Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В чем суть медицинской реформы

Сокращение, укрупнение, перепрофилирование. Станет ли лучше пациентам?
24 марта, 20:10

В Украине идет реформа системы здравоохранения. Началась она с пилотного эксперимента в Донецкой, Винницкой и Днепропетровской областях и предусматривает, что лечебные заведения в одном населенном пункте больше не будут дублировать свои услуги. Так, консультации врачей будут предоставляться в отдельно созданных амбулаториях первичной помощи. Если нужно лечение в стационаре — для этого имеющиеся районные больницы перепрофилируют в заведения вторичной помощи. А для получения экстренной и высококвалифицированной помощи (например, хирургические операции, роды и т.п.) создадут госпитальные округа. Их планируют создавать из расчета на 100 тысяч населения. Основной удар примет первичное звено — сократится количество фельдшерских пунктов. Потому что по реформе они должны создаваться из расчета на 100 человек и на расстоянии не более 20 километров. Но чем до них добираться, если речь идет о сельской местности, а собственный транспорт есть не у всех?

Как все это будет выглядеть на практике, в Министерстве здравоохранения еще не знают, поскольку сейчас все эти действия утверждаются на законодательном уровне. А эксперимент в трех областях пока касается только районных больниц. Да и здесь результаты пока что неутешительны. Как писал в «Дне» наш днепропетровский корреспондент Вадим Рыжков (см. №26, 15 февраля 2011 года, «Нескорая помощь»), в результате оптимизации и реструктуризации районных больниц скорая помощь так и не доехала до пациента. Насколько такое изменение структуры медицинской отрасли приживется в Украине и каким образом будущие изменения пойдут на пользу потребителю медицинских услуг — пациенту, «День» спросил у заместителя начальника отдела первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины Министерства здравоохранения Украины Константина НАДУТОГО.

— Константин Александрович, больше всего население пугает, будут ли сокращаться фельдшерские пункты и амбулатории в рамках пилотного проекта реформы, ведь это может вызвать ряд неудобств из-за отдаленности новосозданных медицинских заведений от пациентов?

— Задача реформы — обеспечить максимальную доступность и качество медицинской помощи. У нас есть и мощный кадровый потенциал, и развитая сеть медицинских заведений. Проблема в том, что и то, и другое несовершенно. Пропорция между врачами-специалистами и врачами первичной помощи в странах с развитыми и эффективными системами здравоохранения составляет приблизительно 50 на 50%. У нас последних намного меньше. Недостаточна и сеть заведений первичного уровня, ведь, скажем, в сельской местности значительная часть амбулаторий имеет радиус обслуживания более 15 километров, а должен быть — 7—10. Лишь в нескольких городах Украины количество амбулаторий в микрорайонах достаточное. Там меньшая потребность в экстренной и стационарной помощи. Где это сделано давно, даже снизились показатели смертности. Люди стали объективно здоровее. В Киеве, например, в этом году запланировано создать 100 амбулаторий в микрорайонах. Некоторые изменения коснутся и больниц. Речь идет не об их сокращении, а об изменении их функционального назначения. Например, в небольшом сельском районе происходит 100—150 родов в год. Если там работают три акушера-гинеколога, то на каждого приходится до 50 родов в год. Этого мало для приобретения достаточной квалификации, технических навыков. Я бы лично не отдал жену или дочь в такие руки. Достаточный поток пациентов для функционирования специализированной помощи формируется лишь при определенном количестве населения. Следовательно, роддом или отделение имеет право на существование при количестве родов не менее 400. А лучше — больше.

— Что именно изменится на практике в работе врачей, будет ли переквалификация определенных специалистов?

— Есть много надуманной информации, которую стимулируют и сами медработники, переживая за свою судьбу. У нас со специалистами так же, как и с заведениями: где пусто, а где густо. Врачей первичного звена мало. Среди них много врачей-терапевтов и педиатров, а врачей общей практики семейной медицины не хватает. В первичном звене работает много пенсионеров, которые больше всего боятся, что их будут переучивать на общих врачей. Но это нецелесообразно, прежде всего экономически, — они не отработают вложенные в их обучение средства. Замещение участковых врачей врачами общей практики — семейной медицины, будет происходить постепенно, вкладывать средства есть смысл в обучение врачей молодых и среднего возраста. Страны, проводившие реформу первичной медицинской помощи — а это сделали большинство европейских государств, США, Канада — преодолевали этот путь не один год. Литва переходила на практику общей семейной медицины на протяжении пяти лет, имея высокую степень готовности на начальном этапе.

— Какой прогноз вы даете Украине, сколько времени нам понадобится для введения семейной медицины?

— Сначала нужно провести инвентаризацию состояния материально-технического и кадрового обеспечения отрасли, отвечают ли они перспективной инфраструктуре отрасли. Мы должны знать, что будет необходимо сегодня, завтра и послезавтра. Также нужно создать достаточную мотивацию для работы на уровне первичной медицинской помощи — благодаря повышению зарплат и решению социальных вопросов. Например, в Киеве врачам новосозданных амбулаторий будут давать квартиры. Чем не стимул?

— Почему такой акцент делается именно на первичной медицинской помощи?

— Всемирная организация здравоохранения, обобщив огромное количество доказательных исследований, в 2009 году опубликовала доклад «Первичная медико-санитарная помощь — актуальнее, чем когда-либо». Независимо от уровня доходов населения или ВВП приоритетом государств в здравоохранении должно быть развитие именно первичной помощи. Наши ближайшие соседи этот приоритет уже определили, а большинство — реализовали: Румыния, Болгария, Чехия, Словакия, Эстония, Литва, Казахстан и т.д.

— Одна из задач реформы — ввести новые финансовые механизмы, которые бы работали эффективнее. Каким образом это будет сделано и кто от этого выиграет?

— Один шаг — это изменение структуры медицинской отрасли, а второй — изменение принципов использования денег. Например, когда вы идете в ресторан, вы же платите не за услуги швейцара, уборщика, повара и продуктовое сырье, а за готовое блюдо. А вот система здравоохранения профинансирована очень правильно по всем статьям, а на выходе часто «блюдо» невкусное и холодное. Нужно, наконец, перейти от «бухгалтерского» постатейного финансирования расходов заведений на более современную и экономичную систему государственного заказа медицинской помощи соответствующего количества и качества. Заведениям будет заказываться выполнение определенных программ, например, первичной медико-санитарной помощи, с обязательным соблюдением количественных и качественных показателей.

— Как прайс на услуги? Когда человек придет сделать укол, ему придется платить за вакцину, услуги медсестры и так далее?

— Провокационный вопрос. Это не так. Все имеет цену, но это не значит, что для пациентов что-то изменится к худшему. Сегодня государство финансирует медицину, пациенты, к сожалению, незачем скрывать, тоже платят. Различными способами (не всегда законными) пациенты платят почти половину, а то и больше суммы, выделяемой из бюджета на здравоохранение. И будем честны: без этих средств система уже давно бы перестала существовать. Речь идет о том, что та часть, которая идет из бюджета, будет платиться только за определенный объем услуг определенного качества. Если речь идет о стационарной помощи, то нужно платить не за существование больницы, а за количество предоставленных консультаций и пролеченных больных. Первичная помощь будет финансироваться в зависимости от количества населения, закрепленного за определенным заведением первичной помощи. Врач общей практики — семейный врач — будет получать определенную подушную оплату за каждого выбравшего его пациента. Для осуществления этого нам нужно научить специалистов-управленцев пользоваться новыми методами, а органы контроля — по-другому взглянуть на систему финансового контроля, ведь до сих пор для них важнее всего было не то, что сделано заведением, а правильно ли главный врач потратил деньги. Например, нужно было срочно везти ребенка в областную больницу, но лимит средств на горючее закончился 25 числа, а сегодня 27-е. Есть деньги на медикаменты, а на бензин — ни копейки. Для спасения ребенка при фактическом наличии денег практически нужно было либо собирать сессию местного совета, чтобы проголосовать за изменение их назначения, либо взять горючее где-нибудь, скорее всего, у родителей.

— Получается, что медицинское заведение получает лимит, и если он исчерпывается раньше срока, то за получение услуг полностью платит пациент?

— В реальности такого не может быть, потому что в полном объеме будут финансироваться, по крайней мере, «защищенные» расходы — на заработную плату, коммунальные платежи и тому подобное. Следовательно, ситуация, что пациент пришел в больницу, но там никого из врачей нет, потому что кончились средства на зарплату, невозможна. Могут быть потрачены раньше срока средства на медикаменты, но если вместе с этим начнутся проблемы с показателями качества оказания медицинской помощи, то встанет вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя, допустившего это. Иногда пациенты или спонсоры помогают больнице. Это нужно вывести из полутени в официальную плоскость.

— Решат ли такие шаги проблему коррупции в медицине?

— Это один из методов ее преодоления. Однако лучше всего, когда финансирование и контроль медицинской помощи происходят из одного источника. Речь идет о медицинском страховании.

— В рамках реформы будут создавать госпитальные округа. В чем преимущество их работы?

— Оказание экстренной помощи должно быть сконцентрировано в специализированных центрах, где есть соответствующие условия и специалисты. Там, где отсутствуют условия для высококвалифицированных, высокотехнологичных вмешательств и методов лечения, должна быть больница для хронических больных. Здесь подберут инсулин диабетику, пролечат бронхит, варикозную болезнь вен и тому подобное. Должна быть реабилитационная больница, где проводится специализированное долечивание тяжелых заболеваний. Это может быть другая больница, находящаяся километрах в 20-ти, там пациента подержали неделю, если нет осложнений — выписали домой под присмотр врача общей практики. Как именно будет работать эта система в реальных условиях, мы увидим после завершения эксперимента в трех регионах. До конца этого года он будет развернут в полной мере, придет время — поговорим о результатах.

— Есть ли у вас уверенность, что медицинская реформа пройдет успешно?

— Многочисленные исследования указывают на высокую заинтересованность населения в реформировании здравоохранения. Но в СМИ можно встретить материалы, целенаправленно настраивающие общество на неприятие и сопротивление процессам, которые должны обеспечить доступность и качество медицинской помощи. Такие выступления отражают чьи-то необоснованные амбиции, политическую заангажированность или экономические интересы. Не менее важны дисциплинированность руководителей на местах, умение объединить местные общины ради решения общих проблем. Тогда будут позитивные результаты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать