КОММЕНТАРИЙ
«На очереди — процесс лицензирования»
«На очереди — процесс лицензирования»
Иван ЧИЖ, председатель Государственного комитета по вопросам информационной политики, телевидения и радиовещания:
— Продвижение вперед есть, и к тому же существенное. Несмотря на трудности, в первую очередь финансового характера, на Первом Национальном уже почти год выходит программа «Культура», где представлены лучшие работы Укртелефильма. Времени отведено мало, и это еще раз доказывает, что нужно создавать полноформатную структуру. Мы уже трижды рассматривали на заседаниях коллегии вопрос о создании полноценной телерадиоорганизации. Принято решение, что нецелесообразно ликвидировать Укртелефильм как единый специализированный центр создания видеофильмов для телерадиоорганизаций всех форм собственности и что следует использовать его базу для создания программ канала «Культура». Уже подписан приказ о формировании такой телерадиоорганизации. На очереди — процесс лицензирования. Но пока мы будем продолжать решать организационные моменты, а также — выпускать программы «Культуры» на НТКУ. Главное сейчас — увеличивать объемы вещания в формате канала «Культура». Единственная серьезная проблема — это финансовая. Но, думаю, в этом году канал будет полностью сформирован. В этом процессе значительная роль принадлежит Министерству культуры и искусства.
Этот канал должен играть существенную роль. Ведь сейчас на наших телеэкранах очень много такого, что только условно можно назвать телепродукцией. И ужасы, и разврат, и насилие... Поэтому нужен такой канал, где были бы представлены и исторические хроники, телеархивы, личности культуры. Роль такого канала намного больше, чем просто продуцирование и распространение программ культурологического характера. Сейчас у нас параллельно создается спутниковый иноязычный канал. И хочется, чтобы телеканал «Культура» производил достойные программы, которые мы могли бы показать на весь мир.
Экспертная оценка
«Нищета, в которой живет этот канал, является автопортретом государства»
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, тележурналист («1+1»):
— Телеканал «Культура» один из первых отозвался на нашу с «Днем» акцию «Подари Чернухам книгу», и поэтому я сразу поехала на встречу — благодарная и одновременно немного обескураженная тем, что до сих пор не слышала о его существовании. То, что я увидела, превзошло все мои представления об упадке и разрухе. В старом помещении, где все напоминало о том, что жизнь здесь была, но давно, меня встретили какие-то просто отважные люди. Они, по-моему, не получают никакой зарплаты, они работают за так. Они начали делать это потому, что о канале обсуждалось на всех уровнях — и все затихло. Они решили делать, что могут. Так сейчас не работает никто — «за идею». А в таких условиях — точно никто не работает. Мне даже неудобно рассказывать такие вещи. Но стыдно должно быть не мне и не «Культуре», а тому государству, в котором это возможно. Небольшой сюжет в поддержку акции по восстановлению сгоревшей библиотеки на родине Сковороды мы снимали непосредственно в аппаратной, возле мониторов. Думаю, это была не «находка» режиссера, а потому что — негде. Ведущая Вика хорошо владела собой в условиях, в которых я точно растерялась бы. Кресла, на которых мы сидели, были сделаны еще, наверное, в 70-е годы, и с того времени на них сидело несколько поколений. Они скрипели под нами, они были ободраны, и ведущая вынуждена была все время «непринужденно» держать руку на подлокотнике, чтобы этого не было заметно в кадре. При этом она хорошо выглядела, была мастерски загримирована, потому что специально этому научилась сама. Я же прибежала на съемку прямо с улицы, надеясь, что сразу попаду в гримерку. Но выяснилось, что здесь в гримерке есть только зеркала. Режиссер Галя оббегала все здание, нашла где-то туш для ресниц, которой мы пользовались еще в юности. Она называлась «Ленинградская», мы еще смеялись — такая туш, на которую всегда надо было плевать в картонную коробочку, чтобы ее размочить. Туш была замечательная, конечно, но дело же было не в ностальгии по юности, правда? Мы должны были записать весь сюжет на одном дыхании, чтобы не испортить пленку. «Подсказчик» для ведущей висел прямо на камере — обычный лист бумаги со словами, которые она должна сказать. Я была настолько обескуражена, что, имея опыт работы перед телекамерой, серьезно боялась завалить им съемку. Только этот страх, что я не имею права все испортить этим мужественным людям, дал мне силы собраться с мыслями и сказать все, что хотела, — о том, что мы, украинцы, не имеем права жить по-свински, о достоинстве и гордости; о том, что мы должны возродить свою святыню… Растрогало то, что сразу после записи и оператор, и инженер, и редактор, присутствовавшие там, выразили желание принести свои книги для библиотеки в Чернухах. Я еще не получила ни одного такого предложения от богатых людей, которые могли бы пожертвовать деньги или купить книги. А отозвались эти люди, которые в такой бедности делают то дело, на которое чхать хотело государство. Я была потрясена, но и горда тем, что такие люди есть. Их никто не называет «ведущими журналистами» Украины и не пиарит их дело. Их дело — «гиблое». Считаю, что позор, в котором живет этот канал, является автопортретом государства.
Культура, сколько я работаю, всегда была на последнем месте в медиа. У этой рубрики всегда было журналистское «погоняло» — «культур-мультур». Его всегда планировали в последнюю очередь, и оно первым «слетает», если есть какая-то особая политическая информация. Но это говорит о том, что наша гражданская сознательность ущербна. Наши богатые люди уже поняли, что в оперу ходить надо. Мы сидим на премьерных фильмах, которые привозят из России. Мы смотрим ретрансляции российского канала «Культура». (Ему, кстати, тоже нелегко. Но на всех фестивалях, на которых я была, представлялись фильмы производства этого канала. Президент России лично заинтересован в том, чтобы в государстве снималось кино и поднимало российскую культуру на достойные высоты. Он точно знает, что это очень важно — чтобы на экране зритель видел именно это). Есть ли у нас кто-то, кто мыслил бы также, но имел в виду при этом государство Украина, а не что-то другое? У меня нет ответа на вопрос о роли нашего канала «Культура». Хочется, чтобы его на дольше хватало. А там, смотри, и мы подтянемся «с боеприпасами»? Я живу в этой стране уже 11 лет, и мне надоело, что она все еще «молодая» и нетронутая. Я уже хочу, чтобы она сделала что-то такое, чтобы никому не было смешно.
«Противовес кичу»
Вадим СКУРАТИВСКИЙ, культуролог:
— Должна быть не просто система передач на том или ином канале «под шапкой» культуры, а строго специализированный канал, как в системе российского ТВ. По-разному можно говорить о тамошнем канале под названием «Культура», но в общем он интересный. Такой специализированный канал есть и в некоторых европейских странах. Если будут деньги, то, в принципе, все можно сделать очень интересно. Россия же может это сделать, и мы должны сделать! Скажем, российский канал «Культура» покажет фильм киевского режиссера Сергея Маслобойщикова «Шум ветра». А потом — еще и передачу об этом фильме. Но не вижу пока перспектив для фильма Маслобойщикова на украинском ТВ. Посмотрите, что показывают наши телеканалы! Какие репертуары фильмов! Бесконечные «бандитские петербурги» и другая кичевая продукция. А должен быть специализированный украинский канал «Культура», чтобы противостоять тому кичу, который, словно девятый вал, нависает над зрителем. Ведь происходит тотальная национальная и мировая телекатастрофа. Я не могу смотреть какого-то там Кушанашвили. Должен быть какой-то противовес этому засилью, какая-то семантическая альтернатива. Иначе будет плохо.
Выпуск газеты №:
№207, (2002)Section
Акция «Дня»