Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стоит ли вводить налоговый мораторий?

15 ноября, 19:26

Идея сделать уже в нынешнем году украинское законодательство справедливым и честным, похоже, осталась нереализованной. Даже напротив — большинство предпринимателей отмечали, что все изменения законодательства, проведенные в этом году, только усугубили положение бизнеса. Впрочем, в следующем году аналогичных перемен может и не быть — министр экономики Арсений Яценюк считает, что необходим мораторий на изменение налогового поля в 2006 году. По его мнению, «надо научиться жить в действующем правовом поле».

Однако большинство экспертов сходятся в том, что налоговое законодательство в Украине остается по-прежнему несовершенным. Так стоит ли вводить мораторий, пролонгируя этот негативный статус-кво, или же все-таки стоит его предварительно несколько усовершенствовать, а только потом закреплять? С этим вопросом «День» обратился к своим экспертам.

Дмитрий БОЯРЧУК , экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украины:

— Для того, чтобы изменять налоги, нужно сначала очень обстоятельно проанализировать множество различных документов. Поэтому, в контексте того, как это у нас раньше делалось, введение такого моратория было бы достаточно позитивным шагом, который бы обезопасил экономику от желания кого-то из министров как-то изменить налоги. А все изменения нужно серьезно рассчитывать, обговаривать с экспертным сообществом, с людьми, которым предстоит этот налог платить — привлечь к этому процессу общественное внимание. У нас же все изменения вводятся спонтанно: решили и сделали. Однако наша налоговая система сейчас функционирует не очень хорошо, потому что ставки налогов для физлиц и юридических лиц очень различны, и даже многие предприятия позиционируются как физлица.

Совершенствовать законодательство, безусловно, надо. Однако очень постепенно. Сейчас идет работа над разработкой цельной налоговой концепции, которую, если она выйдет хорошей, будут вводить несколько позже. Поэтому я понимаю введение моратория как стремление оградить налоговое законодательство от лишних движений, которые могут, не приведя к нужному результату, только усугубить ситуацию. Правда, тут еще вопрос: сможет ли министр экономики ввести мораторий на изменения в налогах? Скорее всего, это будет просто ограничение налоговых изменений до введения предложенной Президентом концепции налогового законодательства.

Александр ОЛЕЙНИК , эксперт Института реформ:

— По-моему, нужно сначала оптимизировать нашу налоговую систему, а только после этого вводить мораторий. Назвать ту, что у нас есть сейчас, идеальной и вводить мораторий на ее изменения, не совсем уместно. Лично я бы это правительству не рекомендовал. Есть достаточно неплохой пакет различных изменений и дополнений, который рассматривается в Верховной Раде. Яценюку стоит его отозвать, пересмотреть, презентовать определенный пакет изменений, которые бы можно было реально ввести в ближайшее время и они привели бы к позитивным изменениям, а уж после всего этого вводить мораторий.

Василий РАДИОНОВ , генеральный директор компании «ПентоПак»:

— Это было бы очень уместным, за исключением моратория на изменения на налоги, стимулирующие инвестиции. Хотя, налоги все же стоит несколько пересмотреть. Например, проанализировать весь период развития страны, выделить период наибольшего развития, когда иностранные инвестиции охотно заходили к нам, и закрепить принятое тогда законодательство. Или же провести аналитическую работу по оценке претензий инвесторов, которые вывели или собираются вывести свои капиталы из страны, выделить основные и несколько скорректировать законодательство, еще раз дав толчок для развития бизнеса. Это было бы выгодно и государству, и инвесторам.

Ярослав ЖАЛИЛО , президент Центра антикризисных исследований:

— Если мы говорим об изменении налоговых ставок, которые будут действовать в 2006 году, то мы этого уже не имеем права делать, поскольку, согласно Бюджетному кодексу и ряду других законов, мы могли это делать только до начала бюджетного процесса, то есть до подачи бюджетной резолюции. На сегодняшний день мы можем менять только ставки, которые будут действовать в 2007 году, и то только на протяжении первого полугодия. При этом надо учитывать несовершенство налоговой системы, и для того, чтобы обеспечить нормальный бюджетный процесс, менять налоги все равно придется.

Поэтому я думаю, что вводить такой мораторий несколько рано. Однако все перемены не должны идти вразрез с уже принятыми стратегиями развития, как то было в этом году после отмены свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Это должен быть прозрачный процесс, который не усугубит экономическую ситуацию.

Лично я бы менял налоги, касающиеся личных доходов граждан. Речь идет о переходе к прогрессивной системе налогообложения и введении имущественного налога. Только, естественно, это все должно быть тщательно просчитано и обдумано. В этом случае мы обеспечим нормальную фискальную составляющую и не нанесем вреда бизнесу.

Виктор ХМЕЛЕВСКИЙ , президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины:

— Сейчас ничего изменять в налоговом законодательстве нельзя, поскольку все изменения возможны только за полгода до конца финансового года. Однако усовершенствовать налоги надо. Надо создавать мотивацию для выхода бизнеса из тени, поднимать заработную плату, которая будет выплачиваться по-белому.

Поэтому закреплять налоговое законодательство до его усовершенствования не стоит. Бесспорно, бизнес стремится к цивилизованным налогам, и мы готовы поработать с этим законодательством определенное время при условии, что потом его заменят на улучшенное. Просто же закрепить его и работать неизвестно сколько в условиях отмывания денег через НДС и коррупцию, — нельзя. При этом правительство должно взять на себя ответственность за изменения, а независимые эксперты должны проконтролировать прозрачность введения всех изменений.

Габриэль АСЛАНЯН , эксперт Лаборатории законодательных инициатив:

— Документ о моратории уже подан Кабинетом Министров в Верховную Раду. Его планируют вводить законом. Однако мы прекрасно знаем, что законы у нас могут измениться в короткий срок, поэтому вводить мораторий таким путем нелогично. Фактически эта мера будет действительна до введения нового закона, который будет нести изменения для определенных налоговых норм. Последующий закон легко изменит или даже отменит этот. Поэтому эффективность этой меры практически равна нулю. По крайней мере, я в ней очень сомневаюсь.

Мораторий — это скорее политическая, чем экономическая инициатива. Если парламент примет другой закон, этого уже не будет. По-моему, ввести налоговый мораторий практически невозможно: я не знаю, как это сделать.

Андрей БЛИЗНЮК , президент Национальной ассоциации развития торговли и сервиса:

— К сожалению, на сегодняшний день все изменения налоговой базы предполагают исключительно повышение налоговых ставок. То есть уменьшения еще не произошло негде. Поэтому, я думаю, что мораторий очень полезное нововведение. Если же говорить о том, что сначала нужно изменить налоговую базу, а потом заниматься ее закреплением, то на сегодняшний день есть законопроект, поданный и разработанный Минфином в обход правительства, по изменениям, где вроде бы уточняется база налогообложения. Когда же почитаешь этот закон, волосы встают дыбом: налоговая база сильно расширяется и дополняется множеством новых налогов. Поэтому в данной ситуации надо, как минимум, ввести мораторий. Как максимум, — привести налоги перед этим в порядок, но я не верю в то, что какие-то изменения будут положительными. Приведение в порядок толкуется только как наполнение бюджета. Мораторий же будет какой-то зацепкой для отрицательных изменений. Однако сомневаюсь, что не будут изобретены методы, чтобы его обойти. Уже есть пример одноразового платежа с лицензий на продажу алкоголя, который хоть и не называется налогом, но является именно им.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать