к печати, Интерфакс Украина обнародовал сообщение из системы раскрытия информации НКЦБФР о создании «Нафтогазом України»  филиала  «Оператор газотранспортной системы Украины». «О чем это говорит?» —  спросил «День» по телефону у пана Кистиона. «Данную информацию можно считать документальным подтверждением того, о чем идет речь в интервью, — сказал вице-премьер, — монополист ничего не хочет отдавать, анбандлинг ему абсолютно не нужен».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать