Запрос на человечность
После аншлага в Киеве ХІІ Международную фотовыставку «День-2010» ждут другие города Украины. Первые — Черновцы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101011/4184-8-1.jpg)
«Больше! Больше! Еще! Еще!» — написал один из посетителей ХІІ Международной фотовыставки «День-2010» в книге отзывов. И в самом деле, после общения с гостями фотовыставки понимаешь, что ее недельного пребывания (со 2 по 10 октября) в Украинском доме мало, чтобы проникнуться содержанием фотоснимков и насытиться ими сполна. В этом году на фотоэпопею, своеобразный фотомониторинг жизни страны за прошлый год, по оценкам сотрудников Украинского дома, пришло посмотреть более семи тысяч украинцев: и не только киевлян, но и жителей из других городов. Лишь в первый день, когда было торжественное открытие Фотовыставки и объявление победителей, в Украинский дом пришли 620 посетителей. Почти в три раза больше, по полторы тысячи человек, пришли на выходные. И как отмечают в Украинском доме, это просто беспрецедентное количество посетителей. А значит — интерес людей к самим себе, к обществу растет, потому что выставка показывает Украину такой, какой она есть, и в известной мере — нас самих в разных аспектах.
И хотя имена победителей основных номинаций стали известными еще во время открытия выставки, интрига оставалась за тем, кто же завоюет любовь зрителя. На протяжении недели гости фотовыставки могли голосовать за фотографию, которая, по их мнению, является лучшей. Поэтому, по мнению больше тысячи людей, которые приняли участие в голосовании, приз зрительских симпатий получила работа «Терпеливый» Вероники Борковской. При ней проголосовало 57 посетителей. В десятке лучших работ вошли также работы «Мечты девичьи» Александра Примака, «Без комментариев» Андрея Нестеренко, «Рыжие» Людмилы Гошко, «Без пары» Александра Задираки, «Буковинец» Юрия Черневого, «Пасха» Николая Тимченко, «Вдохновение» Константина Гришина, «Последний урок» Николая Турчина, «Крещение» Евгения Черного и «Забытая мелодия» Константина Бобрищева.
Судя по тем темам, которым посвящено большинство фотографий-победителей, общество ныне чувствует запрос на человечность и доброту. И хотя из того количества людей, которые выбирали по своему усмотрению лучшие фотографии, нельзя говорить об общем настроении всего социума, и все же видно, что интерес к политическим перипетиям отошел на второй план, и теперь общество хочет видеть больше сугубо социальную жизнь. А, чувствуя дефицит гуманности и сочувствия, тянется к детям, животным и всему милому и прекрасному, которые могут это дать.
Немало людей приходило в Украинский дом по нескольку раз, чтобы запомнить каждую фотографию, еще раз посмотреть на любимую фотографию, снять на фотокамеру что-то для себя и просто почувствовать в душе трепетные движения от общения с фото. Да и даже среди тех, кто побывал только раз на Фотовыставке «Дня», нет ни одного, кто бы остался недовольным. Ведь здесь были фотографии на все вкусы и предпочтения, со всех областей жизни Украины и с разным эмоциональным фоном.
Несмотря на то, что впечатления у всех посетителей более, чем позитивные и радужные, им хочется поражаться и удивляться в еще больших масштабах. Но это уже будет в следующем году, когда откроется очередная Фотовыставка «Дня». А пока еще даем возможность увидеть лучшие фотоработы жителям других городов. Ведь ХІІ Международная фотовыставка «День-2010» отправляется в путешествие по Украине. Первый город, где нас жду, — Черновцы. Поэтому ожидайте в гости и следите за репортажами с фотовыставок на страницах газеты.
КОММЕНТАРИИ
Артем ЧУК, экономист:
— Выставка очень понравилась, в частности тем, что здесь представлены разные фотографии разного жанра, как-то социология, природа, люди, явления, бытовые ситуации в интересных ракурсах. Друзья мои, которые собственно меня и пригласили сюда, тоже постоянные поклонники Фотовыставки «Дня», поэтому их эмоции похожи на мои. Нравятся моменты истинности на снимках, настоящие эмоции, особенно они сильны на фотографиях о человеческих трагедиях. Я уже не первый раз на выставке, по-видимому, уже раз пять был. И работ в этот раз очень много, единственное, что плохо — выставка работает только неделю. Например, для моей мамы было очень сложно выделить для нее время, поскольку она шесть дней в неделю работает, и только воскресенье — выходная. И все же она успела забежать сюда хоть на часик, но, чтобы насытиться выставкой нужно, чтобы она длилась хотя бы недели две. Потому что фотографии — интеллектуальные, правдивые и очень сильные. Чтобы их понять — нужно время. Мы заметили, что здесь очень широко отражены все аспекты жизни. В том числе и политика, потому что куда сейчас без нее. Поражают и социальные моменты, а также детские работы, которые предназначены будто не для взрослых, а для того, чтобы разжалобить, напомнить, что много проблем существует, и их еще никто не решил. Выставка дает возможность широко показать те темы, которые взрослым неприятны и которые хотят просто забыть о проблемных местах общества. Но дети не дают этого сделать, поэтому, возможно, нужно было бы побольше именно детских фотографий.
Елена ОПАНАСЕНКО, Мирослава ЗАЕЦ, журналисты:
— Очень много фотографий видели в печатном виде в газете и на сайте «Дня», но это разные вещи, потому что здесь фотографии более реалистичны. И те эмоции, которые автор хотел передать, на газетной странице далеко не такие. О выставке узнали в интернете, а еще читали о ней в журнале «Країна». Хотя первое знакомство с Фотовыставкой «Дня» у нас состоялось во Львове. Было интересно, когда на фотографии «Красивый» мы увидели своего знакомого, при чем долго стояли и смотрели, и потом встретили друга, который подтвердил, что это действительно наш общий знакомый. Очень классная фотография «Неужели до 2042...», будто и ребенок, но все понятно. Еще оставила отпечаток фотография «Не к нам...», где родители ожидают своих детей из города, но те никак к ним не приедут. Может, автор хотел и не это сказать, но мы так прочитали содержание его работы.
Екатерина ПЛАХОНИНА, фотограф Театра на Подоле:
— На выставке газеты «День» я бываю ежегодно, уже пять лет подряд. Впервые узнала о выставке, когда ехала по Европейской площади в автобусе и увидела баннер. Это было, по-видимому, еще на первом курсе. Всегда нахожу здесь очень много интересного, и именно среди репортажной фотографии. Она яркая и вызывает определенные эмоции, чем очень ценная. На этой выставке мне очень понравились фотографии «Человек будущего», «Без пары», просто невероятно красивая фотография, оно задевает за живое. И еще к категории таковых относится «Забытая мелодия». По-особенному задела за живое фотография «Беслан». Похожая фотография когда-то меня затронула очень сильно на «World press foto». Я стояла минуты три напротив фотографии, у меня из глаз текли слезы, я не могла отойти, тогда меня просто развернули и вывели из галереи, чтобы я пришла в себя. У меня живое воображение, у меня было сложное детство, поэтому все фотографии я пропускаю через себя. Иногда это больно, иногда нет, но такого, чтобы не затронуло какую-то струну души, еще никогда не было.
Сергей ОДУЛОВ, член-корреспондент Института физики НАНУ:
— Я прихожу сюда не первый раз, читаю постоянно газету и выписываю ее. Но месяц меня не было дома, и только в пятницу я просмотрел номера «Дня» и прочитал, что воскресенье последний день выставки. Бегом звоню к знакомой и сюда, пока Фотовыставка не поехала по городам Украины. Есть очень красивые фотографии, но среди них не так много потрясений. Замечательная серия фотографий, сделанных в Верховной Раде, она показывает нашу жизнь и жизнь власть предержащих, и кажется, что фотографы будто подсматривали за ними, когда делали съемку. По моему мнению, это успех репортерской фотографии. Есть фотография, где парнишка сидит на мешке с картошкой, так от него же нельзя глаза оторвать. В целом, все фотографии очень удачны, если они искренни.
Ирина ГРИШИЧКИНА, филолог:
— Впервые услышала о выставке от друзей, потом приходила сюда с подружками. И ныне уже здесь третий год, каждый год прихожу, и за неделю — не один раз. И вижу каждый раз что-то новое, что не заметила в прошлые визиты. Но люблю смотреть на фотографии сама, наедине лучше воспринимается. С каждым годом художники становятся все лучшими и лучшими. Очень удачная номинация «Мир глазами детей», она живая, яркая, душевная и очень искренна. Поражает работа «Без «Довженко»...», я читала на сайте об ее истории, это просто крик души автора. Говорить можно много, но каждый воспринимает фотографии на свой лад, а я пытаюсь делать это сердцем и душой.
Евгений ЧОРНЫЙ, обладатель Гран-при ХІІ Международного фотоконкурса «День-2010» за работу «Хрещення»:
— Мое нынешнее участие в Фотоконкурсе газеты «День» — первая с половиной. Раньше я делал попытки подать свои работы, но не складывалось с организационными моментами. Поэтому не ожидал, что мое творчество сразу будет оценено на таком высоком уровне. За такое внимание, доверие и возможность очень благодарен газете «День». В целом работы, которые были представлены на всех фотоконкурсах, выстраивают определенную линию украинской фотожурналистики. Это, определенного рода срез — и срез этот достаточно объемный. На выставке представлено меньше работ фотохудожников, мало альтернативного фото, но это объясняется тем, что есть фотожурналистика, а есть все другое.
Николай СМИЛЫК, обладатель диплома ХІІ Международного фотоконкурса «День-2010» за серию работ «Как по нотам», «Кормилец»:
— Участие в Фотоконкурсе «Дня» я принимаю с 2000 года, то есть уже десять лет. Потому что Фотоконкурс газеты «День» стимулирует фотохудожников сосредоточивать свои силы и творить новые жанры, которых не было на предыдущих выставках. Я хочу предложить, чтобы первая «фотоледи» Украины — Лариса Ившина на следующий юбилейный год организовала «Фотодень Украины». Пусть в этот день все фотожурналисты, фотохудожники выйдут на улицы Украины и фотографируют.
Алексей ФУРМАН, обладатель призов от компании «Кока-кола Украина» за работу «Девушка и дождь» и от уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой за работу «Наша очередь помочь» в номинации «Мир глазами детей»:
— Я уже во второй раз принимаю участие в Фотоконкурсе «Дня» в номинации «Мир глазами детей». В прошлом году я получил один приз, сейчас их два. Фотоконкурс «Дня» — это фактически единственный Фотоконкурс журналистской фотографии, который существует в Украине. И именно здесь можно увидеть такие работы, раскрывающие жизнь украинского народа — как жизнь людей, которые живут в селе, так и жизнь тех, кто живет в большом городе. Здесь есть и события политического характера, акции протеста, культурные и социальные моменты — все, чем может интересоваться каждый фотограф. Поэтому этот фотоконкурс — уникальная вещь, ведь здесь мы видим Украину глазами представителей украинской фотожурналистики. Мне кажется, что для любого украинца важно прийти сюда и увидеть эти работы, ведь это несколько разные взгляды на мир — взгляд простого человека и фотографа.
Владимир ЛУПАЦИЙ, политолог, директор Центра социальных исследований «София»:
— Честная фотография, как и честная журналистика, свидетельствует о том, что ключевая проблема украинской политики — это не полномочия, вопрос экономических реформ или геополитического выбора. Ключевая проблема — это раскол между властью и обществом. Это два мира. И как раз Фотовыставка «Дня» показывает эти миры, то есть, реальную Украину — проблемы общества в их эмоциональном состоянии. Ведь повестка дня, которая доминирует в украинской политике, не отражает тех проблем, которыми живет общество.
В этом году мне очень понравились портреты. Они всегда производят впечатление, потому что в них отражается судьба, опыт, мудрость. Второй момент, который касается нашей исторической памяти. Мне запомнилась фотография, где изображены скифские бабы (фотография Константина Бобрищева «На страже»). Насколько эти бабы там одиноки в пространстве, настолько неосознанными остаются наши глубинные корни. Мы находимся еще в постсоветской историографии, то есть, глубина нашей памяти заканчивается на мифе о трех братских народах и Киевской Руси. В то же время, государственность на нынешней территории Украины была намного раньше.
Константин МАТВИЕНКО, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:
— Каждый раз, а я был на всех фотовыставках с самого начала, это абсолютно свежее впечатление. Каждый раз мы чувствуем, что динамика общественных изменений достаточно значительная, и ваши фотоавторы дают возможность почувствовать эти изменения. Ежегодно на фотоконкурсе «Дня» выставляется замечательная подборка победителей предыдущих конкурсов. На примере этих фотографий можно очень хорошо почувствовать социокультурную динамику. Я, честно говоря, не знаю какого-то другого такого явления в Украине, кроме того, что делает газета «День». Это замечательно, это нужно всячески поддерживать.
Это первое. Второе. На этой фотовыставке, как по мне, было многовато политики, но сама политика давала такие примеры. Возьмем, например, те фотографии, которые касаются драки в Верховной Раде или фотографии, которые тем или иным образом характеризуют конкретных политиков. Например, там, где рука-предложение тянется к лидеру партии «За Україну!» Вячеславу Кириленко (фото Александра Косарева «Предложение оппозиции»). Или другая подборка фотографий по инаугурации Виктора Януковича, особенно там, где он прячет в карман удостоверение Президента (фотография Владимира Тарасова «Мое»).
Мне кажется, что политика в Украине на самом деле не является характеризующей нашу жизнь. Социум, общество живет отличающейся от политиков жизнью. Поэтому, мне больше пришлось по душе фото, где изображены дети, природа и тому подобное. Также, мне почему-то запомнилась фотография, где крестьяне обсмаливают только что заколотую свинью (фото Сергея Ковальчука «Пахнет жаренным»)...
Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед, профессор Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого:
— Год за годом с интересом наблюдаю, как развиваются газета и фотовыставки. Вижу, как с помощью «Дня» вырастает искусство фотографии в Украине. Если раньше это были фотомероприятия, то постепенно это становится произведением искусства. Особенно поражает то, что за каждой фотографией стоит определенная история. Даже если это просто пейзаж, потому что тогда эта история связана с автором, который именно так это увидел и снял на фотоаппарат. Это взволновало автора, и он это зафиксировал. Единственное, что бы я посоветовала фотохудожникам — чтобы они больше занялись портретной фотоживописью. Нужно не только зафиксировать интересный момент или факт, но и передать психологический портрет героя фотографии. Считаю, что такую задачу фотографы, принимающие сегодня участие в выставке, уже способны выполнить. Для меня интереснее всего работы обычных людей (женщина на баяне играет, колоритный старик и другие) — в этих фотографиях передан украинский национальный характер и наша ментальность. Во всех фотографиях — на социальные и политические темы, в портретах и пейзажах — чувствуется неравнодушие авторов. Благодарю газету «День» за то, что на своих страницах печатает талантливые фотоработы, в которых «без грима» изображен наш сегодняшний день.
Иван ГАМКАЛО, дирижер Национальной оперы Украины:
— Благодарю за приглашение посетить фотовыставку. Ежегодно прихожу и каждый раз нахожу новые грани таланта, которые демонстрируют авторы работ, представленных на конкурс. Даже в простых вещах фотографы умеют ухватить что-нибудь интересное, неординарное, такие жизненные моменты, которые в постоянном движении мы часто даже не замечаем: взгляд ребенка, старика, священника, ракурс природы и многое другое. Здесь можно постоять, присмотреться и задуматься, а почему мы суетимся, какой красивый и богатый мир вокруг нас... Я считаю, на этой экспозиции нужно внимательно вглядываться в каждую работу. Очень хорошо, что этот вернисаж путешествует по стране и работы фотомастеров увидят люди из разных уголков Украины. Я ценитель «Дня», и, на мой взгляд, ваша газета — одна из лучших газет в нашей стране. Всегда внимательно читаю, анализирую прочитанное. Очень хорошо, что «День» выходит не только на украинском и русском, но и на английском языках — это существенно расширяет читательскую аудиторию. Мне импонирует принципиальность газеты, ее патриотическая позиция, смелость, аналитичность и то, что вы много внимания уделяете освещению вопросов культуры, истории, искусства и нашего наследия. Именно за эту многогранность и высокий профессионализм я ценю и люблю «День». Так держать!
Виктор ЖАДЬКО, писатель, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Национального педагогического университета имени М. Драгоманова:
— Помню, как в детстве я боготворил рассматривать пожелтевшие снимки в семейном фотоальбоме: папа и мама в день свадьбы, студийное фото прадедушки. Я иногда не знал, кто есть кто на этих пожелтевших фотоснимках, и спрашивал об этом у родных. Они тоже помнили и знали не всех участников далекой семейной фотосъемки. Но я видел, с какой нежностью родители брали каждую фотокарточку, как радостно светились их лица от воспоминаний. Ведь фотография — это неразрывная связь между прошлым и будущим, это тот мостик, который пролегает через сердце каждой личности, это масса чувств и эмоций: просматривая эти семейные альбомы, ты хмуришься или радуешься, переживаешь или тайком утираешь слезу.
Такой безумный прилыв эмоций я почувствовал, когда на протяжении часа рассматривал фотовыставку редакции газеты «День» в Украинском доме. Благодарен, что экскурсию в одном из залов провела сама редактор Лариса Ившина. В те блаженные минуты я открыл для себя не только многообразие и географию картин, снятых в разных уголках Украины, а, в первую очередь, доброту каждой мастерски выполненной фотографии. Здесь и вправду следует сказать, что я видел «Веру. Надежду. Любовь», и не постановочную, а обнаженную, как нерв. Философия выставленных лучших работ газеты «День», по моему убеждению, — это желание остановить мгновение бытия — в радости и переживании, но, однозначно, оставляя пространство для зрителя, для его фантазии и мысли. Это наши реалии настоящего, которые не могут оставить равнодушным и стоять в стороне. Фотографии дают повод для размышлений и за пределами выставки, последующих разговоров и желания измениться к лучшему. Это уникальная форма работы редакции, которая объединяет в эти нелегкие времена раздора украинцев, независимо от национальности и социального статуса. Все перед фотографией равны, а картина невидимыми руками каждого благословляет на добропорядочность, искренность и желание жить в мире. Когда я покидал Украинский дом, на ступеньках услышал, как маленькая девочка сказала отцу: «Папочка, а те собачка и котик, видел, как обнимались, а почему ты ни разу не обнял маму?»
Ирина ТИХОМИРОВА, президент «МИМ-Киев»:
— Знаете, на Фотовыставке «Дня» я увидела разные лица Украины. Интересно, что над созданием этих лиц-образов работают как профессиональные фотохудожники, так и любители. В результате, был получен беспристрастный взгляд на собственную страну — мы увидели себя такими, какими мы есть. Иногда хотелось смеяться, иногда плакать, иногда остановиться и подумать над тем, кто мы и где мы. Люди преклонных лет, молодежь, дети, представители различных профессий, люди разного социального положения из разных городов, сел — жизнь так стремительно и бурно бежит, что в повседневности мы даже не замечаем особенных людей, которые проходят рядом с нами, необычные моменты, происходящие ежедневно. Мы даже на самих себя часто не успеваем посмотреть! А Фотовыставка «Дня» нам дает возможность взглянуть на себя и на окружающих — с улыбкой, с грустью и с неповторимым юмором.
Галина КРИВОРЧУК, директор студии документальных фильмов «ВІАТЕЛ», продюсер сериала «Гра долі»:
— Жалею, что за двенадцать лет я лишь впервые попала на фотовыставку газеты «День». Теперь уже постараюсь не пропустить. Вся страна — перед твоими глазами. Причем именно такая страна, которую знаешь, которой гордишься и которой хочется поделиться с другими. Трудно найти лучшую фотографию. Трудно даже для себя самой определить критерий, по которому бы хотелось оценить что-то выше, чем другое. Потому что все авторы видят свою Украину по-разному, и выбирают из жизни то, что подсказало сердце. Ведь фотография — это хорошая охота. А «выстрел» нужно сделать в паузе сердца. И если автор попал точно, то у фотографии будет своя душа. А на этой фотовыставке нет ни одной фотографии, у которой бы не было души. По-видимому, каждый посетитель выставки нашел какую-то свою ноту, свой тон или полутон, на который отозвались его душа и сердце. Лично мне понравилась фотография из Тернополя «Хозяин». Маленький веселый мальчик сидит на большом мешке только что выкопанной картошки. Мешок величиной с мальчика. Но мальчик не только хозяин этого мешка, но и поля, которое за ним. А за полем, по-видимому, село, а там и вся Украина. Это такая оптимистическая и твердая, такая неоднозначная, по моему мнению, фотография особенно в наше время. В ней чувствуется очень сильная энергетика, потому что таким образом на смысловом уровне заложено наше будущее. Именно в подобных фотомоментах заложен и смысл самой фотовыставки газеты «День». И слава Богу, что в ней доминируют именно такие мотивы, а не взорванные школы, раненые от взрыва в метро пассажиры, военные на танках и пролитая кровь. Эта фотовыставка все-таки отражает менталитет украинской нации. А в нем главное — духовность. Очень благодарна Ларисе Алексеевне и всему коллективу редакции газеты «День» за такой титанический труд и такой нужный для нас всех гражданский поступок.
Выпуск газеты №:
№184, (2010)Section
Акция «Дня»