Заряд Каменной Могилы
Мировой памятник древней культуры вблизи Мелитополя вдохновил трех художников на совместный проект
Каменная Могила— мировой памятник древней культуры вблизи Мелитополя. Природный храм над рекой Молочной представляет собой остатки песчаника Сарматского моря, с трещинами и разломами, которые привели к причудливому нагромождению плит и образованию большого количества гротов и пещер, доныне сохранивших тысячи настенных рисунков и знаков письменности. Вблизи Каменной Могилы не обнаружено человеческих поселений, что свидетельствует о ее использовании в культовых целях исключительно как святилища.
Феноменом Каменной Могилы заинтересовались художники Анатолий Фурлет (г. Буча), Сергей Лаушкин (г. Киев) и Александр Чегорка (г. Каменское). Они получили мощный заряд вдохновения благодаря путешествию к священному месту. Идея создать такой проект возникла в Анатолия Фурлета год назад. К участию в нем он пригласил художников-единомышленников и был поддержан директором Музея истории города Каменского (в недавнем прошлом— Днепродзержинск) Натальей Булановой. В этом музее в рамках ежегодного Всеукраинского историко-культурологического фестиваля «Мамай-fest» недавно состоялось открытие выставки «Каменная Могила. Реинкарнация».
ЛЕНД-АРТ АЛЕКСАНДРА ЧЕГОРКИ
Сергей Лаушкин и Анатолий Фурлет работали в мастерских по возвращении домой, пользуясь композиционными замыслами и набросками, сделанными в экспедиции, а Александр Чегорка сразу прибегнул к творческим экспериментам непосредственно на камнях святилища. Он рассказал: «Я был поражен увиденным, захотелось коснуться неизвестной стихии... трещины, мох зеленый и серебристый создавали какой-то воображаемый мир. Иногда возникало желание делать объемные рисунки песком, которого было много вокруг. Некоторые из них рисовал ночью, в сиянии полной луны (серия «Лунное сияние»).
С. ЛАУШКИН. «ВОСПОМИНАНИЕ О САРМАТСКОМ МОРЕ», ПОЛОТНО, МАСЛО
Все эти работы (около 40), созданные в технике ленд-арт, остались только на фотографиях— ветер развеял их, присоединил к области вечности». Основой творчества Александра Чегорки является этномодернизм. В середине 80-х годов он начал создавать собственный стиль на основе оригинальной колористики и фольклорной символики, где человек и природа— единое целое. Поэтому не удивительно, что путешествие к истокам древнейшего искусства стало для него откровением.
ПОЛЕТ В НЕИЗВЕСТНОЕ СЕРГЕЯ ЛАУШКИНА
Сергей Лаушкин принадлежит к тому же творческому поколению, что и Александр Чегорка и Анатолий Фурлет. Почти одновременно они стали членами Национального союза художников Украины и в то же время достигли уровня высокого мастерства. Коренной житель Днепродзержинска, С. Лаушкин переехал в Киев в начале 2000-х годов. Его живопись и скульптура из дерева органично созвучны с мотивами Триполья и других древних культур. Женщина— главный символ его творчества— может быть центральной фигурой мифических сюжетов, праобразом материнства, любви, животворящей силы.
А. ФУРЛЕТ. «ГОЛОС ТРАВЫ», ПОЛОТНО, МАСЛО
Еще в начале творческой деятельности важными для Сергея были символы, которые он изображал в офортах: птица— хранитель небесных тайн и рыба— праматерь первозданного мира. Эта тема остается для него актуальной и сегодня. Из веток, найденных неподалеку от Каменной Могилы, художник сделал деревянные скульптуры, десять из которых дополнили его теплую по гамме и энергетике живопись в экспозиции «Каменная Могила. Реинкарнация». Его удивительная птица— модель полета в неизвестное— стала основой инсталляции и композиционным центром выставки трех художников.
ПРИЧУДЛИВЫЙ СТИЛЬ АНАТОЛИЯ ФУРЛЕТА
Самые мистические в проекте— произведения Анатолия Фурлета. Техника их выполнения создает причудливый стиль. Тени человеческих фигур, похожие на египетских колдунов, блуждают в синем тумане, оставаясь почти незаметными («Весенний ритуал», «Утренний петроглиф»), загадочный путешественник ходит босиком на граны реального мира и сна. Отголосок гротов донес до подсознания художника воспоминания о золоте шумерских и египетских усыпальниц. Эффект древнейших драгоценностей создается с помощью вкраплений золотой краски и рельефной фактуры («Голос травы», «Это золотое утро»). В графических работах прочитываются символы круга, чаши, писанки. Тайные знаки органично дополняют абстрактные сюжеты и напоминают петроглифы. Анатолий Фурлет работает над темой Каменной Могилы уже три года. «То, что у меня есть в настоящее время,— только небольшая часть проекта,— говорит художник.— В этом направлении планирую работать и дальше вместе со своими коллегами».
Проект, представленный в Каменском, будет дополняться, совершенствоваться, путешествовать по Украине и за ее пределами, чтобы привлечь внимание человечества к уникальному памятнику природной архитектуры и посмотреть на первобытное искусство из настоящего.
Выпуск газеты №:
№110-111, (2016)Section
В конце «Дня»