Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Расшифровать смыслы истории

27 марта, 00:00

Начало на 1-й пол.

И вот «День» наконец в Черниговском государственном педагогическом университете имени Тараса Шевченко (ЧГПУ). Здешнее студенчество формируется в условиях огромного исторического значения черниговской земли, которая в свое время была культурным центром Киевской Руси.

— В поездках по Украине я часто вижу как в различных регионах отмечают десятилетие основания области. Хотя стоит отмечать тысячелетие истории украинских городов. Чернигов — это и есть история. История очень древняя, очень большая, очень драматичная, которую еще предстоит постигнуть всей Украине», — отметила Лариса Ившина во вступительном слове перед студенческой аудиторией.

Спасо-Преображенский собор XI века, Елецкий Успенский монастырь также XI века, Пятницкая церковь XII века и другие многочисленные древние святыни Чернигова создают неповторимый дух города и желание исследовать историю своего края. Об этом свидетельствует стабильный читательский интерес местной публики к газете «День», которая уже давно прославилась как «историческое» издание. Кстати, в 2005 году именно Черниговщина своеобразно откликнулась на издательский проект газеты «День» «Украина Incognita». При инициативе Виктора Тканко в издательстве «Чернігівські обереги» увидел свет историко-краеведческий альманах «Чернігівщина incognita» как ответная поддержка нашему изданию.

Местные средства массовой информации также включаются в черниговский исторический дискурс. Владимир Коваль, редактор Черниговской областной государственной телерадиокомпании, работает над несколькими тематическими радиопрограммами, посвященными прошлому Черниговщины. В частности, рубрикой «События. Факты. Имена» и «Историческим календарем Черниговщины».

— Мы рассказываем об интересных личностях, которые в советские времена были преданы забвению, о событиях, которые в свое время скрывались системой, — уточняет Владимир. — Работаем с архивами, приглашаем на наши программы ученых, краеведов, интересных гостей, которые приезжают в Чернигов. Конечно, работаем с литературой. Благодаря государственной книгоиздательской программе у нас постоянно появляются краеведческие книги. И в целом книгоиздательская программа именно на Черниговщине реализуется очень хорошо, даже несмотря на мизерные средства, которые на это выделяются.

А «Дню» представился ценный случай прислушаться к мыслям наиболее прогрессивной части общества Черниговщины — студенчества.

В 2006 году Черниговский государственный педагогический институт имени Тараса Шевченко отметил свое 90-летие. Основанный в 1916 году как учительский институт, он большую часть своей истории «прожил» в Советском Союзе. В 1950-х годах высшая школа получила новый корпус, в котором работает и сейчас.

— Университетом мы стали в 1998 году. Сегодня у нас восемь факультетов, самый младший из которых — филологический. Но традиционно наш Университет был мощным в «точных» дисциплинах, — короткий экскурс в историю черниговского центра педагогического образования нам устроил проректор по воспитательной работе Анатолий Тимошенко. — Знаковой фигурой для нашего учебного заведения был Виктор Николаевич Костарчук, который в течение почти 30 лет был здесь ректором. Этот человек создал очень мощную школу математики. Без лишнего пафоса скажу, что в 1960—1970-е годы в нашем заведении была одна из самых мощных школ математики в СССР (если принимать во внимание педагогические вузы учебного характера). Тогда мы гремели на весь Союз. Знают ли об этом студенты? Во всяком случае физмат — точно знает. Хотя, в 80-х мы, к сожалению, несколько растеряли этот потенциал...

Преподаватели Черниговского университета приобщились к разработке общеукраинских стандартов для перехода на Болонскую образовательную систему. Анатолий Тимошенко рассказывает, что еще с начала 80-х годов на химико-биологическом факультете была введена кредитно-модульная система (конечно, в авторской трансформации), по существу являющаяся основой Болонской системы. Поэтому здешних преподавателей можно считать педагогами-новаторами. Важно, что к обсуждению деталей перехода к европейской образовательной системе привлекаются студенты. По словам третьекурсницы Ирины Брынзы, которая входит в состав студенческого парламента, самоуправление имеет право голоса.

Одним словом, университет живет своей жизнью. Сюда часто заезжают интересные гости разного, так сказать, «калибра»: от поэтов — до первых леди (в свое время здесь побывала Екатерина Ющенко). Всех гостей здесь принимает светлый и просторный читальный зал университетской библиотеки. Ее директор Анна Макарова рассказала «Дню», что на базе библиотеки вскоре будет создан региональный экологический информационный центр. Уже сегодня здесь есть довольно большая база специализированной литературы и периодики. К тому же, руководство заведения часто приглашает на встречу со студентами местных экологов. А отныне студенты ежедневно «встречаются» здесь с лучшими авторами, фотокорреспондентами и карикатуристами «Дня», также с Оксаной Пахлевской, Иваном Дзюбой и Анатолием Свидзинским. Ведь во время встречи Лариса Ившина подарила университетской библиотеке полный комплект «Библиотеки газеты «День», а также книги «Ave, Europa!», «Спогади і роздуми на фінішній прямій», «Синергетична концепція культури».

В читальном зале было негде ступить. Сюда съехались преподаватели и студенты трех высших школ Черниговщины. Кроме Черниговского педагогического университета, также Черниговский государственный институт экономики и управления и Черниговский государственный технический университет заполнили зал до отказа. А временной промежуток почти в три часа был заполнен содержательными и интересными вопросами как от студентов, так и от преподавателей.

«Дню» важно, что во многих регионах страны он имеет своих идейных партнеров и многолетних авторов. Тамара Павловна Демченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии Украины ЧГПУ — одна из них.

— Мне кажется, что газета и ее библиотечный проект — вещи уникальные в словарном значении этого слова, то есть редкое, исключительное, единственное в своем роде явление, — тепло обратилась к аудитории Тамара Павловна. — Для этой газеты характерна системность в освещении важных явлений нашего прошлого, сегодняшнего дня, нашей духовной жизни. Эти темы поднимаются не ради галочки в отчете и красного словца. Они развиваются из номера в номер. В частности, тема Голодомора, которую по газете «День» можно изучать. Очень хорошо, что Лариса Ившина не стала ждать, пока пройдет 10, 20, 120 лет, пока эти материалы будут использовать для написания диссертаций и различных сборников, а сама решила собрать их и издать такими нарядными книгами.

Среди аудитории оказались даже те, кто помнит презентацию книги «Украина Incognita» — которая дала и начало, и имя серии «Библиотека газеты «День». Людмила Зиневич, заведующий кафедры украиноведения Черниговского государственного института экономики и управления, вспоминает 2002 год:

— Тогда я была еще аспиранткой и для меня прочтение книги «Украина Incognita» стало расширением мировоззрения и вообще взгляда на нашу историю. Как языковед, я благодарна газете «День» за то, что она стала одной из самых первых украиноязычных интеллектуальных изданий.

Видимо, не случайно студенческая читательская конференция «Дня» «Формирование исторической памяти молодежи» прошла в день, когда родился Иван Мазепа. «День» совместно с Музеем истории Украины объявил 2009 год Годом гетмана, а 20 марта в храмах и церквях Черниговщины молились за гетмана Мазепу.

— Мы — свидетели больших сдвигов в общественном сознании, — считает Лариса Ившина. — Ведь не так давно Ивана Мазепу упоминали в контексте анафемы.

Научить молодежь правильно истолковывать историю и связывать ее с процессами сегодняшнего дня — задача не для «дубовых» школьных учебников. Более того, они, к сожалению, часто вызывают у молодежи отторжение. Речь идет о потребности в более «мобильном» подходе к историческим знаниям.

— Актуализированная история никого не оставляет равнодушным, — отметила Лариса Ившина во вступительной речи во время встречи. — Нельзя воспринимать историю исключительно как архивные знания. Поэтому «Библиотека газеты «День» — это «быстрая кавалерия», приходящая к читателю с ответами на наиболее актуальные вопросы.

Общение в формате вопрос-ответ с черниговским студенчеством и преподавателями доказало, что актуализированной нашу историю, прежде всего, делает наша современность и интерес к глубинным причинам наших поражений. А газета «День» и серия «Украина Incognita» выполняют важную миссию, прослеживая и подчеркивая эту связь, делая его видимым и осязаемым.

Право первого вопроса к главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной студенты уступили декану филологического факультета ЧГПУ Станиславу Пономаревскому.

— Вопреки известному тезису, в Украине всегда были свои пророки. Почему, на ваш взгляд, для страшной темы Голодомора мертвые выбрали Джеймса Мейса, американского пророка? Почему своего не нашлось?

— Я думаю, что в этом нам не стоит чрезмерно себя винить, — ответила Лариса Ившина. — Хотя личная история Джеймса — это тема для очень интересного фильма, который в Украине пока что никто не снял. У Джеймса при жизни даже не было ни одного полноценного эфира на украинском телевидении. А Чернигов, кстати, был одним из тех немногих городов, куда его приглашали и где он имел трибуну. Несмотря на власти и режимы, всегда есть люди совести и поступка, делающие свое дело. Приехав в Украину, Джеймс сразу поставил диагноз нашему обществу: постгеноцидность, что, в частности, означает глубокую психическую травмированность. Украина была чрезвычайно поражена. Кое-кто писал об этом уже тогда (достаточно вспомнить Ивана Багряного и Василя Барку), но на то время не выросло поколение, готовое понять факторы, вызвавшие эту трагедию. Страна тогда жила в совершенно другом измерении. Постгеноцидность нужно лечить — любовью, теплом, терпением, усилиями, социальным благополучием. А этого в государстве почти нет. Поэтому борьба за умы и правду продолжается. Для того, чтобы победила правда, необходимы серьезные политические успехи государства, находящегося сейчас в очень сложном положении. Совестливая часть общества любит свое государство и в поражении, и в успехе, а вот обыватель, как правило, любит очень успешные государства... Поэтому за свой успех тоже нужно бороться. Джеймс понял такие вещи, до которых нам сейчас необходимо очень быстро дорасти — чтобы воспитывать хороших историков, философов и просто хороших граждан. Если мы сами о себе не позаботимся, то никакие добрые люди из другой части света этого не сделают. Никто, кроме нас.

Тема Голодомора звучала и в студенческих вопросах. Святослав Черненко, студент четвертого курса физико-математического факультета спросил:

— С конца 1990-х годов мы говорим о смене индустриального общест-ва на информационное. Для нас информация столь же важна, как вода, воздух, еда. Почему в средствах массовой информации сегодня так мало хороших новостей? Мы говорим о Голодоморе. Но может ли эта тема поднять наш национальный дух? Неужели нет хороших новостей, которые бы нас мотивировали и помогали нам расти?

— Темы Голодомора мы не можем избежать, потому что это будет нашей изменой памяти миллионов, погибших во время искусственно организованного голода, — констатировала Лариса Ившина. — Вопрос лишь в том, как об этом говорить. Во время мемориальных дней в ноябре прошлого года я настаивала на том, что наиболее целесообразно было бы вести дискуссию, в первую очередь, о причинах этой катастрофы. Какие ошибки были допущены тогдашними политиками? Национальную историю можно усваивать разными дозами. Конечно, для людей, которые не могут сразу «поднять» всю правду, нужно заготовить меньший вес.

К сожалению, в нашей истории есть много тем и вопросов, которые можно назвать непростыми и ответ на которые не может быть однозначен. Почему Украина не пошла путем Польши после 1991 года? Этот аспект скорее внутренней, нежели внешней политики Украины заинтересовал студента четвертого курса филологического факультета Ярослава Гладкого. Он считает, что украинская культура в действительности всегда была очень близка к польской, а потому украинское отставание ему кажется не совсем логичным.

— Первый посол Польши в независимой Украине Ежи Бар сказал, что, по его мнению, Украина была значительно ближе к «центру поражения», чем его страна. Поляки объединились вокруг Пилсудского по одному очень простому принципу: все они — поляки. Поэтому Буденный остановился на Висле. А Украина вместо этого получила два Голодомора. У наших западных соседей — единая церковь, единый язык, и в 1990-х у них имел чрезвычайно высокий авторитет Иоанн Павел II. В Украине же политические лидеры, вышедшие из лагерей, были не готовы к вызовам, представшим перед молодой украинской государственностью. Для Украины путь Польши был реальным. Собственно, он реален и сегодня, но для того, чтобы идти по нему, следует приложить очень много усилий, так как есть такое ощущение, что мы до сих пор не вырвались из «красного круга».

Надеемся, книга «Войны и мир, или Украинцы — поляки: братья/враги, соседи...», подаренная Ярославу главным редактором «Дня», даст студенту исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Тема, актуальность которой дамокловым мечом висит в воздухе, — это отношения с Россией. Вопрос: «Так мы союзники или соперники?» — сформулированный студенткой-первокурсницей Марией Гребенюк, интересует многих украинцев. Во всяком случае, тех из нас, кто задает глобальные вопросы по крайней мере себе. Разумеется, однозначность никогда не была присуща российско-украинским отношениям...

— Мы с Россией выступаем в разных образах. Конечно, мы соседи. Мы очень близки этнически, хотя ментально между нами немного общего, — объяснила Лариса Ившина. — Сейчас мы идем разными дорогами, что обусловлено исторически. Вспомните, украинские города имели Магдебургское право — основу упорядочивания, характерного для Европы. И границы Магдебургского права — это границы Украины и России. Мы все хорошо понимаем, что традиция царизма коренная для наших соседей. Можно сказать, что мы правы в своих исторических убеждениях, но достаточно ли мы эффективны? За последнее десятилетие телевидение и пресса «раскормили» (в смысле внимания) политиков до невиданных размеров. Не общественные интересы обсуждаются в эфире, не проблемы реформы земли и сельской медицины. Пока мы проедаем время и делаем ошибки, Россия не дремлет.

Людмила Зиневич спросила о целесообразности формирования национально-патриотических мифов для воспитания молодежи: «Сегодня среди историков продолжается дискуссия: нужно ли идеологизировать историю? Стоит ли формировать национально-патриотические мифы для воспитания нашей молодежи? А как вы считаете?»

— Я действительно хочу, чтобы украинская история стала питательной средой для жизни и развития украинцев. Ведь в нашей истории мы можем найти примеры не только мужественности, но и высоты духа, интеллекта, характера, красоты. Нам нужно осознать причины наших катастроф. А сладкие мифы появляются от недостаточной мужественности, — рассуждает Лариса Ившина. — Необходимо понять худшие черты собственного национального характера. И с этим пониманием ориентироваться на движущуюся впереди часть общества. В прошлом веке мы потеряли огромную часть умственного и духовного потенциала, но посмотрите, как быстро Украина показывает признаки жизни! Поэтому рецептов три: время, терпение, а главное — усилия.

Вопрос, являющееся, кстати, следствием существования исторических мифов, задал студент третьего курса психолого-педагогического факультета Евгений Витвицкий:

— Вы вспоминали известных людей из нашего прошлого, связанных с историей Украины. Почему мы забываем о временах Киевской Руси, о наших князьях. Неужели слово «Русь» настолько пугает нас, что мы забываем об этой части истории?

— А почему это слово должно нас пугать? Наоборот, оно должно нас очень радовать, потому что Русь — это мы. Хотя Русь — это не только украинцы, но именно наш народ является ее сердцевиной, — уверила студента Лариса Ившина. — Так глубоко погружаться — это роскошь для историков и ученых. Хотя актуализированная история непременно должна использовать эти знания. Историческая память — это коллективный продукт. Усилия историков должны быть объединены с усилиями государственников. Воспринимать историю и гордится ней намного проще, когда для тебя в любой момент открыты двери в гостеприимную и чистую больницу... Олег Скрипка, адаптировав принцип фен-шуй к нашей действительности, советует: чтобы упорядочить хаос в стране, первое элементарное правило — надо убрать. Потому что все места, где творилась наша великая история засыпаны мусором. Мы можем гордиться Киевской Русью или любым другим историческим периодом, но наш мусор убирать нам. И никакой Мономахович этого за нас не сделает. Не может быть великая история и зачуханая страна.

Все эти вопросы могут быть подводкой к главному (во всяком случае в этой, преимущественно студенческой аудитории) вопросу четверокурсницы Инны Шкляровой:

— Что вы вкладываете в понятие «потерянное поколение»? Можно ли современную украинскую молодежь считать потерянной?

— Те поколения, которые ставят перед собой амбициозные цели, но по каким-то причинам не могут их достичь, уже не могут называться потерянными, — убеждена Лариса Ившина. — Потерянное поколение — это то, которое ничего не хочет или соблазняется дешевым, с точки зрения ценностей, способом жизни. Будет ли молодое поколение потерянным зависит первоначально от общества, которое в нашем случае — дезориентированное. Автоматически молодежь другой не станет — если она кипит в этом, часто ядовитом вареве. Впрочем, если у вас нет умного собеседника, это не значит, что вы, зайдя в библиотеку, не можете «поговорить» с Чаадаевым или Франко. А это уже зависит исключительно от вас и ваших личных индивидуальных усилий.

Подтверждением этих слов может быть история Ларисы Ившиной, которой она поделилась в ответ на вопрос: «Как к творческой личности: откуда вы черпаете свое вдохновение?» (Игорь Хоменко, третий курс исторического факультета).

— На каждом этапе моего пути мне встречались фантастические люди. По сути, я — одиночка, индивидуал. Я ребенком рыдала, когда меня пытались затянуть в ясли, отказывалась ходить в садик. Коллективные формы «творчества» меня не интересовали, — поделилась воспоминаниями главный редактор «Дня». — Мои дед и баба были людьми, которые воспитывали своих шестерых детей из-за воин, разрухи и человеческих страданий так, чтобы они минимально зависели от государства. Это первый и очень важный урок: вы должны быть воспитаны как «морские пехотинцы»: где бы вы ни были, вы должны уметь сами о себе позаботиться. Во-вторых, у меня была прекрасная школа, в которой нас любили. Свою первую учительницу я вспоминаю с очень большой благодарностью. Полина Федоровна Аксенова (к сожалению, покойная) очень мной гордилась. После школы я еще два года поработала на стройке маляром-штукатуром при том, что школу я закончила с золотой медалью. Я абсолютно спокойно это воспринимала, потому что, несмотря на свою работу, я очень много читала и росла. А в нашей школьной библиотеке, к счастью, историческая литература была. Я перечитала всего Старицкого. Что характерно, когда я была маленькой, меня тянуло к большим книгам. Помню, как я брала в библиотеке огромное и толстое издание Шекспира. И когда приносила его домой, разворачивала и смотрела исторические хроники. Я практически ничего не понимала, но точно чувствовала, что это что-то великое, чем увлекается весь мир. Это означает построение здоровой системы координат. Не важно, если вы чего-то сейчас не понимаете. Но если мир признал, что это очень важно (ведь цивилизация — это и есть усвоенный опыт самого лучшего), то к пониманию этого нужно стремиться.

Напоследок Лариса Ившина озвучила очень оригинальную формулу — «для личного».

— Все девушки мечтают... Кто о ком, — о принце на белом коне, Ромео... Возможно, сегодня мечты более приземленные или конкретные, но в любом случае просто мечтать — мало. Нужно развиваться. Можно вывести для себя такую формулу: когда Он придет, я должна быть готова...

КОММЕНТАРИИ

Инна ШКЛЯРОВА, студентка психолого-педагогического факультета, 4 курс:

— Проблемы неопределенности молодого поколения очень актуальны, как по мне. Наблюдая за тем, как молодежь решает вопрос своего будущего, я могу согласиться с Лариса Ившиной, которая сказала о том, что каждый должен отвечать за свое будущее сам. Как и за то, будет он «потерянным» или нет. Я считаю, что подобные разговоры со студентами очень важны. Сейчас среди молодежи существует ряд распространенных мифов относительно истории, которые нужно разрушить. Сегодняшняя молодежь, растя, воспринимала искривленную, замифологизированную, заидеологизированную историю. Подобные встречи дают возможность открыть что-то новое, пересмотреть и переосмыслить определенные страницы истории. Помню, раньше я не очень любила историю, мне сложно было ее учить, но со временем, в течение последнего года, она меня очень заинтересовала. Я хочу расшифровать для себя смыслы истории — без мифов, наложенных на нее. Человек в обществе может сам решить вопрос своей потерянности.

Тамара ДЕМЧЕНКО, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии Украины ЧГПУ, автор газеты «День»:

— Я преподаю историю XX столетия. Абсолютное большинство болевых точек истории приходится на этот период. Первая революция, вторая революция — поражения. Провозглашение четырех украинских государств, каждое из которых также потерпели поражение. Провозглашение УССР и опять — включение ее в состав СССР. Дальше — крах национал-коммунизма, Голодомор, коллективизация. Как сказала мне одна наша студентка: «Ваша история очень страшная», на что я ответила: «Я ее не выдумываю, а только интерпретирую, потому что мы, историки, связаны своим профессиональным долгом интерпретировать». Иногда в нашей истории этой боли, крови, ужаса действительно кажется многовато. Но встречаются и яркие моменты. Одна из моих любимых книг из «Библиотеки газеты «День» — это «Апокрифы Клары Гудзик». Она составлена из насыщенных смыслом миниатюр, которые напоминают средневековые миниатюры. Я не большой сторонник церковной истории, но в этой книге столько фигур, столько историй, такой юмор! Все ваши книги вместе с газетой «День» учат бороться, не дожидаясь, пока вода потечет под камень, не дожидаясь доброго господина.

Елена ГРИНЬ, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и археологии Украины ЧГПУ:

— Такие встречи расширяют студенческие горизонты, они помогают почувствовать, что история — это важно и актуально (а не «мертво», не что-то, что они изучают только ради оценок), что все это имеет отголосок в нашем сегодняшнем дне, — ведь без знания истории мы не можем наладить нашу современную жизнь. Я являюсь владельцем нескольких изданий газеты «День». Меня привлекает в них публицистический и одновременно исторический взгляд многих знаковых фигур нашей современности.

Андрей СКРИПЧЕНКО, физико-математический факультет, 5 курс:

— Я изучаю, прежде всего, точные дисциплины, но для меня обсуждаемые вопросы достаточно актуальны. Ваши издания мне интересны как сознательному гражданину, интересующемуся своей историей и своими корнями.

Людмила ЗИНЕВИЧ, заведующая кафедры украиноведения Черниговского государственного института экономики и управления:

— Такое живое общение позволяет сориентироваться нашим студентам в несколько сюрреалистическом мире, ставит моральные и духовные ориентиры. Это путеводитель по национальным ценностям: кого стоит читать, что стоит знать, какие проблемы являются актуальными в нынешнем обществе. Меня поразили студенты — тем, как они чувствуют и какими они видят проблемы современной Украины.

Игорь ХОМЕНКО, исторический факультет, 3 курс:

— Такие беседы очень важны, ведь сегодня мы переживаем тот этап, когда молодежь обязана знать свою историю, осознать новое ее толкование и сформировать собственное видение и собственную гражданскую позицию.

Ирина БРЫНЗА, психолого-педагогический факультет, 3 курс:

— В отличие от телевидения, которое все дает более-менее однобоко, встречи с интересными людьми — это совсем другое. Их нужно устраивать не раз в полгода, а сделать регулярными.

Мария ГРЕБЕНЮК, филологический факультет, 1 курс:

— Я никогда не задумывалась над такими глобальными вопросами... Отныне украинская история стала для меня значительно интереснее.

Своими размышлениями, вопросами и мотивированной позицией студенты уже доказывают, что их поколение не является потерянным. Это может звучать громко, но именно это утверждение можно прочитать «между строк» большинства украинских студенческих аудиторий. Что-что, а понимать их «День» уже научился... Мы убеждены, что временная инвестиция в подобные размышления и дискуссии (именно так называет встречи со студентами Лариса Ившина) обязательно напомнит о себе в будущем — значительными дивидендами общественных изменений.

P.S. В этот же день, 20 марта, в мест-ной черниговской галерее «Пласт-Арт» открылась фотовыставка газеты «День». Репортаж с открытия читайте в следующих номерах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать