Перейти к основному содержанию

Непринужденный патриотизм

Студенты Острожской Академии — номинанты на стипендию главного редактора «Дня» о времени и о себе
26 февраля, 00:00
Как уже сообщал «День», в ноябре прошлого года главный редактор нашей газеты Лариса Ившина учредила именную стипендию для студентов Национального университета «Острожская Академия». Критерии для победы в конкурсе на получение стипендии были определены такие: высокий учебный рейтинг, свободное владение украинским языком и пользование им в повседневном общении, четкая гражданская позиция и наличие публикаций в прессе (желательно — в газете «День»). Недавно конкурсная комиссия определила шестерых номинантов на стипендию. Но перед тем как окончательно определиться с именем победителя, мы предложили всем номинантам ответить на вопрос нашей анкеты. Теперь и вы сможете узнать, как сложно среди них выбрать победителя. А мы в очередной раз убедились, что Острожская Академия — это действительно то место, где формируется новая генерация украинцев.

Как вы считаете, что больше всего повлияло на формирование вашей личности (какой-то конкретный факт из биографии или пример кого-то из членов семьи, книги или что-то другое)?
Принято ли было в вашей семье говорить на какие-то патриотические темы?
Ваша топ-пятерка книг.
Острожская Академия для вас — это... (продолжить фразу).
Последний пункт нашей анкеты — все, что вы хотели бы сообщить о себе.

О «ВОЛКАХ» И УКРАИНСКИХ ЧЕРЕШНЯХ

Лариса АНТОЩУК, студентка гуманитарного факультета Национального университета, «Острожская Академия», специальность «История»; IV курс:

1. В свое время на меня повлияла книга Джека Лондона «Мартин Иден». Объясняю это тем, что до прочтения книги не задумывалась над вопросом, какую профессию избрать, что нужно сделать, чтобы достичь в жизни успеха (или славы). Очень возмутило окончание книги. Я даже обиделась на Джека Лондона за то, что не дал герою «пожить». Но именно этот конец и пробудил меня к размышлениям. Благодаря трагичному концу жизни Мартина Идена, книга для меня стала толчком к действию в жизни.

И еще одно событие повлияло на формирование моего мировоззрения. Это — смерть известного московского журналиста В. Листьева. Я его любила как ведущего развлекательной программы, и в то же время не понимала его передачу «Час-Пик». После его убийства, на определенное время Листьев стал легендой, о которой говорили все. Именно тогда я пожалела, что не смотрела его «Час-Пик» и т.д. Листьев стал олицетворением борьбы с коррупцией, интеллектуальной элиты, беспристрастного журналиста и просто примером образованного и эрудированного человека. Тогда я всем в классе говорила, что обязательно стану как Листьев.

2. Специально о патриотизме или любви к государству разговоров в виде лекций в семье не было никогда. Однако практические действия родителей повлияли на меня больше, чем любые убеждения могли бы это сделать. В частности, запомнились мне два случая, которые по сути и определили мою позицию по этому вопросу.

Во втором классе родители записали меня в бассейн. Поскольку занятия проводились в г. Черкассы (а я родом из с. Русская Поляна — 15 км от города), то часто приходилось ездить с родителями на тренировку. Как-то раз, после посещения бассейна, мы с папой зашли в привокзальный магазин, где в молочном отделе он попросил продукты, которые собирался купить. Продавщица унизительно заметила: «По-человечески спрашивайте», имея в виду то, что папа разговаривал на украинском. Папа возмутился, но повторил перечень еще раз. Однако прозвучало что-то вроде «человеческого языка». Папа схватил меня за руку и направился к выходу: «Нам среди волков нечего делать!» После этого случая у меня возникло отвращение к людям, презирающим язык, тем более язык моих родителей. Сейчас понимаю, что папа вел себя принципиально — он владеет русским, венгерским, немного немецким. И мог бы найти общий язык с кем угодно, но не с «волком» (так я назвала для себя эту продавщицу).

И второй случай. Дедушка из Винниччины, мамин отец, рассказывал о том, как он убегал из Бухенвальда и как радовался, когда одна из попыток удалась и он добрался в Украину. Помню, как он описывал свою радость, когда ночью, пробираясь через какое-то село, попробовал черешни: «Они были большие и сладкие. В жизни таких не ел. Я понял, что дома. Такие вкусные только УКРАИНСКИЕ черешни».

Поэтому не беседы нужны для того, чтобы воспитать детей с определенной системой ценностей, а дела — я училась на конкретных примерах.

3. 1. Библия; 2. Гюго. «Отверженные»; 3. Бердник Олесь. «Вогнесміх»; 4. Джек Лондон. «Мартин Иден»; 5. Иван Багряный «Тигролови», «Сад Гетсиманський»; 6. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

4. Острожская Академия для меня — это, в первую очередь, возможность получить высшее образование на уровне, не хуже многих европейских вузов; поверить в свои силы и начать формировать свою «команду» или круг связей из числа единомышленников, который станет просто чрезвычайно важным в будущей профессиональной жизни; реальный шанс испытать и реализовать свои творческие, научные способности (университетские газеты, научное общество, научные издания, конференции); получение и возможность практически использовать знания польского, английского языка, компьютерных технологий; научиться гордиться своей национальностью и происхождением и в то же время уважать и понимать представителей других стран, этносов (благодаря имеющимся в академии обменным программам); просто замечательно проводить время и с гордостью говорить — я окончила «Острожскую Академию», и это будет «знаком качества».

А в общем хочется доказать — начало возрождения с провинциального города (или вообще из «глубинки») национальных идей и ценностей — едва ли не единственный перспективный путь для современного государства.

5. Смотрю на мир глазами молодого человека. Думаю, что не буду оригинальной, высказывая надежду на то, что смогу себя реализовать в жизни и работать с пользой как для себя, так и для семьи, и для государства. И в то же время очень хочу, чтобы реализовать себя можно было в своей стране, а не эмигрировать или «продавать» знания куда-то за границу (трагедия современности в Украине).

Утверждаю, что молодежи нужно давать возможность попробовать свои силы во многих отраслях — чтобы вовремя определиться окончательно с выбором профессии и тем самым направить работу над собой в том русле, где больше всего можно реализоваться и принести пользу обществу.

А еще — обменные программы. Нужно увеличить их количество, чтобы молодежь научилась ценить и использовать в первую очередь свой опыт, а не копировать ошибки «продвинутых демократий».

ФЛАГ ВОЗЛЕ... КРОВАТИ

Павел БУЛГАК, студент гуманитарного факультета, специальность «Политология»; III курс:

1. Нельзя с уверенностью сказать, что одно единственное событие способно повлиять на динамику формирования личности как таковой. Для меня лично этот процесс еще до сих пор не завершен, я считаю себя еще слишком молодым, хотя за спиной 21 прожитый год. Но поверьте — это так мало по сравнению с тем, что меня ждет впереди в стремительном круговороте взрослой и самостоятельной в полном смысле этого слова жизни. А если сесть и задуматься над тем — а почему я такой, каким являюсь сейчас, особый, неповторимый со своими плюсами и минусами, то где-то там в глубине подсознания непременно всплывут несколько воспоминаний о событиях, которые, наверно, сформировали меня как личность, да и сейчас незаметно влияют на мои поступки, мысли и желания.

ВОСПОМИНАНИЕ ПЕРВОЕ

За окном 1991-й год. Я со своими одноклассниками учусь в школе №15 города Ровно, сидим за партами, устали, ожидая спасительного звонка на перемену. Ну вот, наконец, он прозвенел, и мы всей гурьбой сорвались со своих мест и понеслись по школьным коридорам, заполняя их беззаботным шумом и смехом. Так продолжается минуты две, я счастлив, играю с одноклассниками, ни о чем не думаю, и вдруг замечаю, что к окнам, выходящим на улицу, прилипли дети и учителя, стало тихо и страшно. Присоединился к зрителям (детское любопытство в конечном счете победило), смотрю и не понимаю, почему улицу заполнили люди. Они шли в центр города на демонстрацию, но вместо привычных мне красных знамен, с которыми я еще совсем недавно шагал с дедушкой на первомайском митинге, в руках сотни желто-голубых... Нам сказали, что мы теперь независимы. Только как же тяжело было в восемь лет понять, от кого же мы независимы, да и зачем она нам, детям, была эта независимость. Нам сказали, что отныне в школе не будет красного, не будет величественных, как нам казалось, портретов вождей революции. Не будет пионеров и октябрят, к которым мы мечтали однажды присоединиться — помогать ближним, защищать слабых, быть полезными обществу. И как-то после этого дня все изменилось во мне, я подсознательно чувствовал, что окружающий мир убегает от меня, а я не в состоянии его догнать, стало грустно. Вернулся из школы, смотрел на родителей, вглядывался в их глаза, как будто пытаясь найти в них спасительные ответы на сложные вопросы, смотрел в их глаза, а видел лишь неуверенность в завтрашнем дне. Я очень любил изучать историю, после того дня прошел год или два, я впервые услышал страшные слова: «голодомор», «геноцид», «террор». Впервые увидел на страницах учебника страшные фотографии умирающих от голода детей и их родителей, я, наконец, понял, от кого и почему мы независимы, а потом с чувством невидимой победы над угнетателями нашего народа мы с друзьями наблюдали за тем, как в центре города торжественно демонтировали памятник Ленину, мы почувствовали дух свободы...

ВОСПОМИНАНИЕ ВТОРОЕ

Родителей сократили с работы, иными словами просто бросили на произвол судьбы. В доме не было ни копейки. Мать в страшной депрессии. Везде процветает кооперация, отец, поймав волну, берет свой старый «жигуленок» и начинает «таксировать» по улицам города. Он и до сих пор с блеском в глазах вспоминает, что тогда за день частных пассажирских перевозок можно было заработать месячный оклад работника завода, однако он почти никогда не вспоминает тот день, когда к нему подсел молодой пассажир, замысливший лишить отца жизни. На часах в комнате, в которой мы все собрались, ожидая отца с вечернего рейса, было около 11 ночи. Мама не находила себе места, нервничала — как будто предчувствуя что-то плохое, а мы с моим младшим братом ее успокаивали, говорили, что вот с минуты на минуту послышится стук в дверь, приедет отец и привезет что-то вкусное. А вместо стука в дверь зазвонил телефон, мать дрожащей рукой сняла трубку, сквозь которую послышался озабоченный незнакомый голос. А потом мы все плакали, не знали, что делать и куда деваться. Нам было невероятно страшно, такого не почувствуешь даже в самом современном кинотеатре во время просмотра самого страшного фильма ужасов. Звонили из больницы — отец в реанимации, ему в спину всадили кухонный нож, он смог отбиться от грабителя и с ножом в спине пройти еще метров 200 до ближайшего дома, и постучать в дверь. Еще немного, и я потерял бы отца. Я и до сих пор думаю, что этого могло бы не быть, если бы родителей не сократили с работы, и отец не был бы вынужден работать таксистом в то время, когда на улицах хозяйничали рэкетиры, а люди, брошенные государством один на один с безработицей и бедностью, становились преступниками, потому что не было за что купить хлеба. В тот день я пообещал себе, что мои собственные дети никогда не будут знать, что такое открывать холодильник и видеть пустые полки, в тот день я пообещал себе, что никогда не лишу собственных детей родительского тепла и заботы.

2. Мне вообще интересно, как можно обойти разговор о патриотизме или политике в семье, где в Национальном университете «Острожская Академия» двое учатся по специальности «политология»: я на третьем курсе, а младший брат на первом. На выходные мы приезжаем домой в Ровно. Собираемся на кухне на чай. И начинается. Родители по политическим убеждениям более ортодоксальны, мы с братом — либералы. Наши споры о преимуществах того или иного политика или партии, национальной идее, патриотизме иногда длятся несколько часов. В конечном счете, всем становится понятно, что убедить друг друга в правоте мы не можем, садимся ужинать, и меняем тему. Родители иногда подтрунивают над тем, что у меня в углу возле кровати стоит желто-голубой флаг, мол, тоже мне патриот нашелся. Я их понимаю, им не до патриотизма, когда нужно думать, как обеспечить будущее собственным детям. А я — патриот. Дедушка иногда жалуется, что современной молодежи говорят неправду, внушают псевдопатриотизм и национализм, и его я также понимаю, ему тяжело признаться самому себе, что он когда-то был только маленьким винтиком коммунистической машины, и ему так же внушали — только уже совсем другой патриотизм. Однако я отлично понимаю, что тогда не было никакой идеологической альтернативы и отличить правду от неправды было невозможно. Сегодня человеку необразованному это тоже, в принципе, трудновато (я политолог, мне в этом плане легче). Политическая культура нашего народа, если честно, — очень слабенькая: что говорят, то и делают, и мало кто задумывается над содержанием сказанного — все какие-то затурканные. А я все равно патриот, хотя быть им сегодня тяжело. Людям не до патриотизма и принципиальности, вокруг сплошные прагматики и космополиты, нас мало, но я верю: это — временно. А еще я вспоминаю тот вечер, когда мы с моим лучшим другом вышли погулять и присели на лавочку возле памятника Климу Сабуру, и долго всматривались в его лицо. И друг мой как-то сказал: «А знаешь, Павел, он чем-то на тебя похож, то есть лицом» Я мысленно с ним согласился, однако еще раз посмотрел на застывшее в чугуне выражение лица, в котором каждый раз видишь готовность к самопожертвованию, храбрость и героизм. Вот где настоящий патриотизм, подумал я. Интересно, а смог бы я так же, как он, пожертвовать своей жизнью ради идеалов, принципов, свободы и независимости своей родины... наверное, смог бы... наверное.

3. 1. «Дюна», все части, Френка и Браяна Гербертов; 2. «Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмарилион» Толкиена; 3. «Мастер и Маргарита» Булгакова; 4. «Алхимик» Пауло Коэльо; 5. «Так говорил Заратустра» Ницше.

4. Острожская Академия — это уникальное заведение. Уникальное не столько современными учебными технологиями, сколько своими студентами. Здесь все такие разные и такие одинаковые одновременно, мы — одна большая семья, у нас есть свои родители, на которых хочется быть похожими, есть и свои дети, о которых хочется заботиться. У нас пословица «Быть студентом Острожской Академии — это диагноз», ни у кого — ни у студентов, ни у преподавателей — не вызывает никакого сомнения.

Для меня это то же, что сказать: быть украинцем — это диагноз. У меня в сердце существуют две страны. Государство — Украина, которое я люблю, уважаю, несмотря ни на какие неурядицы и проблемы, и родина — Острожская Академия, без которой я не представляю своей жизни. Здесь господствуют другие законы, здесь совсем другие люди, счастливые, всегда улыбающиеся и приветливые. Учась в этих стенах, я понял одну очень важную для себя вещь: Острожская Академия и все, чего здесь достигли студенты и руководители университета, — это реально существующий пример того, в каком направлении следует идти Украине.

Я — элита! Сегодня я уверен в этом на все сто процентов, потому что имею уникальную возможность наблюдать собственными глазами то, как мой университет всего за несколько лет из пустого места превратился в самое мощное образовательное заведение в регионе. Иногда кажется даже, что здесь, в университете, мы опережаем время, как будто то большое государство Украина отстает от маленькой Академии в своем развитии, образованности и культуре своих граждан, а главное — в неисчерпаемом желании менять мир к лучшему. Каждый, кто хоть раз посетил наш университет, может с легкостью в этом убедиться. Здесь всегда делают ставку на будущее, а будущее — это мы, студенты. На нас надеются, нам нести ответственность не только за самих себя, но и за судьбу Украины. Острожская Академия для меня — это несколько строк стихотворения неизвестного автора из академической книги отзывов, которые я всегда помню, и в которых каждый из нас, студентов, чувствует свое собственное содержание, свою мелодию чувств к родной Alma mater.

