Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ирина ЛИЩЕНКО: «Учу сына говорить «нет»

16 мая, 00:00

Сегодня к разговору о проблемах в воспитании детей подключилась социальный педагог, музыкальный работник детского садика в городе Вишневое, мать десятилетнего Олега Ирина Лищенко. Воспитанная в традициях советского времени, Ирина размышляет о вреде и пользе такого воспитания и пытается разобраться с ориентирами семейной педагогики сегодня .

ИЗ МЕНЯ РАСТИЛИ БУДУЩУЮ МАМУ

Главными моими воспитателями были три бабушки. Две из них — родные сестры, а третья приходилась мне прабабушкой. Они жили рядом с нами и были моими лучшими друзьями. Когда бабушки рассказывали о своем житье-бытье, то лейтмотивом всех историй была тема борьбы за выживание. Меня старались научить не только преодолевать различные жизненные препятствия, но и никогда не терять свое человеческое достоинство в этой борьбе.

Как-то в Макаров, небольшой городок Житомирской области, завезли целую партию довольно модных тогда подростковых туфелек. Все мои подружки защеголяли в обновках, а мне родители отказали в покупке: в семье тогда уже было трое детей и в материальных средствах она была крайне ограничена. Стоили туфли 3 рубля 54 копейки, и я решила попросить деньги у своей прабабушки. При ее мизерной пенсии это были большие деньги, но она согласилась мне помочь при условии, что со временем я эту сумму ей верну. Потом довольно долго я зарабатывала тем, что собирала бутылки — данное прабабушке слово сдержала. А было мне тогда около 10 лет.

Прабабушка любила рассказывать о том, как она растила и воспитывала свою дочь. Всегда сосредотачивала внимание на бабушкиных ошибках и говорила о том, как она пыталась эти ошибки предупреждать. С малых лет из меня растили будущую маму, а в качестве «тренажера» служили мои младшие братья. У меня никогда не было возможности нормально погулять на улице, даже подруги называли меня «маленькой мамой» и сочувствовали мне. Когда мой брат во время перемены промок под дождем, то возмущенная учительница привела его ко мне прямо во время урока и выговорила, так будто я была его матерью. Мне тогда было девять лет, а брату — семь. Поступала ли моя мама правильно, так основательно «загружая» меня младшими детьми и лишая самых простых радостей детства? Я долго не хотела выходить замуж, решилась только в 27 лет. Я так «наигралась» с детьми в детстве, что сама мысль о ребенке в моем доме приводила меня в ужас, тем более, что я еще и работала в детском садике. Хотя не все так однозначно. Сегодня дети, как правило, имеют больше свободного времени, которое ничем полезным для них не заполняется. А если с детства ты привык отвечать за чью-то жизнь (братьев, сестер), это подстегивает тебя в развитии чувства ответственности, ведь тебе доверяют самое дорогое, что только может быть на свете. Когда я попадаю в сложную ситуацию, я никогда не теряюсь и всегда нахожу выход из сложившегося положения. Видимо, тут сработала жизненная позиция моих бабушек, их установка на то, что из любой ситуации всегда есть выход. Быстро концентрироваться и принимать решения я научилась еще в детстве. Моей подруге в этом плане сложнее. Когда-то ее как единственного ребенка оберегали от всех неприятностей и как только могли лелеяли. Сейчас она чувствует себя в жизни не достаточно уверенно.

«НАСТОЛЬНОЕ» ПИАНИНО

Сегодня у нас авторитет родителей очень часто сведен к минимуму, для детей все более значимыми фигурами становятся их одноклассники или дворовая компания. Когда росла я, то такого расхождения в системе ценностей у поколений не было. Хотя специально нас никто не воспитывал. Все общение с детьми осуществлялось непосредственно в процессе труда — в саду, на огороде. Один из моих братьев со временем стал частным предпринимателем, другой занимается ремонтом машин, а третий, успешно закончив музыкальное училище... стал парикмахером. Я же работаю музыкальным работником в детском садике.

Мои родители очень не хотели, чтобы я училась в музыкальной школе. Уже в 4-м классе к нам в класс пришли учителя из музыкальной школы, чтобы записать желающих. Вслед за подругами записалась на занятия по классу фортепиано и я. А так как у меня не было дома инструмента и родители не торопились его покупать, то целый год я учила свои музыкальные уроки по нарисованной клавиатуре, которую раскладывала на письменном столе. Учительнице призналась, что мне не на чем заниматься только под конец учебного года. Несмотря на такие экстремальные условия, получала всегда только «отлично». На родительском собрании по случаю окончания учебного года меня учительница очень хвалила и благодарила моих родителей за хорошую ученицу. После этого события пианино мне было решено купить. Однако я узнала об этом только тогда, когда к дому подъехал грузовик с инструментом. И снова возникла проблема — кто его будет сгружать. Решить ее родители предложили мне самой. Я обратилась за помощью к соседям. Интересно, что когда несколько лет назад родительский дом из-за неисправности в дымоходе весь сгорел, то пианино каким-то чудом осталось не тронутым огнем. А родительский дом мы потом отстроили. Практически за одно лето и силами всех четверых детей. Своих же детей мы сегодня почему- то, как правило, стараемся оберегать от трудностей. Я сама себя довольно часто ловлю на этой мысли, когда очень не хочется, чтобы сыну было также трудно, как мне когда-то. Нас с детства готовили к борьбе, а пионеры-герои «шагали» вместе с нами от первого класса и до последнего. Старые идеалы нам уже не подходят, а с новыми мы еще не определились. Поэтому и упускаем сегодня детей, ведь какие образцы предложить им для подражания еще не придумали.

«ТЕЛЕНЯНЯ» НЕ УСТРАИВАЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Раньше родителям воспитывать было легче. Каждый день около восьми часов вечера по телевидению демонстрировался интересный фильм, который смотрела вся семья и потом его обсуждала. Выбор каналов был ограничен всего двумя-тремя, так что старшим не нужно было беспокоиться, что дети с экрана получат «опасную» для них информацию. Потом шла программа «Время», за которой следовал уже «взрослый» фильм, а всех детей традиционно отправляли спать. А сегодня на нашем телевидении нечего посмотреть вместе с ребенком и нечего вместе обсудить. Я смотрю только информационные передачи, а дети в школе мне называют «Окна» как самую интересную для них телепрограмму. Для чего нашим детям вся эта грязь семейных отношений? Почему же это так привлекает? А ведь учитывая разные каналы, эта передача в телеэфире появляется по несколько раз в день. Я не помню, чтобы эта программа хоть раз несла с собой какой-то позитив. Ведь о семье под влиянием этой передачи складывается искаженное представление. Ведь то, что рекламируется с экрана телевизора, большинством телезрителей воспринимается как норма. Многие десятиклассники написали мне в анкетах, что знают, что живут неправильно, но назад им уже дороги нет. Такая безысходность уже в юности. Мы же теряем моральный генофонд. Я с сыном иногда смотрю «Пока все дома». Мне нравится, что там есть страничка для пап, подсказывающая тему для занятий с ребенком. Как-то одна учительница повезла детей в Киев, чтобы показать Михайловский собор, но детей как магнитом тянуло в Макдональдс и Собор их совсем не интересовал. Дети перенасыщены рекламной информацией, а вкусы их серьезно никто не формирует. Жаль, что духовные ценности для многих ребятишек проходят стороной. Растет сложное поколение. Для многих главной ценностью является состоятельность родителей, а не какие-то духовные качества.

ВОСПИТАНИЕ ПОЗИЦИИ

Для меня недостаточно учить ребенка быть просто добрым, стараюсь развить способность Олега говорить «нет» в, безусловно, соответствующих для этого ситуациях. Нас так не учили, мы были всем должны и всем обязаны. Та социальная роль, которую ребенок будет потом играть в жизни, зависит от его умения определяться со своей собственной позицией и способностью ее отстаивать. Я поняла, что самое важное — это научить сына общаться, и особенно научить грамотно общаться в семье. Ведь именно в процессе общения — возникают и конфликты, и принимаются важные совместные решения. Я все время стараюсь быть в курсе того, как сын оценивает ту или иную жизненную ситуацию, ту или иную позицию своих сверстников. Мы также как бы примериваем некоторые из этих случаев на себя и сыну предлагается подумать, как он поступил бы на месте других людей. Я ориентирую его на активную жизненную позицию, а не наблюдательную со стороны. Мне очень хочется научить сына умению договариваться с разными людьми. Ведь, когда люди не могут договориться, то начинается война (даже семейная), а вопрос так и остается нерешенным.

Не ограничиваю сына в общении с детьми (даже самыми непривлекательными, с точки зрения взрослых), но всегда напоминаю, что готова прийти ему на помощь. Я всегда знаю где, когда и с кем мой ребенок проводил время. Меня всегда волнует та позиция, которую Олег занимает в жизни. Пока наши взгляды в основном совпадают. Я очень хочу, чтобы сын вырос таким человеком, с которым окружающим было бы приятно быть рядом, чтобы люди с ним хотели общаться и главное, — чтобы мой сын хорошо понимал разных людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать