«Я читаю «День» потому, что не люблю темноты», —
сказал на открытии фотовыставки газеты народный артист Украины Богдан Ступка
ФОТО Владимира РАСНЕРА,«День»
Среди гостей выделяется в светлом костюме сутулая, интеллигентная фигура Михаила Резниковича, главного режиссера театра им. Леси Украинки. Светлое пятно в темном царстве украинского театрального искусства.
— Что вам нравится в нашей газете?
— То, что это серьезная, глубокая газета, в которой нет дешевизны. Нет с одной стороны клановой тенденциозности, а с другой — желтизны. Главный редактор собрала отличных авторов и в этом ее немалая заслуга. Мне импонирует, что в газете нет разнузданности. Олег Ефремов замечательно сказал, что раньше мы защищали свободу культуры, а теперь нужно защищать культуру свободы. Мне кажется что «День» пытается именно это и делать.
— Вы считаете, это трудно?
— Я считаю, это очень трудно. Потому, что, по сути, мы в своем театре делаем то же самое. Только своими приемами. Главное, что нас объединяет, это борьба с пошлостью.
— Мы победим?
— Очень на это надеюсь.
«Если
сфокусировать «День» — у кого-нибудь
может случиться
солнечный удар»
Импозантный экс-премьер Украины, депутат Евгений Марчук.
— Как вы думаете, что мешает газете «День»?
— Да, в общем-то, ей ничего не мешает. Разве только демпингующие акулы, которых много развелось в океане прессы.
— Вы считаете нас беззащитными?
— Наоборот, я считаю, что вы, как говорил Папанов, бьете аккуратно, но сильно.
— Что газету отличает?
— Высочайший профессионализм. Если газета ведет какую-нибудь тему, она ее раскрывает полностью. Причем делается это не грубо, а деликатно.
— Как вы считаете, взгляд «Дня» на политическую элиту Украины жесткий или беспристрастный?
— Я считаю, он точный.
— Как фотография?
— Нет, все-таки не как фотография, хотя сегодня и прекрасная фотовыставка. «День» старается быть объективным в оценках. Это отражение действительности в зеркале с ровной поверхностью.
— А в Украине много изданий, похожих на кривые зеркала?
— Хватает. Но я бы не обвинял здесь журналистов, а тех, кто принуждает их искажать информацию, тех, кто делает все, чтобы зеркала «кривели». Однако надеюсь, Украина не станет королевством кривых зеркал. Есть, разумеется, люди (я лично их знаю), которым такой подход не нравится.
— Тургенев сказал о сборнике стихов Некрасова: «Собранные в одной книжке, в один фокус — они жгутся». Как вы считаете, «День», собранный в фокус, может обжечь?
— Я думаю, если сфокусировать «День» — у кого-нибудь может случиться солнечный удар. Но кому-нибудь он может и осветить путь.
— Это может быть девизом? Ради этого стоит работать?
— Конечно. Но можно и поздравить коллектив газеты с тем, что он, работая, не обращает внимание на разгул черной компры. Когда вокруг слышна площадная брань — они сумели сохранить спокойный тон. Они выдержали свою линию, но и не изменили чувству меры. Газета освещает разные политические силы: тут можно встретить интервью и с коммунистом Крючковым, и с лидером Руха Чорновилом. Послы многих стран: Китая, Соединенных Штатов, Германии почитают за честь дать ей интервью, это говорит о том, что газета — высокий класс. У них нет никаких коммерческих или клановых интересов, они ни под кого не подстраиваются, значит, их выбор абсолютно объективен. Большую роль сыграло и то, что газета выходит на трех языках. Это адский, технологически тяжелый труд.
— С чего вы обычно начинаете читать нашу газету?
— Сознаюсь, первое, что я смотрю — это карикатуры. Художник Казанский — это художник европейского уровня. Затем «Аукцион событий п. Хвостива».
Мне нравится и в первом и во втором случае, что там не лобовой юмор, а философский, с подводными камнями. Потом, я очень люблю крупные аналитические материалы. Хотелось бы, чтобы их было больше. И хотел бы отметить статьи о духовности Клары Гудзик. Все вместе и создает это уникальное, ни на кого не похожее лицо газеты «День».
«На новые роли «День» меня пока не вдохновил. Буду читать внимательней»
Всенародно любимый актер Богдан Ступка. Как всегда, глядя на представителя прессы, Богдан Сильвестрович сделал очень хитрое выражение лица и, коснувшись диктофона, улыбаясь, спросил:
— И что, работает?
— Могу вытащить и показать батарейки: все новое и качественное.
— Ну, тогда спрашивай.
— Начнем традиционно, как на дружеских застольях: мы вас очень уважаем, а вы уважаете газету «День»?
— Я газет не читаю. Тевье Тевель Менахем спросил Федора: «Что пишут в газетах?», а он говорит: «Да что пишут: «В Одессе — холера, в Кишиневе — погромы» — «О! — сказал Тевье. — И за такие новости еще нужно платить деньги?».
— Но ведь мы же как раз не пугаем читателей.
— Честно говоря, из всех газет я все-таки «День» читаю. Мне даже название нравится. Я не люблю темноты. Кода темнеет, нужно заниматься эротикой или спать. А я люблю светлую часть суток: можно встречаться, заниматься работой.
— На какие-нибудь роли вас «День» вдохновил?
— Такого в моей практике еще не было. Но мало ли?! Буду читать внимательней.
«Политика добралась до обыкновенного человека»
Угрюмо-лохматый писатель Лесь Ульяненко.
— Какую главную задачу, по-вашему, выполняет «День»?
— Он поднимает животрепещущие темы. Как раз для украинской элиты.
— Разве элиту может что-то живо трепетать?
— Еще как! Элита должна и хочет быть в курсе. А потом ее волнует и она сама. О ней тоже в газете много пишется.
— Как вы относитесь к тому, что в газете много места уделяется политике?
— Политика — это жизнь. Более того, — сейчас — духовная потребность. Она пронизывает государственные и общественные органы и добирается до обыкновенного человека, гражданина, который стал осознавать, что может участвовать в строительстве общества. Не так, как это было при Советском Союзе: сгонят быдло в стадо, — давайте, мол, решайте. А чего решать-то — решили все пойти в винный магазин. А сейчас стало доходить: за кого проголосуешь — тот и будет влиять на твою жизнь. Поэтому появилась заинтересованность.
— А вы считаете обыватель уже понял обратную реакцию?
— Еще нет. Но думаю, скоро поймет.
«Дню» остался один шаг до идеала»
Главный «телетабуист» Микола Вересень.
— Расскажите, почему вы здесь?
— Я на самом деле первый, кто видел эту отличную фотовыставку. Тут рядом проходило трехлетие канала «1+1» и я зашел посмотреть, как здесь идет подготовка. Могу сказать, все было очень качественно сделано. К сожалению, это редкое явление. А еще почему я здесь? Потому что мне просто приятно видеть своих коллег.
— То есть вы пришли на тусовку?
— Нет. К тому же я не люблю ни этого слова, ни его содержания. Я не тусовочный человек. Здесь совсем другая атмосфера. Здесь, в отличие от тусовок, люди собрались, и им есть о чем поговорить. Я имею в виду интересные темы.
— Как насчет интересных тем в нашей газете?
— Я газеты редко читаю, но «День» мне нравится. По той простой причине, что эта газета похожа на нормальную газету, такой, как я себе ее представляю. Это не бизнес, это попытка объяснить происходящее вокруг, которое всегда будет идти вразрез с чистой коммерцией.
— Какую из особенностей «Дня» вы бы выделили?
— «День» знает больше того, о чем пишет.
— А другие газеты и знают меньше, и меньше пишут?
— Безусловно, «День» самая информированная аналитическая газета. Проблема в другом: разные газеты представляют разные политические силы. А хотелось бы видеть на первой полосе — одну, на второй — другую.
— Мы стараемся быть объективными.
— Возможно, но бывают варианты, когда очень хотелось бы выслушать объяснения критикуемых. А их часто нет. Хотя все равно нужно отметить, что подобран очень квалифицированный журналистский корпус, и ориентирующийся, и правильно оценивающий ситуацию главный редактор. А насчет популярности, я все-таки сторонник «Таймс», а не «Санд», хотя «Санд» покупают больше. Если устранить тот единственный недостаток, о чем я сказал выше — «Дню» остался один шаг до идеала.
— Постараемся его сделать.
Выпуск газеты №:
№176, (1998)Section
Акция «Дня»