8 марта: не о красоте, женственности и обаянии
Объявление о марше женщин 8 марта с лозунгом «Хватит терпеть» всколыхнуло социальные сети, вызвав бурное обсуждение. Событие было анонсировано как акция протеста против гендерного неравенства, неравноправия и унижений, с которыми сталкиваются до сих пор женщины в украинском обществе.
На останавливаясь специально на конкретных фактах неравенства и несправедливости, которые в большом количестве приводились в основном пользовательницами популярных соцсетей, а также на контраргументах, которые звучали в ответ, стоит акцентировать внимание на том, что авторов обсуждения удивляет и огорчает тот факт, что в европейской стране двадцать первого (!) столетия несправедливость относительно определенного пола остается свершившимся фактом. Даже когда она оспаривается. Ведь о том, чего не существует, нет смысла и спорить! Итак, почему в украинском обществе до сих пор существует разделение на первосортных и второсортных людей, и это разделение обычно коррелирует с полом?
Как утверждает ряд западноевропейских современных аналитиков, позитивное развитие феминистских и гендерных преобразований в цивилизованной Европе стало возможным прежде всего благодаря тому, что произошло общественное примирение с тем, что женщины, равно как и мужчины, могут быть первоисточником важных идей и действий. И это «примирение» состоялось в большой массе голов, иначе дело было бы трудно сдвинуть с мертвой точки. Итак, дело в массовом сознании?
До сих пор на Западе проходят научные и не только дискуссии, произошло ли такое массовое признание равенства женщин «само собой» благодаря развитию объективных цивилизационных процессов, которые вывели женщину в сферу производства и таким образом дали ей право на сотрудничество с мужчиной по принятию ответственных для социума решений. Отсюда - женщина в политике. Или это заслуга развитого женского движения, которое многие аналитики считают одним из «изобретений» Запада и его же «родовым признаком»? Или всплеск феминизма в Европе и США был вызван «волшебной таблеткой», которая позволила женщине контролировать рождаемость и привела к сексуальной революции на Западе, с которой тесно связывается свобода женщин?
Представляется, что все выше приведенные факторы сыграли свою роль в том, что, как ни говори, а «западная» женщина все-таки является самой свободной во всем мире. И совсем не вызывает удивления тот факт, что при такой степени свободы эмансипационные гендерные движения остаются настолько активными в цивилизованных странах. И хотя в СМИ нередко этот факт описывается как достойный удивления, кажется, что ничего удивительного здесь нет! Ведь найдя действенный механизм, который реально помогает «увеличению степени справедливости» для всех, глупо было бы им не использовать! Поэтому и женские, феминистские и гендерные движения на Западе являются важной составляющей развития и функционирования гражданского общества на пути от представительской демократии к демократии участия.
Очевидно, и Украине, которая стремится стать реальным членом Европейского Союза, стоит воспользоваться положительным опытом соседей по евроквартире, раз уж сказано «А» в этом вопросе и подписан целый ряд соглашений и договоров по развитию паритетной демократии в стране. И во всех противоречивых процессах гендеризации украинского социума активную и решающую роль должно сыграть гражданское общество, особенно представительницы/ли специализированных общественных организаций.
Сегодня имеем определенную парадоксальную ситуацию, когда, как отмечают украинские женщины экспертки, даже законы о военной службе женщин, реально направленные на расширение их прав, пишутся с применением риторики «берегинства», то есть когда основанием служит патриархальная идеология, согласно которой украинская женщина определяется как «Берегиня» рода и материнства.
В современной Украинской армии служит и работает на нее больше 50 тысяч женщин. Из них примерно 20 тысяч - военнослужащие. Как отмечает председатель общественной организации "Юридическая сотня" Леся Василенко, украинское законодательство не способствует утверждению задекларированных принципов равных возможностей для мужчин и женщин. Законы, регулирующие отношения в сфере безопасности и обороны, развивают тему женщины-Берегини, женщины-матери. Итак, утверждает экспертка, «проблема вовсе не в женщине с ее желанием служить. А проблема в мужчинах с их восприятием, мировоззрением и сознанием».
Правда есть и в том, что, когда женщины приходят в армию и берут в руки оружие, они тем самым разрушают извечный порядок. Человек не может уже считаться защитником дома и женщины. Возникает конфликт в массовом сознании. Поэтому женщина-воин воспринимается как угроза стабильности и устойчивому порядку вещей.
Фактически такие же замечания относятся и к участию женщин в революционных действиях. Во многом правы те аналитики, которые указывают на проявления сексизма, которые были на Евромайдане. Так, исследовательница Анна Гриценко в статье «Как Евромайдан отправлял женщин на кухню» указывает на многочисленные проявления стереотипов при распределении ролей и задач в революции. Женщина преимущественно трактовалась как помощница мужчины-революционера, его поддержка и психологическая утешительница. И все же впервые в истории новой независимой Украины именно во время событий этой революции возник феномен самоорганизации украинских женщин в виде ряда парамилитарных организаций, которые, в частности, стали способом заявить о намерениях и способности женщин самых обеспечить себе защиту и стремление предоставить такую защиту и мужчинам Майдана. Именно такие события со временем меняют устоявшиеся общественные отношения и стереотипы. В украинском социуме созданы реальные прецеденты для формирования нового понимания гражданской ответственности для женщин страны. Эти идеи созвучны тем требованиям, которые выдвигаются западными лидерами. Так Илен Роуз Фейман утверждает: «Пока мы как нация не выйдем за пределы милитарной политики, женщины имеют такое же право и ответственность нести военную службу, как и мужчины. Мы должны учитывать экономические и гражданские мотивы службы, требуя прямого признания ответственности женщин как гражданок быть военнослужащими. Должны противостоять попыткам правых сил удалить женщин из армии и навязать женщинам необходимость в защите и склонность к миротворчеству».
Очевидно, в частности, и подобное мировоззрение, основанное на идеях равенства и справедливости, и толкает новое поколение украинских женщин на марши под лозунгами «Хватит терпеть!».