5. Мне нравится познавать мир. Никогда не стою на месте, стремлюсь попробовать себя во всем, будь то общественная деятельность или журналистика, баскетбол или поэзия, занятия в хоре или писательство. Иногда тайком слышу о себе — «всесторонне развитый человек, ходячая энциклопедия, белая ворона...». Конечно, приходится слышать и другое: какие-то сетования, зависть, попытки запятнать. А я не обижаюсь, понимаю, что это жизнь, она сегодня жестока и безжалостна к тем, кто каждый день не задумывается над собственным будущим, даже более того — к тем, кто не хочет или не знает, как его, это свое счастливое будущее, строить. Вокруг всегда много людей. Приходится видеть, как когда-то перспективные молодые люди разочаровывались в своих силах, бросали все на полдороги к успеху, становились не похожими на себя. Иногда думаю, а кто же в этом виноват — государство, политики, воспитание? Виноваты, конечно, они сами. Просто жаловаться у нас все умеют, а вот выстоять в беде и сложных испытаниях судьбы, оставить позади боль и переживания, стать на ноги и смело, несмотря ни на что, идти вперед — таких единицы. Если бы таких людей было больше, может, и жили бы мы лучше... А я кузнец своего собственного счастья, я сам владелец собственной судьбы — это мой жизненный принцип. А еще я верю в то, что иногда стоит не побояться пойти против собственной гордыни и сделать один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

«ИЗ ГАЛИЧИНЫ... — ЭТИМ ВСЕ СКАЗАНО»

Олег КРИКАВСКИЙ, студент правового факультета; IV курс:

1. Без какой-либо нотки неискренности могу сказать, что самым большим толчком к активной позиции в жизни было поступление в Острожскую Академию. Я с ПЕРВОГО класса мечтал стать юристом, готовил себя к этому. Но где-то в старших классах окружающие меня люди начали акцентировать внимание на том, что в нашей стране невозможно поступить без связей, и вообще образование получает тот, кто богаче, а не умнее. И каким же было мое счастье, когда я все-таки стал студентом правового факультета легендарного вуза! По результатам тестирований, я занял первое место среди поступающих … А закончил я обычную школу в провинциальном городишке. Это было чудом и могучим толчком к новым успехам.

2. Свои корни моя семья ведет из Галичины — этим все сказано. Около 90% всей семейной библиотеки составляют книги, так или иначе связанные с историей Украины. Моими первыми прочитанными произведениями стали «Олексій Корнієнко» Андрея Чайковского (исторический роман о временах казачества), «Исторія України-Руси» Николая Аркаса. Мой отец, Крикавский Григорий Иванович, впервые в Здолбуновском районе поднял сине-желтый флаг в 1990 году на предприятии, где он работает. Правда, тогда флаг сняли, но ненадолго…

Одним из самых ярких воспоминаний детства является то, когда мы в семейном кругу изучали украинские народные песни.

3. 1. Иван Багряный «Тигролови»; 2. В. Симоненко. «Ти знаєш, що ти людина? «: Сборник поэтических произведений; 3. В. Малык «Горить свіча» (исторический роман о временах Киевской Руси ); 4. Томас Мортон. «Размышления наедине» (книга очень интересно ко мне попала. Подарил мне ее преподаватель Института св. Павла в Оттаве, Канада. Сама же книга была издана во Львове); 5. Э. Л. Войнич. «Овод».

4. Острожская Академия для меня — это центр образованности и дух легенды. Это не просто вуз, это сгусток украинства. Это стены, которые дышат древностью и славой; это люди, умеющие ответить на вызовы современности.

5. У меня есть приятная новость — уже с февраля буду иметь возможность стажироваться в Верховной Раде Украины. У меня уже есть подобный опыт работы в канадском парламенте, думаю, что этим самым судьба преподнесла мне прекрасный подарок. А в августе имею приглашение посетить Конгресс США (собственно, на эту поездку и планирую направить именной грант от газеты «День», если, конечно, мне повезет). Поэтому ожидаю, что этот год должен стать для меня преисполненным новых впечатлений!

УКРАИНА — В МОРЩИНАХ ЛИЦА ПРАБАБУШКИ...

Яна КУТЬКО, студентка гуманитарного факультета, специальность «Документоведение и информационная деятельность», редактор газеты «Острожская Академия»; II курс:

1. По мнению психологов, сознание у человека начинает формироваться в возрасте четырех — пяти лет. Осознание «я — есть» приходит быстро и естественно. А вот на то, чтобы понять, «кто я есть? «, идет вся юность, а иногда и вся жизнь.

Личность, индивидуальность не складывается по воле случая, каким-то одним фатальным событием в жизни или его последствиями. Этот процесс больше напоминает то, как вода и ветер вытачивают на скале из морского побережья дивные рельефы: день за днем главную роль играет каждая капелька воды и каждое дуновение ветра. Каждый штрих такого рельефа — шрам, от которого не избавиться никогда.

Что меня выточило?

Верить в добро, в людей и мечтать меня научили сказки, которые папа с мамой читали мне по очереди каждый вечер. Видеть красоту меня научила природа Полесья (лето моя семья всегда проводила на родине родителей — в Шацком заповеднике, на озере Свитязь). Слышать красоту меня научили папа-меломан и учительница в музыкальной школе. Воплощать увиденное и услышанное в какую-то форму (слова, ноты) мне помогло гимназическое образование, мои классный руководитель и учитель музыки. Переломным моментом был, вероятно, тот, когда я научилась читать. Пошли книги, книги, книги… самое большое удовольствие мне приносила украинская поэзия, хотя, по сути, не брезговала ничем. То была какая-то болезнь: читала запоями, несмотря на предостережения родителей, что чтение в три часа ночи может испортить зрение.

Стремление стать журналистом, скорее всего, вселило в меня телевидение: образ авантюриста, опытного знатока абсолютно всего, которого везде ждут приключения и победы, рискованного игрока с судьбой, пропагандируемый кино (сознание неразборчиво — оно впитывает в себя абсолютно все, что способно услышать, увидеть или почувствовать) был таким привлекательным. Закрепили это стремление и подвели под него какую-то более-менее реальную базу (журналистика — это совсем не то, что ты думаешь…) гимназические курсы журналистики и первый преподаватель Валентина Штынько.

Подножки судьбы, неправильные дороги и повороты «не туда» также научили меня многому: не верить никому и потом в отчаянии понять, что права была Астрид Линдгрен, говоря, что лучше быть 10 раз обманутой, чем никому не доверять. Быть холодной и колючей, чтобы испугаться и понять, что лучше все-таки быть счастливой. Пытаться подстроиться под обстоятельства, свыкнуться с какими-то мыслями, и в конце концов прийти к выводу, что мир не стоит того, чтобы ради него терять себя.

Сейчас я знаю, кто я есть. Но не скажу. Не хочу обманывать — ведь через 10 минут я уже буду не такой. Слава Богу, я еще не стою на месте.

2. В принципе, нет. Но такие темы никогда и не замалчивались. Моя мама очень любит украинскую музыку, как современную, так и народную, хорошо обработанную.

Об Украине, ее обычаях и традициях я много слышала от прабабушки по маминой линии, очень любила разговаривать с ней, узнавать что-то для себя совсем новое, посещать ее старую хату, в которую, чтобы войти, нужно было поклониться. У меня и сейчас иногда, при слове «народ» или «Украина», вырисовывается перед глазами улыбающееся, доброе, все в морщинах лицо прабабушки.

3. 1. Библия; 2. Поэзия (чаще всего — это «Избранное» или «Маруся Чурай» Лины Костенко, но порой на моем письменном столе на дольше остаются и другие поэтические книги: «Мовчання адресоване мені» или «Солом'яна стріха Вітчизни» Василия Слапчука. Это ситуативно). 3. Проза. «НеРви ланцюга. 25 есеїв про свободу.»; 4. Психология. Сейчас это «Бегущая с волками» Клаудии Пинколы-Эстесс. Эдакий талмуд «женский архетип в сказках и мифах»; 5. Какое-нибудь энциклопедическое издание, типа «Все о…». Сейчас я бы поставила на это место «Украинскую мифологию».

4. Шанс. Достичь того, к чему я стремлюсь. И дом. Потому что здесь я знаю, что мне делать, кто я есть и кому я нужна.

5. Что-то обо мне? Я люблю учиться. На ошибках, на парах, на... считаю, что если где-то и есть единственный корень, из которого прорастают все беды, — то это исключительно нежелание учиться, узнавать что-то новое о себе и о мире, который тебя окружает, меняться, расти. Если расценивать безопасность за счастье (т.е. ту безопасность, которой является неизменность: мол, я не хочу ничего менять, пока не буду знать точно, какой буду после того...), то такой ценой ее и получаешь.

ЯЗЫК, ТРАДИЦИИ, КРЕЩЕНИЕ

Лина ОСТАПЧУК, студентка факультета иностранной филологии; IV курс:

1-5. По обыкновению, младшие дети в семье — любимцы родителей. Им уделяют больше внимания, заботы и любви. Я в семье — младший ребенок, но в связи с тем, что родители были всегда на работе, моим воспитанием занималась старшая сестра. Поэтому в своем онтогенезе я миновала ту стадию, на которой дети кромсают книги, разрисовывают стены и любимые куклы. У меня на такое не хватало времени — мы играли в «серьезные» игры — «Дочки-матери», «Больницу», «Школу». Мы читали (вернее сестра читала, а я в своем воображении рисовала живые картины) «серьезные» книги — «Айболит», «Герои Эллады» и «Робинзон Крузо». С друзьями моей сестры, а таким образом и с моими, мы пытались следовать Ивану Реню и Павлуше Завгороднему, двум отважным тореадорам из Васюкивки. Метро под свинарником мы, конечно, не копали, но в кукурузном поле таки потерялись.

С того времени моей любимой книгой и остаются «Тореадори з Васюківки» Всеволода Нестайко. В целом топ-пятерка любимых книг выглядит так: 1. «Тореадори з Васюківки» Всеволода Нестайко; 2. «Игра в бисер» Германа Гессе; 3. «Друга стать» Симоны де Бовуар; 4). «Менингит» Юрия Тарнавского; 5. Поэзия Лины Костенко.

Хотелось бы немного объяснить свои литературные пристрастия. С лидером пятерки как будто все понятно — с «Тореадорами» связаны самые яркие детские воспоминания.

Герман Гессе в своей книге «Игра в бисер» ставит простой вопрос: «Что нужно делать, чтобы достичь вершины?» Ответ такой же простой: «Работать». Работать ежедневно и так тщательно, как будто создаешь огромную картину из капризного бисера.

Феминистка Симона де Бовуар указывает путь женщинам, которые к этому стремятся, как почувствовать себя не «вторым», после мужчин полом, а быть на равных с ними. Общество поработило женщину, она же может освободиться от этого, если только захочет.

Прозу Юрия Тарнавского я открыла для себя недавно. «Менингит» — это эксперимент стиля, это — глубина мысли. Украина еще познает этого автора. Я же для себя его немного открыла. То, что я увидела — поразило.

К поэзии Лины Костенко я возвращаюсь каждый раз, когда не могу найти ответ на банальности. А ее лирические и сильные стихотворения открывают глаза на то, что я не первая, кого волнуют вопросы красоты, любви, разочарования и патриотизма.

Вопросы патриотизма сейчас волнуют меня особенно. Возможно, это в связи с тем, что патриотическим воспитанием в моей семье никто не занимался. Хотя я считаю, что патриотизм моих родителей состоял хотя бы в том, что они не дали мне имя в честь великой революции «Октябрина», или «Владлена» — в честь ее проводника. Патриотизм заключался в том, что мы разговаривали исключительно на украинском языке, что следовали украинским традициям и были крещены в церкви.

Теперь ситуация изменилась. Наступило наше с сестрой время приобщать родителей к украинской культуре, отыскивать то самое лучшее и самое важное, что есть сегодня в Украине.

Одной из таких ценных для меня находок стала Острожская Академия. Мне кажется, что маленький город Острог на всех географических картах мира необходимо отмечать как островок просветительства, молодости и дружбы. Таким этот город делает Острожская Академия. Если это правда, что наш дом там, где осталось наше сердце, то мое место на Земле (как и многих тысяч, знакомых с Академией) где-то посреди этих аудиторий, уютного парка или на самих ступенях Академии. Для меня Острожская Академия — это место, куда я всегда буду хотеть вернуться.

Известно, что лучше всего человека можно увидеть через его друзей. Поэтому скажу только, что недавно я открыла для себя ПЛАСТ, Национальную Скаутскую Организацию Украины. Ее члены — это веселая, оптимистическая и активная молодежь, которая не боится жизненных препятствий. Пластуны верующие и религиозные, они полезны для общества, поэтому и являются примером в жизни. Настоящий пластун — это человек, о котором вы можете подумать: «Я хотел бы, чтобы мои дети были такими!» Я с гордостью называюсь «пластункой»! Мне нравится весело и содержательно проводить свободное время, а в настоящих испытаниях находить настоящих друзей.

«СТИМУЛ ЖИТЬ»

Татьяна ПОПОВА, студентка факультета иностранной филологии; IV курс:

1. На становление меня как личности, наверное, больше всего повлияла моя мать. Она научила меня искренности, честности, и — самое главное — быть доброй к людям — даже если они делают больно, прощать обиды. Быть добрым в ответ на добро — легко, трудно отвечать добром на зло. Позже эту идею непротивления злу добром я встретила у Льва Толстого, а Достоевский близок мне своим ощущением Бога, высокой духовностью. Библию, к сожалению, прочитала только в возрасте 18 лет. Однако именно эта книга, которую я считаю Книгой Всех Книг, и стала твердыней моего я. Сковорода, Украинка, Достоевский, Булгаков, Толстой — каждый по-своему вложил в мою душу частицу прекрасного, но именно Библия стала для меня синтезом вечных ценностей, моим ориентиром.

2. Для членов моей семьи патриотизм — это прежде всего любовь к народу, живущему на этой земле.

Мой дедушка по маминой линии родом из Житомирщины, у него фамилия даже звонко-полессская Воробей, а бабушка родом из Запорожья — настоящая казачка. Примером их патриотизма может быть уже хотя бы то, что я свободно общаюсь и пишу на украинском, хотя до семи лет не знала ни одного слова. Они научили меня этому прекрасному языку, и школа, в которую меня записали, была украинская. Я родилась на Севере России, и мой отец — россиянин, и разве это не диковина, что сегодня я полностью отождествляю себя с Украиной, ее народом, языком, искусством, землей и цветами?! И если я становлюсь духовно богаче, то это только благодаря душевной красоте людей вокруг меня, являющихся украинцами. В моей семье патриотизм не «шовинистически-лозунговый», а основывается на любви к людям вообще. А Украина, как часто говорит моя мать, — это колыбель неистребимой высоты человеческого духа.

3. Библия (вне рейтинга); 1. Г. Маковий. «Народ у народних святах»; 2. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; 3. Л. Украинка. «Поезії» («Одержима»); 4. Ф.М. Достоевский. «Произведения» («Идиот», «Братья Карамазовы»); 5. А. Солженицын «Архипелаг Гулаг». Острожская Академия для меня — это школа жизни: как держаться на плаву и в то же время не терять свое человеческое лицо. Острожская Академия — это мой второй дом, куда мне всегда радостно возвращаться. Острожская Академия — это место, где я счастлива.

4. Острожская Академия — это оплот духовности и подвижнического труда. Острожская Академия — это часть моего естества. Острожская Академия — это и моя мама, и папа, и братья, и сестры...

5. На мой взгляд, человек счастлив, когда он осознает, что он нужен людям. Это дает ему стимул жить и двигаться вперед. Для меня это так. Однако моя жизнь держится все-таки на вере — на вере в справедливость, в красоту человеческой души, в то, что человек пришел в этот мир, чтобы привнести свою частицу добра. На вере в Бога. Именно вера дает человеку возможность быть сильным при любых обстоятельствах в жизни.

P.S. Сегодня в Острожской Академии пройдет церемония награждения победителей конкурса на получение стипендии главного редактора «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать