Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За три года «плюс» 90 миллиардов

О том, как закон о легализации оружия должен помочь отечественной экономике
08 июня, 17:18

В Украине уже было 20 неудачных попыток принять закон о цивилизованном обороте оружия. Наконец в декабре минувшего года народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Каплин предпринял «юбилейную», 21-ю попытку, и зарегистрировал в Верховной Раде проект закона «Об огнестрельном оружии гражданского назначения». Министерство внутренних дел его не поддержало, и проект снова, как говорится, «завис на полке». В конце мая эту идею неожиданно реанимировал Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин и заявил, что уже подал соответствующие предложения в СНБО, где они встретили поддержку Президента Украины Петра Порошенко. Сторонники гражданского оружия сравнивают высказывание Шокина и его ссылку на поддержку Президента со светом в конце туннеля.

♦ Но в обществе по этому вопросу единодушия пока нет. И не случайно сам Порошенко публично своего мнения еще не высказывал. Тем не менее, в экспертной среде эта тема вызвала оживленную дискуссию. Страна в войне, и потому нелегальный рынок оружия процветает, причем цены на него из-за слишком уж большого криминального предложения очень низкие. Как рассказал на днях профессор кафедры криминального процесса и криминалистики Академии адвокатуры Виктор Бояров, в зоне АТО автомат Калашникова можно купить за 100 долларов, а пистолет Макарова — и за 300 гривен. И даже в этих условиях преступления на бытовом уровне в нашей стране чаще всего традиционно совершаются не при помощи оружия, а таких средства, как топор, молоток, утюг или сковорода, говорит криминалист. Хотя, по его мнению, незаконного оружия на руках у населения появилось слишком много, и его нужно изымать.

♦ Так что одна из целей внедрения законного оборота оружия состоит в том, чтобы свести на нет криминальный рынок распространения «огнестрела». Милиция регулярно проводит месячники добровольной сдачи оружия, но результат мизерный. Как рассказывает глава наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин, в стране существует чрезвычайно коррупционная схема реализации излишнего оружия Министерства обороны. Автоматы Калашникова, по его словам, покупают по 400 гривен, а потом их продают за «неимоверные» деньги. «У нас заоблачный, самый большой в Европе оборот криминального оружия», — утверждает эксперт.

Он приводит данные известной швейцарской организации, работающей под эгидой ООН и мониторящей ситуацию с легким оружием во всех странах мира. Ее данные являются официальными для правительств. По состоянию на 2007 год эта структура зафиксировала 3,1 миллиона нелегальных стволов. Эксперт уверен, что с того времени эта цифра увеличилась на 1,5 миллиона. Во время самых удачных месячников по добровольной сдаче оружия было изъято семь тысяч единиц в месяц. «Считаем, — приглашает эксперт, — пусть даже не семь, а 20 тысяч за месяц, то есть 250 тысяч стволов в год. И сколько же лет потребуется, чтобы изъять 4,5 миллиона?»

Вместе с тем, он уверен, что украинцы никогда не будут использовать зарегистрированное оружие для преступлений, чтобы не иметь проблем с законом. «Баллистика — очень суровая вещь, — говорит он. — Пуля никуда не денется с места преступления, и рано или поздно будет выяснено, с какого ствола она была выпущена, и человек будет нести ответственность». По словам главы Ассоциации, вопрос оборота оружия в Украине настолько острый, что уже появились предложения провести посвященный ему референдум.

♦ А что изменится на рынке оружия после того, как он будет введен в рамки закона, и как это скажется на экономике страны?

Гражданской оружейной отрасли в Украине практически нет, ответил Учайкин. Есть один или два производителя, не считая, конечно, «Укроборонпрома». Ассоциация владельцев оружия лоббирует исключительно интересы граждан, говорит он, и трудно спрогнозировать, каким образом установление законодательных рамок для этого рынка скажется на его объеме в будущем. Есть статистика, что в 2014 году Министерство внутренних дел выдало 217 тысяч разрешений на приобретение оружия, или, грубо говоря, 20 тысяч за один месяц. Это преимущественно охотничье оружие, а средняя стоимость такого ружья (благодаря монопольному сговору, в котором принимают участие определенные торговые сети) 15 тысяч гривен. Умножим на 20 тысяч новоразрешенных стволов и получим 300 миллионов гривен, подсчитывает Учайкин. Это — оборот оружия и денег за месяц. А еще есть сопутствующие товары: боеприпасы, амуниция и все, что связано со средствами защиты. По его мнению, это еще одна такая же сумма. И если 600 миллионов умножить на 12, то за год получается 7,2 миллиарда.

♦ «Такая сегодня емкость рынка, но это очень приблизительно. На самом деле, думаю, он достигает 10 миллиардов, — уточняет специалист и продолжает: — После принятия закона об оружии появятся прозрачные условия для прихода на рынок импортеров. Они и сегодня представлены. Но работать им сложно, потому что приходится опосредованно принимать участие в серых схемах растаможки... Сейчас они еще по-настоящему не вышли на рынок. После принятия закона, мы на это рассчитываем, они захотят инвестировать деньги в украинское производство. И будут это делать прозрачно. На протяжении двух, максимум — трех лет емкость рынка, в результате, достигнет 100 миллиардов гривен».

♦ Изменения будут происходить очень динамично, убежден Учайкин. Это и курсы для будущих собственников оружия, и стрелецкие комплексы для обучения и тренировок, и ремонтные мастерские, и новые магазины. Это будет огромная отрасль. «Я не буду утверждать, что она станет бюджетообразующей, но ее влияние на формирование поступлений в бюджет будет однозначно заметным. А еще это создание дополнительных рабочих мест, — подчеркивает эксперт и прогнозирует: — Рынок гражданского оружия будет развиваться очень стремительно».

♦ «И сто миллиардов — это еще не весь рынок, это только его инфраструктура», — дополняет эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Учайкин соглашается и продолжает: «Сегодня стоимость боеприпаса составляет, в среднем, один доллар. Это очень дорого, и мало кто может себе позволить такие покупки. Но как только кто-то начинает производство в Украине (сегодня его практически нет), то цена падает, покупают больше и больше используют».

Учайкин также прогнозирует, что после принятия закона об оружии такой его вид, как широко распространенное и нередко убийственное травматическое оружие, просто отойдет в прошлое. При этом он рассказывает о чрезвычайно прибыльной коррупционной схеме, благодаря которой это оружие наводняет украинский рынок. Излишнее имущество Минобороны, а это миллионы пистолетов и автоматов (сколько их, есть никто и до сих пор не знает), продается за бесценок (пистолет за 8 — 10 долларов) фирмам, имеющим разрешение на переработку. Включая логистику, они вкладывают в этот процесс не больше 20 долларов и получают травматический пистолет. Дальше мы видим его в продаже за 550 долларов. И тут создается еще одна возможность для коррупции. Ведь круг лиц, имеющих право на такое оружие, четко очерчен. Это народные депутаты, их помощники, журналисты, в том числе и работающие внештатно. За 500 — 600 долларов человек может легко стать не только журналистом-общественником, но и помощником законодателя, членом добровольной народной дружины и т.д. На одном пневматическом пистолете этот огромный коррупционный спрут зарабатывает сегодня тысячу долларов, а закон об оружии положит этому конец, резюмирует глава Ассоциации владельцев оружия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать