А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Канон красоты от Бонапарта

Во Львове демонстрируют книжный шкаф времен Наполеона I
27 августа, 2018 - 15:47

 «День» дальше путешествует по музеям. Сегодня — рассказ о библиотечном шкафе времен полководца и государственного деятеля, который заложил основы современного французского государства и является одним из самых выдающихся деятелей в истории Запада, — Наполеона I Бонапарта (1769—1821).

Экспонат, о котором будет идти речь, находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины.

«Желая придать своему господству ореол славы античных императоров, Наполеон требовал от искусства репрезентативности, торжественности, помпезности и сурового соблюдения античных форм — как наивысшего канона красоты, — говорит заведующий экспозиционным сектором МЭХП Андрей КОЛОТАЙ. — Так родился новый стиль — «ампир». Это небанальный стиль, который никогда не выходит из моды. Возможно, кому-то он кажется слишком помпезным или очень претензионным, но, как по мне, является чрезвычайно изысканным».

По словам Андрея Колотая, в мебельном деле того времени появляется много декоративных элементов в виде фигурных изображений, символов и атрибутов власти. Типичными являются изображения крылатых ангелов, сфинксов, химер, императорских орлов, рогов изобилия.

В орнаментике и украшениях чувствуется влияние не только Греции и Рима, но и Египта, что было связано с походами Наполеона Бонапарта в Африку.

Стали популярными и архитектурные формы и декор Древнего Египта. Появляются фигуры сфинксов, грифонов. Общая трактовка предметов обретает монументальность и торжество.

«Библиотечный шкаф нашей постоянной экспозиции украшают нарядные статические позы двух «египтянок», которые позаимствованы с изображений фараонов Старого царства, — рассказывает Андрей Колотай. — Фигуры стилизованы под скульптуру Древнего Египта. Завершается шкаф типичным египетским карнизом, на котором по центру изображен крылатый Змей-Урей, символ египетских фараонов».

Музейщик отмечает, что новый стиль существовал на протяжении всей первой трети XIX века, а времена его расцвета приходятся на 1804—1812 гг. и связаны с успехами империи при Наполеоне.

Экспонат Музей этнографии унаследовал от своего предшественника — Городского промышленного музея,  основанном в 1874 году.

И в конце немного собственного расследования. Копать так копать!

Историки искусства говорят о том, что Наполеон Бонапарт подарил свое имя не просто стилю, а целому направлению в искусстве, и все благодаря своему огромному влиянию на формирование тогдашних вкусов. Интересовался развитием мануфактур французского текстиля, фарфора и мебели, всячески способствуя увеличению объемов производства. Также не выпускал с поля зрения другие виды искусства. И все ради прославления правления императора.

Революционные завоевания нашли отображение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и изобиловали фигурами Славы и Победы. Античные формы и орнаменты, которые уже случались в стиле эпохи Людовика XVI, смешивались с имперскими символами Наполеона, включая изображение пчелы, буквы N в лавровом венке, звезды и орла, а еще — экзотичных мотивов в виде иероглифического письма, привезенного из египетской кампании. Любимыми персонажами императрицы Жозефины были лебеди, которые украшали тогдашние кресла, кушетки, колыбели, шторы, ковры, фарфор.

Самыми влиятельными личностями в отрасли декорирования и дизайна мебели в стиле ампир были Чарльз Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен, в обязанности которых входило обновление интерьеров Лувра, Мальмезона, Фонтебло и других резиденций Бонапарта и Жозефины. Эти мастера не только содействовали развитию такого направления в искусстве, но и создавали труды, которые стали важными учебниками-пособиями по стилю ампир.

В целом мебель в этом стиле выделялась четкими геометрическими линиями и украшалась мифологическими и историческими фигурками из латуни и позолоченной бронзы. Благодаря опытному мастеру Пьеру-Филиппу Томиру, который делал бронзовые крепления, эти элементы, и украшения в частности, быстро снискали славу.

Имперский стиль делал еще более элегантными сервизы, драгоценности и табакерки, выполненные из драгоценных металлов известными французскими мастерами.

В начале XIX века все королевские и царские дворы Европы одобрительно восприняли и переняли ампир. Где-то, в частности, в России, этот стиль стал основным. Где-то, как в Германии и Австрии, он сосуществовал со стилем бидермейер. А в Англии стал известным как стиль регентства.

Потому ходите в музеи — узнавайте и развивайтесь. И читайте газету «День» — мы найдем, чем вас заинтересовать и удивить. А главное — поощрим «глубоко копать». Чтобы знать!

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото Андрея КУБЬЯКА
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments