В регионах создаются новые «лекала» высшего образования
Реформирование образования в Украине начинает набирать новые обороты. Цепочка нововведений продолжает появляться не только в средней школе, а и в вузах. На прошлой неделе в Киеве по инициативе Международного фонда «Возрождение» состоялась конференция участников мегапроекта «Высшее образование: лидерство для прогресса». Участники этого проекта — 24 кафедры из 16 университетов, расположенных в 15 городах, т.е. во всех регионах Украины. Эти кафедры должны стать экспериментальными площадками для испытания результатов поиска новаторов. Вузы Киева к этой работе на институционном уровне не привлечены, ибо они уже имеют значительную финансовую и организационную поддержку. Интеллектуальный потенциал киевских вузов будет использоваться на персональном уровне как связующее звено между профессионалами.
На сегодня уже создана сеть центров усовершенствования методов обучения и исследований по пяти направлениям — социология, история, политические науки, образовательная и европейская студии. Каждый центр, созданный на базе кафедры одного из региональных университетов, имеет свою сеть партнерских кафедр в других городах Украины. Центры будут поддерживать связи с партнерами своего направления из других стран, а также между собой, что предоставит возможность обеспечить междисциплинарные связи социологам, историкам, политологам...
Директор Мегапроекта Георгий Касьянов считает, что прогрессивные сдвиги в высшем образовании зависят не только от разработки и внедрения новых технологий обучения, создания конкурентоспособной программы исследований, но и от обязательного соединения программ исследований с преподаванием. В процесс преподавания должны быть внедрены новейшие достижения науки. На базе центров будет создаваться наиболее продвинутое сообщество в рамках отдельных дисциплин. Ожидается, что действия и взаимодействия этих сообществ впоследствии будут влиять на среду вокруг себя — других преподавателей. Таким образом будет создана информационно-ресурсная база по специальности не только для кафедр-партнеров, а и для всех желающих. Новую систему оценивания в вузах по проекту предусматривается рассматривать в плане взаимооценивания преподавателей и студентов, а для здоровой конкуренции между преподавателями проектом запланирована разработка системы независимой оценки преподавательского персонала на сравнении профессиональных качеств, преподавательских и исследовательских возможностей. Будут разрабатываться методы самооценки работы высших учебных заведений.
Наталья Бойцун, декан факультета международной экономики Днепропетровского национального университета , заведующая кафедрой «Международные отношения», профессор, считает, что сегодня очень важно направить усилия на создание методических и организационных основ для реальных реформ в сфере высшего образования, что особое внимание следует сосредоточивать на внедрении в учебный процесс украинских высших учебных заведений активных и интерактивных методов преподавания и обучения для формирования личностей, готовых к самообразованию.
На конференции поднимался вопрос менеджмента в сфере образования, речь шла о необходимости формирования специалиста-менеджера новой генерации, культурно адаптированного к европейской культуре мышления. Ректор, проректор, декан высшего учебного заведения, заведующий кафедрой — это все менеджеры образования. Они должны владеть основами руководства кадрами, стратегическим менеджментом. Никто раньше обстоятельно не занимался подготовкой специалистов для руководства высшей и средней школой в Украине. Второй год в «Педагогической академии» (Кировоград) на факультетах историческом и начальной школы введен экспериментальный курс по изучению основ менеджмента образования, который состоит из целого ряда предметов. Такой специалист уже не только будет преподавать свой предмет в школе, а сможет оценить рациональность организации учебного процесса, внести предложения с точки зрения специалиста. «Внедрение системы преподавания менеджмента образования — требование времени, — считает ректор «Педагогической академии» Владимир Василенко . — Возникновение многих школьных проблем в средней школе связано с отсутствием частных инициатив. Академия готовит менеджеров образования еще и с целью подготовки будущих учредителей частных школ.»
В Институте социальных наук Одесского национального университета появилась новая специализация — европейская интеграция, в Украине такая специализация существовала только на базе Института международных отношений Киевского национального университета. Речь идет об изучении практического опыта интеграции европейских стран, эволюции и современного развития институтов Европейского Союза и других общеевропейских международных организаций, деятельности Украины в Совете Европы и другое. Введение этих курсов планируется на отделениях международных отношений, политологии, социологии. Продолжение партнерства с европейскими университетами позволит открыть специализацию по евроведению. Сегодня Украине нужны специалисты для работы в общеевропейских структурах, которые были бы готовы содействовать процессу интеграции нашей страны в единое европейское сообщество. Это направление развития науки еще совсем молодое даже для стран Европейского Союза. Европейские студии — это дисциплинарный подход к изучению проблем с точки зрения их интегрального характера для всей Европы. Страны Европы настолько уже объединены, что все возникающие проблемы необходимо рассматривать в общеевропейском контексте. Это касается и культуры, и социологии, и философии, экономики, финансов. Если молодые украинские специалисты будут готовы к такому комплексному восприятию проблем, тогда они смогут с западноевропейскими партнерами общаться на равных.
Мегапроект предусматривает внедрение системных изменений в преподавании и изучении гуманитарных и общественноведческих дисциплин в высших учебных заведениях Украины в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Эти изменения должны содействовать всесторонней интеграции украинских университетов в европейское и мировое университетское сообщество, способствовать развитию их технического и интеллектуального потенциала. Создание мощной системы обмена новаторским опытом высших учебных заведений Украины будет содействовать ускорению темпов развития образования Украины как стратегического элемента развития всего общества.
Выпуск газеты №:
№31, (2001)Section
Панорама «Дня»