Знание истории дает ощущение почвы под ногами
День «Дня» в Национальном педагогическом университете им. М. Драгоманова
Недавно в Национальном педагогическом университете им. М. Драгоманова состоялась читательская конференция на тему «Формирование исторической памяти молодежи» (по материалам книг из библиотеки газеты). А также открылась Фотовыставка «Дня», которая будет экспонироваться до 19 марта.
К этой встрече готовились особенно тщательно и ответственно организаторы с обеих сторон. Она — первая. Но взаимоотношения между нами — давние и тесные. Многие преподаватели и студенты являются постоянными подписчиками газеты, читателями книг, особенно, первых, уже культовых: «Украина Incognita», «Две Руси», «Війна і мир»; а некоторые — и авторами газеты. Неоднократно студенты были на практике в Летней школе журналистике. В свою очередь «День» интересуется жизнью университета и пишет о событиях, происходящих в его стенах. Поэтому и неудивительно, что встреча, фактически, началась с... впечатлений — как бывает при более близком знакомстве. И неважно, что до этого мы общались на расстоянии. Важно, что мы — единомышленники и, можно сказать, находимся на одной орбите.
Предлагаем наиболее интересные, на наш взгляд, выступления, впечатления и вопросы-ответы.
Виктор АНДРУЩЕНКО, ректор НПУ им. М. Драгоманова:
— На совещании министров образования европейских стран в Косово было принято решение, что необходимо реабилитировать историю. Это правда, что история Украины, особенно ХХ века, едва ли не самая сфальсифицированная и заидеологизированная среди всех учебных дисциплин. Но как ее реабилитировать? Очевидно, целесообразно организовывать дискуссии отечественных ученых с учеными разных стран: России, Польши, Румынии. Нужно, как это делает «День», публиковать качественные исторические материалы, издавать книги, объединенные серией «Украина Incognita». (Поскольку Украина для многих все еще остается incognita). «Библиотека газеты «День» — бесценный подарок для всех поколений. Ведь, кто бы что ни говорил, книга — самое большое достижение цивилизации. Человечество живет только потому, что опыт передается через книгу. Лариса Алексеевна, благодарю вас за встречу и возможность пообщаться.
Лариса ИВШИНА, главный редактор «Дня»:
— И вас благодарю. Знаете, часто приходится отвечать на вопрос: а для чего вы все это делаете? Ведь вы не получаете госзаказ на издание книг. Мы это делаем потому, что, как говорит Виктор Петрович, история наилучшим образом способна отреставрировать то, что было потеряно в ментальности, укрепить идентичность у тех, у кого она была расшатана или не найдена. Если в человеке есть что-то живое, то, ухватившись за историю, он может вывести свою жизнь на другой — более качественный и более содержательный уровень. Это понимание пришло после результатов президентских выборов 1999-го. В предисловии к двухтомнику «Екстракт 150», изданному в прошлом году в серии «Библиотека газеты «День», я написала: «Коли Україна на президентських виборах розминулася зі своїм шансом, я зрозуміла, що цей дощ надовго. І тоді я собі сказала таку наполеонівську фразу: ми будемо займатися суспільством! І завдяки співпраці з найпатріотичнішою партією України, партією українських істориків, ми разом, вважаю, створили дуже сильну бібліотеку «Україна Incognita» — додаток до українського паспорта». В настоящий момент наша библиотека состоит из восьми книг. Почему я очень ценю ее? Почему считала, что она станет наукой и для меня? Благодаря формированию нашей библиотеки я взялась стилизовать эту среду, с которой мне было намного интереснее прожить последнее десятилетие. Так же и мои путешествия по университетам. О них — в сборнике «Мои университеты», опубликованном в то «доисторическое» время, когда я еще не была в вашей alma mater. Мы также встречались, как с вами в настоящий момент, обсуждали неотложные проблемы исторической дискуссии, искали для себя новых соратников-авторов. И каждый раз я возвращалась с большей убежденностью: да, «цей дощ надовго», однако его можно по-разному переживать. По моему мнению, мы вместе, идя навстречу друг другу, в таком сотрудничестве в настоящий момент создаем то, что называется социальным капиталом. Это будет новое ощущение, новое знание, новое качество для газеты и, я надеюсь, для университетов.
Возможно, кому-то сложно будет понять, почему говорю о 1999 годе так, когда историческое отчисление для многих, а особенно, молодых, началось в 2004-м. Но в действительности мы, как аналитики, журналисты, историки, преподаватели, обязаны формировать широкую диафрагму, которая бы захватывала намного больше событий. Мы тогда писали абсолютно не так, как многие, хотя вполне понятно, что и мы, и наши партнеры, и студенты — все активно поддерживали запрос народа на новую политику, что, собственно, и символизировал Майдан. Еще в 1997-м году мы создали электронный архив, а в 1999-м на трех CD записали газетный архив. Немало найдется таких людей, которые бы не хотели, чтоб их архивы сохранились. А мы в «Дне» убеждены — это не просто алиби перед историей, а обязанность. Проследить за всем сложно, но когда-то будут изучать наше время. Эти архивы доступны для научной работы. Знаю, что на их основе студенты Черновицкого и Запорожского университетов, Острожской академии писали свои работы. Поэтому я приглашаю ознакомиться ближе, составить свое впечатление, написать рецензии. Часто после таких дискуссий как эта, молодежь активно посылает свои отзывы в газету, пишет о важных жизненных событиях.
Четыре года назад в Одессе был создан Острожский клуб интеллектуального общения молодежи. Все началось с того, что один студент Одесского университета спросил меня о национальной идее. Я ответила, что намного интересней будет приехать, например, в Острожскую академию и там со своими сверстниками поговорить об этом. Меня, честно говоря, утомляют эти бесконечные разговоры о национальной идее. Национальную идею нужно практиковать. Представьте, молодежь из Одессы ни разу не была в Западной Украине. О какой национальной идее можно говорить, когда молодые люди не знают друг друга. У них нет личных впечатлений. Телевидение не выполняет функции коммуникации. И, получив огромные возможности свободы слова, мы создали самоизоляцию сегментов внутри страны. Растет поколение, которое не имеет понятия друг о друге на уровне территории. Так был создан Острожский клуб. Мне было важно увидеть, что, когда, например, заседание Острожского клуба происходит в Черновцах, молодежи из Севастополя больше суток придется ехать туда, но она преодолевает этот путь. Для того чтобы увидеть других молодых людей, которые хотят активно участвовать в общественной жизни в будущем. Мне очень интересно их кредо. Было приятно, когда наших харьковчан искали журналисты французского телевидения (украинское телевидение, к сожалению, таким не проникается). Поэтому я говорю об истории, исторической памяти не просто как об архивных знаниях. Это актуальная сегодняшняя задача и потребность для всех. Всем людям, а не только молодым, нужно пересмотреть багаж своих знаний. Ведь многие учились в советской школе, а многие вообще ничему не учились.
Хочу вспомнить материал «Наука под пиффко, или Логика национального достоинства против логики базарного хамства» (см. «День» №39 — 40 за 5 — 6.03.2010). Речь идет о том, что студенты Киево-Могилянской академии восстали против визита к ним одного господина, который, мягко говоря, неучтиво высказался в прессе об украинской истории. И очень важно, что имел место общественный акт. А для чего нам нужно воспитывать историков или людей, которые напичканы историей, но не способны ни на какой поступок? На мой взгляд, если в чем-то и есть смысл, то только в том, чтобы это стало образом жизни, убеждением, что люди смогут взять исторические знания и, в конечном итоге, потом сформировать очертания нового другого поколения.
Любовь МАЦЬКО, академик Академии педагогических наук, профессор:
— Прежде всего, благодарю Ларису Ившину за содержательную газету. Читаю «День» с первых номеров. Я никогда не писала благодарственных писем, трогательных отзывов в вашу редакцию, но хочу сказать вот что: не засыпаю, не прочитав газету. В первую очередь, почти каждый материал читает мой муж. Красным карандашом отмечает то, что я должна обязательно просмотреть перед сном. Потом издание хватают дети. «День» для нас — семейная газета. Семейная она не только потому, что является читабельной для всей семьи, но и еще потому, что пропагандирует семейные ценности, украинские обычаи, культуру; формирует национально-культурную идентичность. Я многих из ваших авторов знаю наизусть: Лосева, Лесного, Кульчицкого, Панченко. Интересной является подборка публикаций об Украине глазами зарубежной прессы. Отдельно благодарю за проекты: «Какую Россию я люблю?» и «Какую Украину я люблю?». Это очень элегантный шаг навстречу нашим соседям. И именно так мы должны познавать мир вокруг себя и делать из своих недругов друзей, а не наоборот. Ваша газета интересует меня как эталон украинской журналистики. Давно меня терзает одна мысль, которую я высказала в Академии президентского управления. А именно: во времена советской Украины было больше украинской журналистики. В настоящее время факультеты журналистики открыли едва ли не во всех отечественных университетах. Но где же выпускники? Недавно встретила свою выпускницу, которая у нас получила специальность издательское дело, литературное редактирование и журналистика. И спрашиваю: кто в каких изданиях работает? Оказывается, 70% — в русскоязычных. Почему? Потому что нет украинских. Кто об этом будет думать? Мы же готовим их для украиноязычных изданий. А получается, у них нет возможности работать по специальности.
Я советую своим студентам читать «День», потому что это газета, которая демонстрирует уровень украинской культуры речи. И рекомендую каждому читать украинскую прессу для того, чтоб воспитывать культуру в себе — и в общечеловеческом понимании, и в национальном.
Я завидовала, когда вы, Лариса Алексеевна, ездили по университетам. Думала: ну, почему в наш не приедете? И вот, наконец, вы к нам пожаловали. Благодарю вас за эту встречу и возможность приобрести книги.
Лариса ИВШИНА:
— Как-то философ Сергей Крымский рассказал одну историю. Было это в советское время. Один знаменитый москвич приехал в Киев, где встречался со своими коллегами, среди которых были и физики, и философы. Вот он им говорит: «Что вы пристали со своим языком? Я бы понял, если бы вы дрались за то, чтобы направить ракеты... Ну, что можно сделать при помощи языка?». За такие слова его хотели выбросить в окно. Болезненная проблема украинского языка будет болезненной до тех пор, пока украинцы не возьмут полноту политической власти. Моя рекомендация молодежи — разговаривать на украинском языке, мыслить на украинском, — это сверхзадача. Что значит на украинском? На украинском языке милостыню просить? Что делать с помощью украинского в Украине? Мы также должны говорить об этом с молодежью.
Елена ХАРИТОНЕНКО, преподаватель кафедры журналистики:
— В нашем университете мы готовим издателей, журналистов, которые через десять лет станут лицом отечественного информационного пространства. В памяти всплывают слова одного научного работника о том, что в Украине печатается мало аналитических материалов. Чтобы писать аналитические материалы, журналист должен иметь точку зрения. А беда в том, что большинство корреспондентов ее не имеют. К счастью, есть газета «День». Вы всегда отмечаете то, что в 1999 году украинцы сделали такой выбор, после которого пустяковая политика заполонила нашу жизнь. Поэтому, давайте изменим приоритеты — предоставим слово историкам, обычным людям, которым есть что сказать. Таким образом, будем меняться сами. Я хочу коротко напомнить полемику столетней давности, которую вела Леся Украинка. Историк и журналист Ганкевич в материале «Политика и этика» (газета Молодая Украина, 1902 г.) писал о том, что политика портит человеческий характер. Думаю, под этими словами подпишется чуть ли не каждый в этой аудитории. Кстати, меня удивила реакция Леси Украинки, которая назвала написанное Ганкевичем — эмоциями, а не политикой. Она считала, что не политика портит характер, а характеры портят политику. И добавила, мол, слишком мало интересных характеров, сильных личностей, которые хотят и могут влиять на ход истории, на общество. Мне приятно, что «День» больше десяти лет выдерживает свой характер. Вы не одиноки. Мы — ваши единомышленники. Мы на вас ориентируемся.
Иван ДРОБОТ, директор Института философского образования и науки НПУ им. М. Драгоманова:
—Хочу поговорить о проблемах, которые находят в большей или меньшей мере отражение на страницах «Дня». А я являюсь вашим читателем с первых номеров. Как историк, благодарен за то, что ваша газета так много работает над ликвидацией исторических пятен, и играет позитивную роль в формировании гражданского общества. Прекрасная у «Дня» автура: Иван Дзюба, Николай Жулинский, Оксана Пахлевская, Владимир Панченко. Предлагаю рассмотреть возможность сотрудничества с профессором Медниковой, прекрасным специалистом по культурологии. На страницах «Дня», фактически, создан исторический клуб. А почему бы не начать еще и культурологический? Еще предложение: «Философия детям» — замечательный проект, проект ЮНЕСКО, который ныне активно разрабатывается в Институте философии. А также, Лариса Алексеевна, прошу обратить внимание на наших студентов — они очень талантливы. Вот пятикурсник Сергей Русаков — в его творческом арсенале более 50 публикаций. Одним словом, мы готовы к сотрудничеству.
Владимир ЖАДЬКО, заведующий кафедрой журналистики:
— Хочу поблагодарить Ларису Алексеевну за Летнюю школу журналистики. И сразу хочу попросить Виктора Петровича пригласить главного редактора провести у нас мастер-класс. Понимаете, теория — это одно. А вот мастер-класс — то, что сегодня нужно. Человек должен передавать свой опыт.
Также, Лариса Алексеевна, благодарю за то, что вы зажгли свечу Джеймса Мейса. Именно ваша газета предложила и из года в год распространяет идею свечи в окне по невинно погибшим во времена Голодомора и политических репрессий.
«День» — единственная газета, которая не ждет, что читатель придет к ней, а сама идет к нему. Этому примеру нужно следовать, ведь современный читатель — своеобразный. Одно ему говорят в Донецкой области, другое — во Львове. Вы правильно сказали, что вопрос исторической памяти у нас поднимают таким образом, что это якобы — вчерашний день. А историческая память — это и настоящее, и будущее.
5 лет назад в «Дне» был организован круглый стол на тему краеведения. А затем появилась рубрика «Малые-большие города/села Украины». Желаю вам смело двигаться дальше. Под патронатом Виктора Петровича я только завершил энциклопедию Черкасщины объемом 1 500 страниц. Должен сказать, что часто история села строится на мифах, преданиях. От этого нужно отходить. Потому что есть документы, церковные книги — именно они должны браться за основу исследования.
ВОПРОСЫ ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ
Антон ДРОБОВИЧ, студент-магистр философии Института философского образования и науки, стипендиат Президента Украины:
— Где-то полтора года назад мы, познакомившись с Ларисой Алексеевной, живо разговорились. Тогда я с удивлением констатировал, что она знает наши студенческие проблемы и болеет за их решение. Это так — отступление. А теперь — вопрос. Я с увлечением прочитал книгу «Війни і мир» из серии «Библиотека газеты «День». В своем предисловии к ней вы коснулись проблемы: кому у нас ставят памятники? Дальше вполне правильно отмечаете, что отсутствие памятников выдающимся личностям свидетельствует о недостаточном уважении к своему прошлому. Чтобы вы сказали о монументах-симулянтах образца памятника Щорсу? Следующий вопрос назрел в процессе нашей встречи: было отмечено, что о национальной идее стоит меньше говорить, вместо этого ее нужно практиковать. Согласен. Но может быть, ее следует концептуализировать?
Лариса ИВШИНА:
— Наша встреча у меня тоже отложилась в памяти. Что касается памятников, то я говорила тогда еще о разнице дозревания гуманитарных полей в нашей стране. Конечно, Западная Украина была в составе СССР вдвое меньше лет, чем Центральная и Восточная. Это отразилось не только на формировании исторического ландшафта, но и на многих различных процессах. Что касается памятников, то Киев сейчас «увяз» в данном вопросе, хотя был центром поступления импульсов из Западной Украины. Вспомним референдум 1991 года — тот феноменальный результат. Потом политики не могли правильно направить такое мощное проявление энергии. Но это нигде навеки не делось. Просто нужно создавать инструментальную политику, которая бы поддерживала энергию народа. Ныне наблюдается вторая «волна» возвращения к теме памятников. Во время первой просто все сносилось. Но, по моему убеждению, пока у нас нет нового архитектурного языка, не нужно строить что-либо. Лучше создать парк, посадить сад, построить фонтан. Архитектурный язык зреет. Что касается монументов Щорсу, Ленину, лучше всего было бы поместить их в один «парк» советского периода, а параллельно запустить информационный портал — с объяснением, что за «герои». Но в целом контекст советского времени списать нельзя. Такие вещи не позволяют, чтобы о них взяли и забыли. Их нужно правильно упаковать, тогда они будут относительно безопасны на определенное время. Поэтому сначала необходимо разобрать завалы народной памяти и понять, как к чему подходить. Мы не можем сказать, что тему Второй мировой войны должны отдать России на ее толкование, потому что россияне взяли на себя наследственную роль Советского Союза. Украина своими фронтами, солдатами и командирами сделала решающий вклад в победу над фашизмом. Это не противоречит тому, что в движении сопротивления на западноукраинских территориях была мужественная часть украинцев, которые боролись и против немцев, и против НКВД. И они также заслуживают памяти. Это — часть исторического прошлого, которое вообще-то способно народ поднять, а не рассорить. Но для этого нужно проводить много умной терпеливой работы, не агрессивной. Тема памятников нуждается в действительно взвешенном культурном подходе.
А что касается национальной идеи, то это — глубокая основа, которую нужно концептуализировать. Почему я так много уделяю внимания применению ее на практике? Например, Джеймс Мейс один из самых первых в Украине поднял тему Голодомора. Его вклад в науку значительный. Он объяснил национальный коммунизм ХХ века с той точки зрения, которую мог понять на тот момент только Мейс, человек из свободного мира. Но он также свои исследования и выводы из них применял на практике. Так родилась идея свечи в окне. Я говорю о том, что о Голодоморе, может, не столько нужно говорить в мемориальные дни, как об этой трагедии нужно помнить. Всегда. А это — черновая работа для правительства, чтобы положить ее в основу гуманитарной и социальной политики. Разные территории по-разному созревают к осознанию данной темы. Поэтому: с какой плоскости начинать разговор о национальной идее? Если говорить о первой санитарной норме, это было бы просто — залечить травмы. Или поставить национальную идею как сверхзадачу — воспроизвести политическую нацию. В качестве политических украинцев мы еще себя не обрели в полном объеме этого слова: со своей экономикой, культурой, динамикой всего организма. Для этой работы нужны практические шаги, и философское сопровождение, и энергичный менеджмент. Это — огромный национальный проект: возвращение Украины самой себе в лучшей форме — современной, которая определяется двумя словами: идентичность и модернизация.
Александр РАВЧИВ, студент V курса, заместитель главы студенческого совета :
— Ныне ваша газета, которая уделяет большое внимание истории, успешно конкурирует в условиях хай-тека, интернета, электронных изданий, Facebook. Какое место отводите «Дню» в будущем?
Л. И.: — Думаю, если мы сегодня не сделаем то, что делаем, то — что мы будем в интернете обсуждать? Историю оставить нельзя. Хотя бы по той причине, что где бы мы не работали (тем более, за рубежом), должны осознавать, что люди без идентичности практически не представляют интереса. Кто-либо из европейцев: шотландец, ирландец или итальянец вам расскажет, кто он такой и как к этому относится. Таким образом народ каждого из них привносит неповторимый аромат в букет Европейского Союза.
Знание истории дает ощущение земли под ногами. Например, мало говорят о том, что за трагедию 1933-го несут ответственность политики. И, народ, конечно. Поляки, например, в момент угрозы объединились вокруг личности Пилсудского. Украинцы же позволили разделить себя коммунистам-большевикам и ополчились брат на брата. А кто сейчас указывает на то, что воспроизведение этих ошибок происходит на наших глазах. Поэтому я понимаю, что вы переживаете, не станет ли «День» маргинальным изданием. Но очень многие читатели называют его, передовым, высококлассным. И мы бы хотели, чтобы этого высококлассного было больше. Во всех областях нашей жизни было больше.
Кстати, в Гарварде выделили миллион евро на исторический проект о сопоставлении исследований ключевых моментов истории Польши, Украины и России. Это говорит о том, какое внимание в мире уделяют, чтобы отреставрировать эту часть Европы. Обнадеживающий момент. Наконец, нужно понимать, что война в мире ведется не только за нефть и газ, но и за место в истории.
Виктор КИСЕЛЕВ:
— Лариса Алексеевна, как вы понимаете интеллигентность? Я вижу газету «День» не только как интеллектуальную, но и как интеллигентную. Если бы я сказал, что не засыпаю без этой газеты, можно было бы подумать, что засыпаю, когда ее читаю. Хочу, чтобы она оставалась такой, какой ее люблю все эти годы. Это — всеукраинское издание, и я желаю, чтобы вся Украина не засыпала с ним.
Л. И.: — Благодарю сердечно. Когда «День» читают интеллигентные люди — это уже сам по себе критерий. У нас есть автор Виктор Золотый из Николаевщины. Уже вышли его три публикации в нашей газете. Как-то он попросил указать, где можно приобрести книгу Оксаны Пахлевской «Ave, Europa!», — так завязалась переписка. Мне кажется, что из-за этого «века капитализма» мы утратили понимание необходимости близости к читателям. Поэтому в «Дне» пытаемся создать атмосферу уважения к человеку, который тянется к интеллекту. На мой взгляд, уважение к разуму — определяющая черта всей интеллигентной атмосферы. Без этого нет необходимости спрашивать, почему дела идут не так, как хотим. На фоне разрушения, девальвации и деградации не так просто вернуть уважение к разуму и интеллигентности.
Иногда приходит в голову — сделать плакат рекламного типа, что «День» — газета для страны, которой еще нет. Но потом мне скажут, что это — неоптимистично. В принципе мы выступаем в одной ипостаси как заказчики, проектанты и исполнители проекта страны, какой хотим ее видеть. Как архитектор пространства, я верю, что воплотить наше виденье возможно. Убедилась на собственном опыте. На издание книг из серии «Библиотека газеты «День» никто специально деньги не давал. Но мы ее основали, начали издавать первые книги. Нашлись единомышленники. Кстати, Фонд Рината Ахметова заказал переиздание наших четырех книг для всех школ Донецкой области. (Из других «патриотических» областей никто интерес не проявил). Это я — о неоднозначном мире вокруг и о потребности глубоко изучать Украину: путешествовать ею, знакомиться с украинцами на востоке и западе. Я пытаюсь перезнакомить своих знакомых между собой. Вот 22 марта будет презентация «Берестечка» Лины Костенко. Конечно, собираюсь посетить это событие, да еще и лучших авторов на него пригласить.
Любовь МАЦЬКО:
— А как газета планирует отметить юбилей Лины Костенко?
Л. И.: — Лина Васильевна не любит празднования ее дня рождения. Известно, что она появится на презентации «Берестечка» — чтобы встретиться со своими читателями. Мы очень уважаем поэтессу и напишем о новых книгах, которые выходят. Лина Васильевна больно реагирует на каждое неточное слово. Поэтому ответственность за общение с ней очень большая.
Оксана БАКАЙ, студентка филологического факультета, III курс:
— Есть ли у вас стратегия освещения исторических вопросов? Какая эпоха украинской истории вас больше всего интересует?
Л. И.: — У меня было желание создать из текстов наших авторов концептуальные узлы. То есть об отношениях Украины и России, Украины и Польши. Кроме того, об Украине со своими внутренними проблемами. Незавершен проект о наших отношениях с Турцией, поскольку мало тюркологов. Но есть и другие темы: как можно было не написать серьезное исследование о проблеме Голодомора? Судьба распорядилась так, что Джеймс Мейс, приехав в Украину, работал в «Дне». Потом, благодаря тому, что у нас работала Клара Гудзик, которая, кстати, пришла в журналистику после 60-ти, вышла в свет ее религиеведческая книга «Апокрифи...». Это и есть стратегия: ключевые вопросы истории, религии, культуры, этики. Можно сказать, что в «Екстракті 150» мы прошлись по вертикали, по дереву и собрали плоды, несобранные на ветвях исторических. В журналистике можно выделить два типа издания: столбы для объявлений и деревья. Деревья с корнем и кроной растут, сохнут, имеют какие-то проблемы, но приносят и плоды, как каждый живой организм. А столбы объявлений есть почти везде, но они не плодоносят.
Наталья КАМБАРОВА, студентка филологического факультета, III курс:
— Вы ежегодно организуете фотовыставку, издаете книги. Планируете ли создание или поддержку проектов литературного, педагогического, культурологического направления?
Л. И.: — Как-то «День» приехал в Прилуки. Людей нашло — как когда-то на заезжих лекторов. В конце говорю: читайте «День» — для развития. Вижу, женщина пришла просто так, за компанию. Чтобы ее развлечь, говорю: если плохо чувствуете себя, приложите газету к голове — она положительно заряжена. Все посмеялись. Думаю, что та пани поняла шутку. Очевидно, с любым не будешь говорить о том, что обсуждаем с вами. Но каждый человек реагирует на искренность. И наша фотовыставка доказательство этому.
У меня много замыслов. Необходима пропорция тех, кто идеи продуцирует, и тех, кто их реализует. Мы обязательно придумаем что-то новое и жизнеспособное. Приобщайтесь!