Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Таможня взимает пошлины, руководствуясь «секретными материалами»

Бизнес: Цены на границе обычно от 20 до 200% превышают реальную стоимость товаров, закупаемых по импорту
11 июня, 18:38
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Как корабль назовут, так он и поплывет. Оказывается, это утверждение распространяется не только на плавсредства, но и на сильно укрупненные ведомства. Наверное, вы уже знаете, а если еще нет, то обратите внимание: гибрид из «останков» Минфина, Налоговой и Таможенной служб украинский бизнес тут же окрестил «Минздохом». Далеко ли уплывешь на «корабле» с таким названием?

Об этом журналистам рассказывали первые, но далеко не последние, жертвы деятельности нового суперведомства, занимающиеся изготовлением, а также импортом таких, казалось бы, несложных промышленных изделий, как метизы (гвозди, шурупы, саморезы и т. д.) и мебельная фурнитура.

Глава ассоциации «Фастэксим» (объединяет предприятия, занимающие 80% украинского рынка) Богдан Дмитрук рассказал, что до недавнего времени у этой отрасли даже и не было потребности объединяться, чтобы защищать свои интересы. И только в ноябре прошлого года без этого уже нельзя было обойтись — импортеров, как говорится, достали эксперименты таможни, регулярно поднимающей так называемую таможенную стоимость товаров, от которой зависят суммы многочисленных бюджетных платежей. «2013 год очень сильно отличается от предыдущих лет, — продолжает Дмитрук. — С середины апреля мы не в состоянии доказать правильность цен импортируемых товаров». Он разъясняет: наш ассортимент — это десятки тысяч изделий (обычные винты, гайки и анкеры, широко используемые почти во всех отраслях народного хозяйства). Ранее все эти «мелочи» ввозились в Украину по так называемым контрактным ценам. А с 2013 года таможня ввела свои ничем не обоснованные цены, которые в народе называют «табличными».

На самом деле, говорит Дмитрук, «таблица» — это практически новая, но совершенно незаконная редакция статьи 53 Таможенного кодекса Украины, в которой расписаны методики определения таможенной стоимости. Этот кодекс, по характеристике главного крепежника и фурнитурщика страны, «был очень серьезным прогрессом в урегулировании отношений бизнеса и таможни». Теперь же эту статью без лишних обсуждений в парламенте негласно заменили таблицей, где указаны цены за килограмм каждого из изделий в зависимости от группы риска. «Эта цена, как правило, от 20 до 200% превышает реальную стоимость товаров, закупаемых по импорту, — рассказывает Дмитрук. — При инвойсной стоимости закупки килограмма самых дорогих крепежных изделий от 90 центов до 1,65 доллара нам предлагают растаможить этот товар по цене 2,6 доллара. К примеру, изделия из цветных металлов можно приобрести 2,5 доллара за килограмм. Получается, нам предлагают платить за изделия из черных металлов по «цветным» ценам».

Но неужели таможня не боится самостоятельно корректировать законодательство? Дмитрук рассказывает, как на самом деле все происходит. Если импортер не соглашается на «табличные» таможенные цены, то таможенники, по его словам, «требуют предоставить определенный перечень документов и цепляются при этом за что угодно, вплоть до запятой, находят какие-то различия и несоответствия в документах». Эксперт даже допускает, что именно люди в погонах и являются (и не случайно) авторами этих различий. Даже после того, как получают полный пакет документов, они все равно принимают решение о корректировании цены.

Главу ассоциации совсем не удивляет, что работники различных региональных таможен — в Хмельницком, Киеве, Днепропетровске, Донецке — предлагают одинаковые цены. Он уверен, что взяты они из той же злополучной неофициальной таблицы. В результате импортеры должны уплатить вдвое больше налога на добавленную стоимость и вдвое большую пошлину. И если получится, что цена реализации на украинском рынке ниже уплаченных на таможне сумм, то приходится платить дополнительные налоги. И даже в том случае, если цена не будет выше таможенной стоимости, то нужно оплачивать разницу между таможенной стоимостью и ценой реализации.

Генеральный директор ООО «Нейл» Сергей Федорук и Андрей Павлов, управляющий менеджер группы компаний «Господар», рассказывают о последствиях «табличного законодательства». После 25 апреля в стране остановились почти все импортные грузы, поскольку импортеры (и не только крепежа и фурнитуры) не в состоянии растаможить их по ценам, устанавливаемым на основании негласной таблицы. Федорук характеризует ситуацию как патовую. Павлов прогнозирует, что если импортерам придется повысить цену реализации, то не исключены случаи, когда, например, строители будут закручивать при сооружении кровель не десять шурупов, как полагается, а пять. Уже и теперь из-за подобных нарушений технологии рушатся, по его словам, потолки в торговых центрах... И в суды с исками против таможенников обращаться бесполезно, уверен промышленник... Даже понимая, что таможенники нарушают закон, судьи все же не заставляют их отменять решения, а только признают их незаконными. И все начинается сначала. А все знают, что хождение по судебным инстанциям в Украине — это «долгая песня», говорит Павлов. Доходит до абсурда: приходится платить и за упаковку... по завышенной цене товара.

«День» спросил производителей метизов и фурнитуры: может быть, повышая таможенные цены, правительство таким образом демонстрирует заботу о торговом балансе страны и подталкивает их к более активному импортозамещению? Ответ был резко отрицательным. Дмитрук уверен, что тут нужны не декларации, а конкретные, обеспеченные финансированием программы. Федорук объясняет, что инвестиции в производство всего лишь одного крепежного изделия достигают 0,5—1 миллиарда гривен. И под 20% годовых кредита импортозамещения в стране, по его мнению, так или иначе не будет... В завершение журналистам зачитывают обращение производителей метизов и фурнитуры к правительству и Президенту. В нем, в частности, спрашивается, работаем ли мы сегодня в условиях свободной рыночной экономики с ее прозрачными правилами игры или идем назад к Советскому Союзу с фиксированной ценой на товары и сворачиванием бизнеса? Об этом может, в частности, свидетельствовать и то, что в парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий возврат в практику внешнеэкономической деятельности индикативных цен, что противоречит обязательствам Украины, принятым во время вступления в ВТО.

Удастся ли «Минздоху» легализовать, таким образом, свою пресловутую таблицу?


 РЕАКЦИЯ

 В пресс-службе Миндоходов «Дню» ответили, что таможенная стоимость определяется на основании цены на товары, о которой договорились продавец и покупатель. «Таким образом, определение единицы измерения товара, за который устанавливается цена на такой товар и, как следствие, определяется его таможенная стоимость, зависит исключительно от воли сторон внешнеэкономического договора», — сказано в ответе. Причем, говорят в пресс-службе Миндоходов, декларант самостоятельно заявляет таможенную стоимость. «Таможенный орган лишь в исключительных случаях может не согласиться с ней. Перечень исключительных случаев, при которых таможенный орган имеет основания для коррекции заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, предусмотрен в Таможенном кодексе, вступившем в силу 1 июня 2012 года», — говорится в ответе Миндоходов.

Благодаря этому значительно уменьшилось количество принятых таможенными органами решений о коррекции таможенной стоимости. По данным Миндоходов, если в мае 2012 было приняли около 7,5 тысячи решений, то в течение июня-декабря — 2,6—3,2 тысячи решений в месяц, то есть их количество снизилось более чем два раза. «В 2013 году тенденция к уменьшению принятых решений сохраняется», — отмечают в Миндоходов. Если же сравнивать количество принятых решений в январе-мае 2012 года (59 тысяч) с аналогичным периодом 2013 года (10,8 тысячи), то можно отметить, что их число снизилось в 5,5 раза. «Подчеркиваем, что Министерством доходов и сборов Украины не издавались никакие нормативные или предписывающее документы, которыми бы устанавливались индикативные или минимальные стоимости либо запрещалось использование основного метода определения таможенной стоимости для какой-то категории товаров. Таким образом, таможенное оформление товаров территориальными органами Министерства осуществляется в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами Украины», — подытожили в пресс-службе.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»


 КОММЕНТАРИЙ

Александр АНДРЕЕВ, член Всеукраинской ассоциации объединения предприятий таможенных брокеров и собственников таможенных лицензионных складов:

 — Сейчас проводиться работа по доработке законопроекта №2061, поданным председателем парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник. Этот документ предлагает решить одну из ключевых проблем импортеров — определение таможенной стоимости товаров в целях налогообложения. В ближайшее время планируется проведение заседания рабочей группы по этому вопросу. Документом предлагается упрощения процедуры таможенного оформления в части проверки таможенной стоимости. Процедура проверки и контроля таможенной стоимости немного разделяется, условно, на два этапа: контроль таможенной стоимости во время декларирования и при выпуске товара в свободное обращение с последующей проверкой товара уже в свободном обращении такого товара... По моему мнению, принятие этого закона разгрузит процесс таможенного оформления, когда груз находится еще в зоне таможенного контроля. Законопроект предусматривает, что субъекты внешнеэкономической деятельности ставятся перед фактом, что может быть откорректирована таможенная стоимость после выхода груза за границы таможни во время его свободного обращения на рынке. Сейчас основная сложность состоит в том, что груз простаивает и субъект несет дополнительные расходы. В данном же случае предлагается снять загрузку с процедуры таможенного контроля и перенести проверки на другое время. Новый законопроект также запрещает ориентироваться на базу данных таможни. Там говорится о том, что информация с базы данных не может являться основанием для отказа в таможенном оформлении. Этот законопроект дорабатывается, и мы собираемся его подать до окончания сессионного периода. И есть вероятность, что он найдет поддержку и будет принят. Нужно учитывать еще, что все изменения налоговых законодательных актов, должны быть приняты и опубликованы не ранее чем за полгода до нового налогового периода.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать