Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В регионах создаются новые «лекала» высшего образования

16 февраля, 00:00

Реформирование образования в Украине начинает набирать новые обороты. Цепочка нововведений продолжает появляться не только в средней школе, а и в вузах. На прошлой неделе в Киеве по инициативе Международного фонда «Возрождение» состоялась конференция участников мегапроекта «Высшее образование: лидерство для прогресса». Участники этого проекта — 24 кафедры из 16 университетов, расположенных в 15 городах, т.е. во всех регионах Украины. Эти кафедры должны стать экспериментальными площадками для испытания результатов поиска новаторов. Вузы Киева к этой работе на институционном уровне не привлечены, ибо они уже имеют значительную финансовую и организационную поддержку. Интеллектуальный потенциал киевских вузов будет использоваться на персональном уровне как связующее звено между профессионалами.

На сегодня уже создана сеть центров усовершенствования методов обучения и исследований по пяти направлениям — социология, история, политические науки, образовательная и европейская студии. Каждый центр, созданный на базе кафедры одного из региональных университетов, имеет свою сеть партнерских кафедр в других городах Украины. Центры будут поддерживать связи с партнерами своего направления из других стран, а также между собой, что предоставит возможность обеспечить междисциплинарные связи социологам, историкам, политологам...

Директор Мегапроекта Георгий Касьянов считает, что прогрессивные сдвиги в высшем образовании зависят не только от разработки и внедрения новых технологий обучения, создания конкурентоспособной программы исследований, но и от обязательного соединения программ исследований с преподаванием. В процесс преподавания должны быть внедрены новейшие достижения науки. На базе центров будет создаваться наиболее продвинутое сообщество в рамках отдельных дисциплин. Ожидается, что действия и взаимодействия этих сообществ впоследствии будут влиять на среду вокруг себя — других преподавателей. Таким образом будет создана информационно-ресурсная база по специальности не только для кафедр-партнеров, а и для всех желающих. Новую систему оценивания в вузах по проекту предусматривается рассматривать в плане взаимооценивания преподавателей и студентов, а для здоровой конкуренции между преподавателями проектом запланирована разработка системы независимой оценки преподавательского персонала на сравнении профессиональных качеств, преподавательских и исследовательских возможностей. Будут разрабатываться методы самооценки работы высших учебных заведений.

Наталья Бойцун, декан факультета международной экономики Днепропетровского национального университета , заведующая кафедрой «Международные отношения», профессор, считает, что сегодня очень важно направить усилия на создание методических и организационных основ для реальных реформ в сфере высшего образования, что особое внимание следует сосредоточивать на внедрении в учебный процесс украинских высших учебных заведений активных и интерактивных методов преподавания и обучения для формирования личностей, готовых к самообразованию.

На конференции поднимался вопрос менеджмента в сфере образования, речь шла о необходимости формирования специалиста-менеджера новой генерации, культурно адаптированного к европейской культуре мышления. Ректор, проректор, декан высшего учебного заведения, заведующий кафедрой — это все менеджеры образования. Они должны владеть основами руководства кадрами, стратегическим менеджментом. Никто раньше обстоятельно не занимался подготовкой специалистов для руководства высшей и средней школой в Украине. Второй год в «Педагогической академии» (Кировоград) на факультетах историческом и начальной школы введен экспериментальный курс по изучению основ менеджмента образования, который состоит из целого ряда предметов. Такой специалист уже не только будет преподавать свой предмет в школе, а сможет оценить рациональность организации учебного процесса, внести предложения с точки зрения специалиста. «Внедрение системы преподавания менеджмента образования — требование времени, — считает ректор «Педагогической академии» Владимир Василенко . — Возникновение многих школьных проблем в средней школе связано с отсутствием частных инициатив. Академия готовит менеджеров образования еще и с целью подготовки будущих учредителей частных школ.»

В Институте социальных наук Одесского национального университета появилась новая специализация — европейская интеграция, в Украине такая специализация существовала только на базе Института международных отношений Киевского национального университета. Речь идет об изучении практического опыта интеграции европейских стран, эволюции и современного развития институтов Европейского Союза и других общеевропейских международных организаций, деятельности Украины в Совете Европы и другое. Введение этих курсов планируется на отделениях международных отношений, политологии, социологии. Продолжение партнерства с европейскими университетами позволит открыть специализацию по евроведению. Сегодня Украине нужны специалисты для работы в общеевропейских структурах, которые были бы готовы содействовать процессу интеграции нашей страны в единое европейское сообщество. Это направление развития науки еще совсем молодое даже для стран Европейского Союза. Европейские студии — это дисциплинарный подход к изучению проблем с точки зрения их интегрального характера для всей Европы. Страны Европы настолько уже объединены, что все возникающие проблемы необходимо рассматривать в общеевропейском контексте. Это касается и культуры, и социологии, и философии, экономики, финансов. Если молодые украинские специалисты будут готовы к такому комплексному восприятию проблем, тогда они смогут с западноевропейскими партнерами общаться на равных.

Мегапроект предусматривает внедрение системных изменений в преподавании и изучении гуманитарных и общественноведческих дисциплин в высших учебных заведениях Украины в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Эти изменения должны содействовать всесторонней интеграции украинских университетов в европейское и мировое университетское сообщество, способствовать развитию их технического и интеллектуального потенциала. Создание мощной системы обмена новаторским опытом высших учебных заведений Украины будет содействовать ускорению темпов развития образования Украины как стратегического элемента развития всего общества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать