Перейти к основному содержанию

Диалог с прошлым… ради будущего

04 июля, 00:00
«Быть или не быть?» — вечный гамлетовский вопрос. А если быть — то как? Именно в последнем — «как быть» — и состоял смысл жизни шекспировских героев, причем не только в этом, явном, но и в потустороннем мире. Каждый из действующих героев должен был сделать выбор, выбор абсолютный — спрятаться от земного мира в небесный или же наоборот было невозможно: для настоящего христианина оба мира всегда были и являются действительными. Поэтому Гамлет задавался вопросом: можно ли быть вообще, независимо от того, в каком мире находится человек. Впоследствии, даже великий Гегель замечал: «Sein und nichtsein ist dasselbe» — «Бытие и небытие — одно и то же». Гамлетовская проблема, которая в своем классическом виде касалась отдельного человека, приобрела атрибутивный статус для всего украинства. Слишком долго на весах истории чаша Украины при взвешивании шансов на выживание среди других народов тяготела к вектору небытия. Но — «не дождались»: сила духа и антеизм народа засвидетельствовали его неуничтожимость. И вновь, как птица-феникс из пепла, в начале 90-х годов ХХ в., Украина, вечная и святая, — встала на собственные политические ноги, заявила о себе как о неотъемлемой части мировой цивилизации, хозяине своей судьбы.

Именно эта высокая миссия с самого начала существования газеты «День» стала концентром творческих усилий дружного и вдохновенного коллектива редакции и ее многочисленных сторонников. И своей цели они достигают не громкими призывами или черными пиаровскими методами, а каждой аналитической работой, краеугольными камнями которой являются, с одной стороны, глубокий профессионализм, а с другой — настоящий, а не показной патриотизм. Ради этого, ради лучшего будущего, «День» постоянно, начиная с 1997 года, обращается к прошлому. «Україна Incognita» стала светильником истины для всех неравнодушных к судьбе Украины и к собственной судьбе: «Отделить зерно от плевел» — этот библейский лозунг для украинской истории еще долго будет первостепенным делом.

И говорил Экклезиаст: «Если есть что-то, о чем говорят: «Взгляни: вот новое!» — так оно уже давно было в веках, которые были перед нами» (Пр.I, 10). Добро и зло, верность и предательство, гений и бездарность, честь и позор, слава и забвение, правда и ложь — все это уже действительно было, и каждый из нас вынужден сделать собственный экзистенциональный выбор в нынешнем мире.

«Україна Incognita» имеет собственное лицо, которое выгодно выделяется среди не такой уже и малой исторической литературы, которая пришла к жаждущему читателю. Все время помня, что

«День» — это таки чтение не просто для интеллектуального, но и широкого читателя, авторы исторических эссе практически никогда не приносили в жертву доступности материала его научную основу. И это убедительно показывает все разнообразие тем и концептуальное содержание собранных под обложкой одной книги исторических очерков.

В первую очередь речь идет о настоящем историзме. Не секрет, что и до сих пор, особенно в учебной литературе, история Украины начинается с Киевской Руси, т.е. с IX—X вв. н.е. А глубже в древние времена — словно бездна, ничто… Тем временем, еще в конце XIX в. Михаил Грушевский в свои «Жерела до історії України-Руси» включил фрагменты из различных источников, в которых говорится о населении на территории Украины, начиная с великого Гомера и других древних греков, а также римлян, византийцев, арабов и заканчивая средневековыми европейскими авторами. Это — подход геополитический, в котором этническая история какого-то одного народа является составляющей совокупного исторического процесса в пределах определенной территории. Корректность такого видения прошлого Украины в конце XX в. подтвердил другой классик науки академик Омелян Прицак. В своей статье «Що таке історія України» (1991) он отмечал: «…Украинская историография имеет, как и каждая другая историография, своим долгом изучать прошлое всех человеческих исторических сообществ и государств, которые проживали на теперешней своей (украинской) территории, а не ограничиваться только государствами «своего», то есть сегодняшнего, украинского этно-языкового круга». Актуальность своего утверждения академик Прицак обосновывает, сравнивая с аналогичными подходами к истории Испании, Франции, Италии, Великобритании, историческое прошлое которых было, возможно, даже более «кипящим» и этнически насыщенным, чем история Украины.

Не менее важным, чем исторический, является цивилизационный принцип в отношении «неизвестной Украины», а именно, — принадлежность к европейской (ныне — и мировой) цивилизации — как непременная составляющая, своеобразная константа всех исторических новелл «Дня». Причем, не только как территориальной составляющей и реципиента-воспринимателя достижений других культур и народов, но и как творца фундаментальных цивилизационных ценностей. Еще древние греки признавали, что знания о бронзе, гончарном круге и якоре- трезубе, пришли к ним из Скифии (Анахарсис и Люд). Новейшие историки доказали, что одомашнивание коня и, возможно, тура, впервые было осуществлено в северочерноморских краях; здесь же было изобретена упряж (в частности, стремя) для коня и… штаны для мужчин. Здесь выращивали такое количество зерна, что им в античные времена питалось чуть ли не все Средиземноморье. Именно на земле древней Украины постоянно наблюдались пассионарные взрывы — трипольский, киммерийский, скифский, сарматский, роксоланский, антский, полянский, украинский, которые влияли на политико-культурную карту всего мира. Не главной ли причиной этому было уникальное геополитическое положение Украины: на перекрестке культур Востока и Запада, Юга и Севера? Очевидно, что так — как об одном из векторов влияния — восточном — пишет современный философ европейского уровня Сергей Крымский: «Киевская Русь, и, соответственно, Киевская держава, находилась на берегу великого степного океана. Представьте себе Великую Степь, — обращается к читателям «Дня» философ, — которая начинается у Великой Китайской стены — степи Монголии, степи Средней Азии, степи Прикаспия, степи Урала и степями Украины и Венгрии заканчивается у Альп. Великая Степь, которая охватывает два континента! Эта степь была этническим котлом, который все время «выплескивал» волны нашествий кочевников». Но в то же время, — и об этом писал еще Аристотель, — Скифия (т.е. древняя Украина) лежит у истоков Мировой реки. Вся Ойкумена (заселенная земля) расположена по сторонам Мировой Реки, считал Стагирит, а течение ее следующее: Танаис — Меотида — Боспор Киммерийский — Понт Эвксинский — Боспор Фракийский — Пропонтида — [Наши моря] — Геркулесовы Столбы — Океан. В современных названиях это: Дон — Азовское море — Керченский пролив — Черное море — Босфор — Мраморное море — Дарданеллы — Средиземное море — Гибралтар — Атлантический океан. Украина, таким образом, лежит на пересечении Великой Степи и Мировой Реки, и в этом ее неповторимое цивилизационное значение. Но и в этом причина многих наших бед, которые мы переживаем до сих пор.

На этом концептуальном фоне новое значение и восприятие обретает главный объект исторической серии «Дня»: харизматические фигуры и знаковые события. Иначе говоря, люди и деяния, которые имели нерядовое значение для развития Украины. Знаменитыми людьми Украина славилась во все времена. В княжескую эпоху — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Нестор-летописец, Ярослав Осмомысл, Ольгерд и Витовт. В казацко-гетманские времена — Байда Вишневецкий, Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Выговский, Иван Брюховецкий, Иван Мазепа и другие руководители освободительной борьбы нации, а также Петр Могила, Епифаний Славинецкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода и Максим Березовский — духовные лидеры нации. В жестокие времена имперского давления Украина взлелеяла — как выразителей вечной идеи свободы и неуничтожимости народа — Николая Гоголя и Михаила Максимовича, Тараса Шевченко и Марко Вовчко, Пантелеймона Кулиша и Николая Костомарова, Михаила Драгоманова и Ольгу Кобылянскую, Ивана Франко и Владимира Вернадского...

XX век — особый в истории Украины: он висит над ней черным-пречерным облаком, шумит буреломами, суховеями, градом, ливнями и метелями. Но в то же время и проблесками солнца, утренними надеждами и свежестью росы. В этом веке было все: эмиграция бедных и обездоленных в поисках лучшей судьбы за океан, героическая освободительная борьба за независимость, смертельные сотрясения двух мировых войн с эпицентром в Украине, шовинистическое людоедство тоталитарной системы и, наконец, предрассветные огни новейшей независимости: «День» честно обращается к таким разным, нередко — противоречивым фигурам — как Михаил Грушевский и Владимир Винниченко, Нестор Махно и Лев Троцкий, Михаил Булгаков и Максимилиан Волошин, Евгений Чикаленко и Константин Паустовский, Александр Довженко и Агатангел Крымский, Ярослав Галан и Петр Шелест и др. Только так можно создать полноценный образ тернистого пути Украины в новые времена.

Особое внимание — к знаковым событиям в украинской истории, многие из которых стали ее вехами, причем как позитивными, так и негативными. О первых из них писать намного легче, чем о вторых: оптимизм и гордость за нацию является мощной опорой для автора. И действительно, гордиться есть чем: крещение князя Владимира Великого и христианизация Украины-Руси, победа князя Ярослава Мудрого над половцами под Киевом и расцвет государства, победа князя Ольгерда под Синими Водами и начало упадка Золотой Орды, победа запорожцев под Хотином, Дюнкерком, на Черном море, на Желтых водах, под Зборовом и Конотопом и т. д. Но были и другие события, воспоминание о которых до сих пор тревожат душу: неудачный поход князя Игоря на половцев (1185), взятие Бату-ханом Киева (1240), чувствительное поражение украинского войска под Берестечком (1651), неоднозначная Переяславская рада (1654), Полтава (1709), Круты (1918) и др. Отдельной строкой в списке унижения украинского народа стоят Эмский и Валуевский указы, и прямого его уничтожения — три голодомора XX века, Бабин Яр, массовые репрессии тоталитарной системой и фашистским режимом, операция «Висла» и тому подобное. Своеобразным бельмом на историческом глазу до сих пор является то обстоятельство (заложенное, кстати, еще во времена СССР), что из всех битв под руководством Богдана Хмельницкого, более-менее достойным музейного внимания оказалось только Берестечко, т.е. поражение войска; а всем другим — победным битвам — внимания оказано не было.

Отдельная тема «Дня» — оазисы украинской культуры. Блестящая экзистенциональная эссеистика профессора Крымского действительно по-новому определяет феномен Софии Киевской, как памятника мирового значения, равного греческому Парфенону и Римскому Колизею: София как сосредоточие мудрости, а не только религиозный центр древней Украины. Но, кроме Софии, украинская земля богата и другими культурными центрами притяжения, возможно, не такими всемирными по значению, но не менее значительными для здешних жителей. Я сам с детства помню слова старших, которые говорили: «Умань відтоді, відколи світ». И хотя мы жилы где- то в пятидесяти километрах от этого известного города, в наших краях Умань отождествлялась с центром мира; нашего мира. Поэтому уместными являются путешествия «Дня» в Святогорский монастырь Успения Богородицы, Качановку, Яготин, Густинь, Судак, Ужгород, на Волынь и тому подобное. А еще же сколько не пройдено…

Но начало, достойное и нелегкое, сделано. К читателю обращается Украина из прошлого, и он имеет шанс вступить с нею в диалог. Ведь это аксиома: без прошлого нет современного, а без современного — будущего. Но так же справедливо утверждение о том, что без современного нет также и прошлого, поскольку только мы, ныне сущие, можем оживить пройденное или же засыпать его камнями забвения и пренебрежения. «День» избрал другой, диалогический контакт с прошлым, и в этом он опирался не только на собственные усилия, но и на мудрость известных в своем деле ученых — Светлану Беляеву, Виктора Горобца, Тараса Гунчака, Виталия Зубаря, Петра Кралюка, Сергея Крымского, Станислава Кульчицкого, Джеймса Мейса, Владимира Рычку, Юрия Шаповала и других неутомимых искателей истины.

И в заключение, самое первое — о вдохновителе и создателе круга «Україна Incognita», человеке безгранично влюбленном в нашу Украину, главном редакторе газеты «День», госпоже Ларисе Ившиной (Жаловаге). Она сделала и делает это большое дело, и от всех нас, читателей — ей большая благодарность. Ибо, завершая в конце шестого дня творения сущего, «увидел Бог все что создал: и оно было очень хорошее» [Б. I: 31]. На седьмой день отдыхал Бог от всего своего дела… Мы же права такого не имеем, потому что творение Украины только начинается. Успеха Вам в каждом новом Дне.

ОТ РЕДАКЦИИ. Благодарим уважаемого профессора философии Валентина Крысаченко за понимание и доброжелательность.

Пользуясь случаем, сообщаем читателям: успешно разошелся тираж книги «Україна Incognita», и мы допечатываем еще 1000 экземпляров. К тому же в работе, в издательстве «Факт», уже вторая книга в серии «Бібліотека газети «День», посвященная наиболее контраверсионным страницам украинско-российских отношений. Ориентировочный срок выхода в свет этой книги — конец августа — начало сентября 2003 года. Заказывайте.

СПРАВКА «Дня»

Валентин КРЫСАЧЕНКО, доктор философских наук, профессор, историк, культуролог, заведующий отдела этнополитики Национального института стратегических исследований, автор многих книг, среди них: «Українознавство» (в 2-х т.), «Україна. Природа і люди» (в соавторстве с Александром Мостяевым), «Людина і довкілля» (в 2-х книгах, составитель, автор вступительных разделов, биографических справок и комментариев), «Екологічна культура. Теорія і практика», «Історія Криму. Кримське ханство», «Історія Криму в джерелах і документах», «Людина і біосфера: основи екологічної антропології», «Природа в українській духовності. Феномен української культури: методологічні основи і осмислення» и других.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать