Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заряд Каменной Могилы

Мировой памятник древней культуры вблизи Мелитополя вдохновил трех художников на совместный проект
23 июня, 16:41
А. ЧЕГОРКА. «ГЛАЗА ЗЕМЛИ», КАРТОН, МАСЛО

Каменная Могила— мировой памятник древней культуры вблизи Мелитополя. Природный храм над рекой Молочной представляет собой остатки песчаника Сарматского моря, с трещинами и разломами, которые привели к причудливому нагромождению плит и образованию большого количества гротов и пещер, доныне сохранивших тысячи настенных рисунков и знаков письменности. Вблизи Каменной Могилы не обнаружено человеческих поселений, что свидетельствует о ее использовании в культовых целях исключительно как святилища.

Феноменом Каменной Могилы заинтересовались художники Анатолий Фурлет (г. Буча), Сергей Лаушкин (г. Киев) и Александр Чегорка (г. Каменское). Они получили мощный заряд вдохновения благодаря путешествию к священному месту. Идея создать такой проект возникла в Анатолия Фурлета год назад. К участию в нем он пригласил художников-единомышленников и был поддержан директором Музея истории города Каменского (в недавнем прошлом— Днепродзержинск) Натальей Булановой. В этом музее в рамках ежегодного Всеукраинского историко-культурологического фестиваля «Мамай-fest» недавно состоялось открытие выставки «Каменная Могила. Реинкарнация».

ЛЕНД-АРТ АЛЕКСАНДРА ЧЕГОРКИ

Сергей Лаушкин и Анатолий Фурлет работали в мастерских по возвращении домой, пользуясь композиционными замыслами и набросками, сделанными в экспедиции, а Александр Чегорка сразу прибегнул к творческим экспериментам непосредственно на камнях святилища. Он рассказал: «Я был поражен увиденным, захотелось коснуться неизвестной стихии... трещины, мох зеленый и серебристый создавали какой-то воображаемый мир. Иногда возникало желание делать объемные рисунки песком, которого было много вокруг. Некоторые из них рисовал ночью, в сиянии полной луны (серия «Лунное сияние»). 

С. ЛАУШКИН. «ВОСПОМИНАНИЕ О САРМАТСКОМ МОРЕ», ПОЛОТНО, МАСЛО

Все эти работы (около 40), созданные в технике ленд-арт, остались только на фотографиях— ветер развеял их, присоединил к области вечности». Основой творчества Александра Чегорки является этномодернизм. В середине 80-х годов он начал создавать собственный стиль на основе оригинальной колористики и фольклорной символики, где человек и природа— единое целое. Поэтому не удивительно, что путешествие к истокам древнейшего искусства стало для него откровением.

ПОЛЕТ В НЕИЗВЕСТНОЕ СЕРГЕЯ ЛАУШКИНА

Сергей Лаушкин принадлежит к тому же творческому поколению, что и Александр Чегорка и Анатолий Фурлет. Почти одновременно они стали членами Национального союза художников Украины и в то же время достигли уровня высокого мастерства. Коренной житель Днепродзержинска, С. Лаушкин переехал в Киев в начале 2000-х годов. Его живопись и скульптура из дерева органично созвучны с мотивами Триполья и других древних культур. Женщина— главный символ его творчества— может быть центральной фигурой мифических сюжетов, праобразом материнства, любви, животворящей силы.

А. ФУРЛЕТ. «ГОЛОС ТРАВЫ», ПОЛОТНО, МАСЛО

Еще в начале творческой деятельности важными для Сергея были символы, которые он изображал в офортах: птица— хранитель небесных тайн и рыба— праматерь первозданного мира. Эта тема остается для него актуальной и сегодня. Из веток, найденных неподалеку от Каменной Могилы, художник сделал деревянные скульптуры, десять из которых дополнили его теплую по гамме и энергетике живопись в экспозиции «Каменная Могила. Реинкарнация». Его удивительная птица— модель полета в неизвестное— стала основой инсталляции и композиционным центром выставки трех художников.

ПРИЧУДЛИВЫЙ СТИЛЬ АНАТОЛИЯ ФУРЛЕТА

Самые мистические в проекте— произведения Анатолия Фурлета. Техника их выполнения создает причудливый стиль. Тени человеческих фигур, похожие на египетских колдунов, блуждают в синем тумане, оставаясь почти незаметными («Весенний ритуал», «Утренний петроглиф»), загадочный путешественник ходит босиком на граны реального мира и сна. Отголосок гротов донес до подсознания художника воспоминания о золоте шумерских и египетских усыпальниц. Эффект древнейших драгоценностей создается с помощью вкраплений золотой краски и рельефной фактуры («Голос травы», «Это золотое утро»). В графических работах прочитываются символы круга, чаши, писанки. Тайные знаки органично дополняют абстрактные сюжеты и напоминают петроглифы. Анатолий Фурлет работает над темой Каменной Могилы уже три года. «То, что у меня есть в настоящее время,— только небольшая часть проекта,— говорит художник.— В этом направлении планирую работать и дальше вместе со своими коллегами».

Проект, представленный в Каменском, будет дополняться, совершенствоваться, путешествовать по Украине и за ее пределами, чтобы привлечь внимание человечества к уникальному памятнику природной архитектуры и посмотреть на первобытное искусство из настоящего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать