Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выпустили политический пар

У НАБУ против Насирова может не оказаться доказательств – народный депутат
03 марта, 19:08
Фото Руслана КАНЮКИ, "День"

Можно ли что-то построить на надеждах? Как ни прискорбно, они часто оказываются несбыточными. Когда-то «День» с хорошим настроением пошел на первую пресс-конференцию нового руководителя налоговой службы Романа Насирова и сел в первом ряду, буквально в полутора метрах от докладчика, который с воодушевлением рассказывал, каким хорошим - сервисным в отношении к бизнесу станет при нем фискальное сообщество. Что-то похожее уже раздавалось с этой трибуны и при его предшественниках и даже тех, которые потом спешно покидали это помещение, заметая и уничтожая следы.

Но удивило даже не это. Небольшое расстояние позволяло услышать каждую фразу Насирова еще до того, как он ее произнесет. Оказывается, один из столпов нашей государственности, словно плохой актер, пользовался услугами суфлера-женщины… Оставалось предположить. Что и зачитываемый текс был написан ее рукой. Что и говорить, это не красит руководителя такого ранга, но, тем не менее, совершенно не наказуемо. Тем не менее, надежды рухнули. Похоже, примерно такое же разочарование  испытали и многие другие украинцы. Так, экс-министр экономики Павел Шеремет сказал в комментарии «Дню»: «У нас действует презумпция невинности, поэтому, пока его (Насирова) не обвинили, я не могу говорить о тех вещах, которые ему предъявляют. Пусть это комментируют юристы, если они могут. Относительно его руководства фискальной службой, то я констатирую, что это, в лучшем случае, потерянные годы для реформ. В худшем случае – следствие потом расскажет, что это было».

Оставь надежды всяк сюда входящий? К сожалению, в последние годы всем, кто занимался бизнесом, эта фраза великого итальянца не раз приходила на ум. «Независимо от того, что будет дальше с Насировым, системные проблемы налогообложения и администрирования налогов не изменятся и с его уходом, - сказала «Дню» вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз, - они и дальше не будут решаться. Правда, Насирову в налоговой реформе была отведена очень небольшая роль. Но, появись у нас новое прогрессивное налоговое законодательство, именно ему пришлось бы его реализовывать, выстраивать работу фискальной службы. А мы видели, что он не так уж сильно рвался делать что-то, что облегчало бы работу бизнеса».

«Если Насиров не хотел обнародовать прозрачные реестры налогового возмещения, то он долгое время этого и не делал, несмотря на прямые нормы закона, - напоминает эксперт, поломавшая немало копий в борьбе за создание прозрачного налогового климата в нашей стране, - А если он хотел, чтобы налоговая милиция, вопреки букве закона и дальше работала, то так и было. Так что сегодня для страны не столь уж важно, что будет с Насировым. Очень хотелось бы знать, кто будет следующим… Но кто бы ни пришел, он-то является всего лишь винтиком действующей у нас системы. И я не верю, что уход Насирова и приход кого-то другого эту систему изменит. Для этого необходима политическая воля, а ее нет. Система не хочет меняться, упирается, сопротивляется любым изменениям. И будет сопротивляться, несмотря на то, кто возглавляет налоговую систему, Насиров или кто-то другой. Те люди, которые сегодня творят фискальную политику в нашей стране, делают все для того, чтобы такая система и дальше существовала. И такие намерения у них у всех. А если кто-то в глубине души и хочет что-то изменить, то ему не дадут этого сделать».

В продолжении тезиса о политической воле следует привести высказывание Президента Украины. Комментируя ситуацию вокруг задержания Насирова, Петр Порошенко лишь отметил, что у правоохранительных органов есть возможность проводить расследование. "Я думаю, что все равны перед законом и что независимые правоохранительные органы имеют возможность реализовать свое дело с соблюдением всех позиций", - скупо, но юридически безукоризненно  заявил глава государства в пятницу в Харькове. И это при том, что Насирова все считали и, похоже, и дальше считают «человеком Порошенко». "Я уверен, что создание при участии президента независимой антикоррупционной инфраструктуры лишь доказывает, что она по-настоящему независима и имеет возможность делать свое дело. Единственное, что оно должно быть доведено до конца, и обоснование должно быть серьезным", - подчеркнул Президент, похвалив и себя вместе с НАБУ.

Но сегодня мало кто в стране верит в такой «конец».  Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин в разговоре с «Днем» отметил, что это скорее политическое решение. «Можно, конечно, думать, что НАБУ начало работать с большими людьми, с теми, кто серьезным образом нарушает законодательство, но если раньше таких тенденций не наблюдалось и было много случаев, когда чиновники высшего звена, получив обвинения, удирали или  освобождались судом, поскольку доказательства следствия были неубедительными. Так что и в отношении Насирова возникают сомнения, что у обвинения действительно есть большие и обоснованные экономические доказательства. Конечно, на Насирова было немало жалоб со стороны бизнеса. Но чисто формальный показатель – налоговые поступления в бюджет, о чем премьер очень часто говорил, поступали нормально. А еще в основе сегодняшних коллизий вокруг Насирова может быть то, что международные финансовые организации озабочены тем, что их средства используются для финансирования антикоррупционных мер и содержания соответствующих организаций, но реальных результатов нет. Рейтинги Украины не улучшаются, выведенные незаконно финансовые ресурсы не возвращаются в страну. Так что им показали дело Насирова».

Еще резче высказывается глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Дело Насирова, скорее, во внутренних разборках между нашими  политическими игроками. Украинской власти для самосохранения нужно  выпустить политический пар. И именно потому поднят такой шум вокруг должности главы фискальной службы. Но на самом деле речь идет о необходимости возобновления коалиции в парламенте. Для этого нужно иметь свободные лакомые должности, каковым является пост главы ГФС. Заменить Насирова могли бы многие, но дело не в профессионализме, а в политических квотах. И в деле Насирова речь не идет на самом деле  о борьбе с коррупцией. Хотя на первый взгляд это выглядит именно так. Повод в миллиардных суммах вроде бы есть. Но мы понимаем, что настоящий мотив, скорее всего, находится в политической плоскости».

Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев также считает, что сегодня в Украине речь не идет о борьбе с коррупцией. По его мнению, просто идет процесс «ее упорядочивания». Он также видит в ситуации с Насировым внешнее давление. Задержание  главы ГФС он называет «радикальным шагом, последствия которого мы увидим со временем, и они могут быть серьезными и даже масштабными». Золотарев уверен, что внутри власти идет видовая борьба. А ситуация внутри властного картеля становится все более конфликтной и напряженной. Это говорит о реальной перспективе досрочных выборов. «Дни работы Насирова в качестве главного мытаря страны сочтены и перспектив удержаться, особенно на фоне конфликта с министром финансов Данилюком, который сегодня ближе к Президенту, у него нулевые. Но, я думаю, тюрьма ему все-таки не грозит. Разве что установится какой-то новый режим, и у него (режима) не будет другого политического ресурса, кроме посадки «попередников».

«Пока рано прогнозировать что-либо, - отмечает народный депутат Александр Кирш (БПП), - еще даже непонятно состоится ли задержание Насирова или нет. Какие у следствия документы и доказательства еще непонятно. Но понятно, что свято место пусто не бывает. Но я не думаю, чтобы что-то принципиально изменилось. Даже если найдутся доказательства и суд их воспримет – все это маловероятно. Поскольку у НАБУ до сих пор не было каких-то реальных результатов деятельности, чтобы доходило до суда. В любом случае в сегодняшней ситуации от персоналий ничего не зависит. Все решает Президент. И в какой-то степени – премьер-министр. Это стало очевидным, когда вводили электронные счета. На премьера сегодня никакой надежды нет – он наломал уже много дров. Каждый день Гройсмана добавляет очков Яценюку.  На Президента надежда есть.

Если он найдет какую-то супер-кандидатуру на место Насирова, тогда в администрировании налогов и в жизни бизнеса могут быть какие-то изменения. Я бы предложил, например, Южанину. Правда, пока об этом говорить рано, потому что у НАБУ вряд ли есть какие-то доказательства, которые суд сочтет серьезными».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать