Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «политическом и практическом» результатах Варшавского саммита

Александер ВИННИКОВ: «Для НАТО суверенная и стабильная Украина является важным элементом стабильности в евроатлантическом пространстве»
19 июля, 10:40
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно в Варшаве состоялся саммит НАТО, который и президент Польши Анджей Дуда, и генсек Альянса Енс Столтенберг назвали историческим. И общение студентов Летней школы журналистики «Дня» с председателем представительства НАТО в Украине Александером ВИННИКОВЫМ стало прекрасным поводом, чтобы узнать, как результаты этой встречи в верхах повлияют на ближайшее будущее Украины. Студентов интересовали содержание комплексного пакета помощи, который был принят на саммите, оценка председателем Представительства реформ безопасностной сферы в Украине и заявлений украинского Президента о неготовности нашей страны к членству в НАТО.

«ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ САММИТА В ВАРШАВЕ БЫЛО СДЕРЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ»

Я начал работу на должности директора Офиса связи НАТО в сентябре прошлого года, а с марта 2016 года я являюсь также председателем Представительства НАТО в Украине. До этого работал в Узбекистане, где в качестве председателя Офиса связи НАТО охватывал все пять стран Центральной Азии. Также я работал в штаб-квартире НАТО, в ОБСЕ, в трех разных странах.

Мария МАТЯЖ, Львовский национальный университет им. Ивана Франко: — Как вы оцениваете решение Варшавского саммита?

А.В.: — Саммит состоялся в очень важное время, когда мы сталкиваемся с вызовами и угрозами безопасности как с Востока, так и с Юга. С Востока — это, разумеется, агрессивные действия России в Украине и вокруг Украины, а также в других регионах евроатлантического пространства. Также нестабильность имеет место на Ближнем Востоке, в Северной Африке, что влияет на безопасностную ситуацию наших союзников в Европе как в связи с усиленной угрозой терроризма, так и в связи с миграционным кризисом. Именно поэтому НАТО вернулось к своему основному делу — коллективной и территориальной безопасности. Если до этого мы более десяти лет работали над вопросами управления кризисными ситуациями, в частности в Афганистане, то одной из главных тем саммита в Варшаве было сдерживание и обеспечение защиты. Главы государств и правительств стран-членов НАТО решили создать четыре новых батальона на передовых позициях в странах Балтики и в Польше. Мы также улучшили наши возможности относительно реагирования и противодействия гибридной войне, в частности киберугрозам. НАТО также совершенствует меры по защите от атак с использованием баллистических ракет из-за пределов евроатлантического пространства. А также Альянс еще раз отметил и усилил свою роль в глобальной коалиции относительно противодействия «ИГИЛ».

Во время саммита речь шла о том, что НАТО активно будет помогать странам-партнерам, в частности Грузии, Украине, Молдове. Стоит отметить, что Украина была единственной страной-партнером, которая провела отдельную встречу в рамках Саммита на наивысшем уровне. И я думаю, что это еще один признак того значительного внимания, которое НАТО уделяет Украине и партнерству с Украиной.

Я хотел бы отметить два конкретных результата этой встречи Комиссии Украина—НАТО: политический и практический.

Что касается первого, то на саммите прозвучало мощное политическое заявление по поводу поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины. Еще раз было отмечено, что страны-члены Альянса не признают и не будут признавать нелегитимную аннексию Крыма. Также союзники НАТО призывали Россию прекратить свои дестабилизирующие действия и выполнить свою часть обязательств в рамках Минских договоренностей, полная реализация которых необходима для долгосрочного политического разрешения конфликта.

А практический результат заключался в принятии союзниками так называемого «Комплексного пакета помощи» Украине. Этот пакет охватывает и усиливает программы для Украины, которые уже действуют, а также включает в себя новые проекты и сферы помощи. Главная цель заключается в поддержке реформ в секторе обороны, которая в результате должна привести к возможности Украины самостоятельно обеспечить свою безопасность. Для того чтобы вы поняли, о чем именно этот пакет, я отмечу, что в нем охватываются 13 направлений поддержки и более сорока приспособленных к конкретным потребностям Украины мероприятий. Их можно разделить на две группы.

Во-первых, это все те, которые непосредственно касаются реформ, преимущественно с вниманием на усиление гражданского контроля и демократического надзора за сектором обороны. И вторая категория, которая непосредственно связана с первой, — это развитие возможностей как институций в целом, так и личного состава, а также развитие этих возможностей благодаря подготовке и разработке всевозможных доктрин, политик и технических возможностей. Например, это программа профессиональной подготовки, которая направлена на совершенствование профессиональных навыков гражданского персонала, который работает в секторе безопасности и обороны; программа по повышению качества военного образования; программа по воспитанию добропорядочности; программа по повышению уровня прозрачности и подотчетности и для борьбы с коррупцией в секторе безопасности и обороны.

Что касается второй группы, то есть по поводу развития оборонных возможностей, речь идет в первую очередь о пяти трастовых фондах, которые были внедрены во время саммита в Уэльсе два года назад. Они направлены на то, чтобы преодолеть определенные пробелы, обеспечить конкретные потребности, которые есть в украинском секторе обороны. Эти трастовые фонды работают в таких направлениях: логистика и стандартизация; управление и контроль, коммуникация и компьютеризация; киберзащита; медицинская реабилитация раненных солдат и переход от военной карьеры к гражданской (программа, которая помогает Украине развить структуры, которые предоставляют возможность людям, покидающим военную службу, реинтегрироваться на гражданскую профессию — сфера, в которой НАТО поддерживает Украину уже более десяти лет).

Эти трастовые фонды были сформированы после российской агрессии, то есть в сентябре 2014 года. И после Варшавского саммита они будут работать и в дальнейшем, и даже повысят свою активность.

Кроме этого, есть другие трастовые фонды и программы технической поддержки, которые уже работают на территории Украины более десяти лет и которые занимаются такими вопросами, как преодоление последствий советской системы управления и оборонной системы в Украине. Фонды непосредственно направлены на очень важные направления, на мой взгляд: уничтожение традиционных видов вооружений и боеприпасов, устаревшего стрелецкого оружия и легкого вооружения, а также уничтожения радиоактивных отходов, остающихся на территории бывших военных баз.

В Комплексный пакет помощи входят и новые сферы, над которыми мы начали работать. Это, в частности, противодействие самодельным взрывным устройствам, а также противодействие гибридной войне. Трастовый фонд по вопросам противодействия самодельным взрывным устройствам будет воплощать конкретные программы, и я думаю, что для Украины это очень важно, ведь люди, к сожалению, и дальше погибают от взрывов на Донбассе. Относительно вопроса противодействия гибридной войне было принято решение между НАТО и Украиной о формировании платформы для обмена знаниями, изучения опыта в этой сфере. Украина, к сожалению, имеет уникальный опыт в такой войне, и НАТО поможет развивать эту платформу.

Еще одно направление, над которым мы уже работали и которое получило дополнительный импульс во время саммита, — стратегические коммуникации. Здесь роль НАТО заключается в том, чтобы помочь Украине развить возможности стратегических коммуникаций не только в секторе обороны, но и в целом. Наши коллеги из Центра информации и документации НАТО играют ведущую роль в том, чтобы помочь Украине развить эти возможности, и они плодотворно работают с Советом национальной безопасности и обороны и другими украинскими партнерами.

«ВАЖНО ПОМОГАТЬ УКРАИНЕ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ВИДЕНЬЕМ С МИРОМ»

Оксана КОВАЛЬ, Львовский национальный университет им. Ивана Франко: — На какой стадии сейчас создание платформы по противодействию гибридной войне? Когда она будет запущена? И в чем именно будет заключаться деятельность в этой сфере?

А.В.: — Это новое направление работы как для Украины, так и для НАТО. Обе стороны хотят расширить и укрепить свои возможности и знания в этой сфере. Идея создания этой платформы пришла именно из Украины, из СНБОУ. Был подготовлен проект Указа Президента Украины по поводу создания Центра противодействия гибридной войне в аппарате СНБО. Насколько я понимаю, планируется, что это будет структура, где будет работать небольшое количество экспертов. Главная идея заключается в том, чтобы полностью использовать тот потенциал гражданского общества, который сейчас имеется в Украине, всех тех экспертов, которые имеют большие знания для противодействия гибридной войне. Насколько я понимаю, будет создана определенная постоянная институция, возможно, постоянный совет, который будет работать в формате регулярных встреч.

Я думаю, что на первой стадии главной целью будет собрать весь этот опыт (уроки гибридной войны), который Украина уже имеет, поскольку уже определенное время она является объектом гибридных атак. И потом, уже на базе изученного опыта, будут выстраиваться определенные линии по поводу укрепления украинского потенциала противодействовать таким гибридным атакам. У НАТО есть много возможностей для оказания помощи, но еще не было решено, в какой именно сфере, в каком именно направлении это нужно. То есть все еще на стадии обсуждения, и мы ожидаем, что вскоре эти дискуссии найдут свое воплощение в конкретных проектах.

Оксана КОВАЛЬ, Львовский национальный университет им. Ивана Франко: — Речь о влиянии на внутреннее медиапространство Украины или об искривлении информации российской пропагандой на Западе об Украине?

А.В.: — Вероятно, это вопрос относительно стратегических коммуникаций. Возможно, он касается и внутренней, и внешней аудитории. Важно помогать Украине делиться своим виденьем с миром, раскрыть свою историю более широкой, международной аудитории. Но если бы я был украинским государственным служащим, то, скорее всего, я бы проникался вопросами внутренней аудитории. Я думаю, что даже в украинском правительстве понимают, что реформы и программы изменений, в том числе в секторе безопасности и обороны, требуют эффективной коммуникации с населением.

Кристина СОЛТИС, Львовский национальный университет им. Ивана Франко: — Я хочу вернуться к Комплексному пакету помощи, который будет предоставлен Украине после саммита НАТО в Варшаве. Скажите, пожалуйста, когда он реально заработает и что нужно делать обеим сторонам для того, чтобы он заработал вовремя и принес желаемые результаты, в противовес пяти трастовым фондам, которые заработали с опозданием в два года?

А.В.: — В действительности, большинство мероприятий, включенных в Комплексный пакет помощи, уже работают. И уже во многих направлениях ведется работа. Позвольте также не согласиться с вашими словами, что те пять трастовых фондов, которые были основаны в Уэльсе, начали работать с задержкой в два года. Это не так. Действительно, в определенных трастовых фондах могло так казаться, что было определенное промедление. Кое-что из этого касалось технических задержек с обеих сторон, но в основном это было связано с необходимостью лучше понять, какие именно проекты по этим направлениям являются приоритетными для выполнения. В определенный срок мы должны были изучить реальную ситуацию и потребности, а затем уже переходить к активной стадии работы этих трастовых фондов. То же будет и с новыми трастовыми фондами, например, с фондом по вопросам противодействия самодельным взрывным устройствам. Во-первых, необходимо сделать комплексный анализ потребностей, что именно необходимо Украине, какие направления являются наиболее важными. А проведение такой оценки ситуации и изучение потребностей — это неотъемлемая часть функционирования трастового фонда. Следовательно, нельзя говорить, что пока там будет вестись исследование, то трастовый фонд не будет работать.

Я хотел бы также добавить несколько слов, касающихся еще одного аспекта Комплексного пакета помощи: совещательной поддержки НАТО. Мы уже два года помогаем Украине реформировать сектор безопасности и обороны. В настоящий момент у нас есть около 15 экспертов, делегированных союзниками, которые каждый день работают с их украинскими коллегами и другими партнерами, чтобы помочь Украине реализовать те амбициозные реформы, которые поставило перед собой украинское правительство.

В Комплексном пакете помощи речь идет и о предоставлении дополнительных советников, в частности, советника по вопросам гражданского контроля и демократического присмотра, который будет работать с парламентом, а также с другими институтами, например, счетной палатой для того, чтобы обеспечить соответствующий уровень поддержки для демократического надзора.

«БАТАЛЬОНЫ НА ПЕРЕДОВЫХ ПОЗИЦИЯХ В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ АЛЬЯНСА — ЭТО ОТВЕТ НА РОССИЙСКУЮ АГРЕССИЮ»

Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»: — Официально задекларировано и всеми признано, что Россия нарушает Минские соглашения. Что должно сделать НАТО, чтобы Россия наконец начала их выполнять? Ведь позиция НАТО всегда была в том, чтобы Минские договоренности были выполнены.

А.В.: — Позиция НАТО всегда была в том, что Минские договоренности должны быть полностью выполнены. Возможно, они не являются совершенными, но это единственный реальный план мирного и долговременного разрешения конфликта. НАТО подчеркивает необходимость полной реализации Минских соглашений всеми сторонами, признавая, что Россия несет особую ответственность по этому поводу. В итоговом совместном заявлении Комиссии Украина—НАТО по результатам встречи в Варшаве подчеркнуто, что Россия должна использовать свое влияние на боевиков, чтобы они тоже выполняли свою часть этих договоренностей.

Поскольку Альянс не играет  непосредственную роль в поиске путей решения этого конфликта, он приветствует и деятельность «нормандской» четверки, и деятельность Трехсторонней контактной группы. Мы также полностью поддерживаем Специальную мониторинговую миссию (СММ) ОБСЕ, которая играет ключевую роль в содействии деэскалации конфликта, и подчеркиваем важность полного и беспрепятственного доступа для ее наблюдателей.

Марина БАРБА, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова: — В интервью немецкому изданию Spiegel недавно Сергей Караганов, личный советник Путина, заявил следующее: «Мы предварительно предупреждали НАТО, что не нужно приближаться к границам с Украиной. К счастью, Россия смогла остановить НАТО в этом направлении». Как вы оцениваете это заявление российского высокопоставленного лица?

А.В.: — Все результаты Варшавского саммита еще раз подтверждают, что позиция НАТО и все его решения имеют исключительно оборонный характер,  являются пропорциональными и в полной мере отвечают всем международным обязательствам, которые НАТО на себя взяло. Это касается и тех батальонов на передовых позициях в восточной части альянса, о которых я уже говорил. Это в действительности ответ на российскую агрессию в отношении Украины и другие провокационные военные действия. Своими действиями Россия уже нарушила и международное право, и свои обязательства, в частности основополагающий Акт о взаимоотношениях НАТО—Россия от 1997 года. НАТО всегда выполняло свои обязательства в рамках данного Акта и продолжает выполнять. Что касается России, мы и в дальнейшем надеемся, что у нас могут быть долгосрочные, конструктивные отношения. Но такое партнерство может быть возобновлено лишь в случае, если Россия вернется к выполнению своих международных обязательств и международного права. До тех пор не может идти речи о возвращении обычного уровня сотрудничества, так называемого business as usual. Наше практическое сотрудничество — как военное, так и гражданское — остается приостановленным. Но мы открыты для политического диалога с Россией, и вскоре после Варшавского саммита (а именно 13 июля), была проведена встреча Совета НАТО—Россия в Брюсселе.

«НАТО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»

Вита ШНАЙДЕР, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»: — Как вы оцениваете позицию Порошенко на Варшавском саммите относительно того, что вопрос членства Украины в НАТО не стоит на повестке дня? Чем определяется готовность Украины вступить в НАТО? И должна ли эта готовность отвечать всем стандартам НАТО? Потому что известны случаи, когда страны вступали в НАТО без такой готовности.

А.В.: — НАТО придерживает своей политики «открытых дверей», которая является  ключевым положением Вашингтонского договора об основании Североатлантического Альянса.

На сегодняшний день Украина не подавала заявку относительно членства в НАТО. И это зависит исключительно от решения самой Украины, хочет она подать заявку или нет. Если Украина решит подать такую заявку относительно членства, то ее рассмотрят все страны-члены НАТО, как и любую заявку от любой другой страны. Пока Президент Украины и правительство Украины решили действовать постепенно, а именно сначала достичь уровня стандартов НАТО, то есть провести все необходимые реформы для достижения этих стандартов, а затем уже ставить на повестку дня вопрос относительно членства. На наш взгляд, это реалистичный подход. И важно понимать, что воплощение стандартов НАТО — это не чисто техническое дело, касающееся, скажем, достижения соответствия в униформе или боеприпасах и тому подобное. Речь о таких фундаментальных ценностях, как демократия, верховенство права, права человека, рыночная экономика. Это также предусматривает изменения в менталитете, которые должны произойти. И наша роль как Представительства НАТО в Украине заключается в том, чтобы помочь Украине на этом пути к реформам. Так, мы сфокусированы на секторе безопасности и обороны, поскольку мы имеем в этом секторе больше опыта, но мы также подчеркиваем необходимость применения комплексного подхода к реформам.

Однако я должен отметить, что в Украине уже есть конкретный инструмент для способствования достижению евроатлантичних стандартов. И этот инструмент называется Годовая национальная программа. Потенциал этой программы до сих пор не использовался в полной мере. Но на прошлой неделе была возобновлена работа Межведомственной комиссии по координации евроатлантической интеграции Украины под руководством вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе, и мы надеемся, что это будет способствовать более эффективной реализации этого потенциала.

Кристина ПЕТРЕНКО, Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова: — Известный журналист-международник Ланселот Лоутон в своей речи в 1935 году сказал, что независимая, автономная Украина необходима для европейского экономического прогресса и мира во всем мире. С учетом этого важным вопросом является: в какой интерпретации вообще изучают историю Украины на Западе, особенно в контексте сегодняшних реалий. Или, возможно, есть необходимость инициировать создание новой программы?

А.В.: — Для НАТО суверенная и стабильная Украина является важным элементом стабильности на евроатлантическом пространстве. Что касается вопроса об истории, я не думаю, что это тот вопрос, в котором НАТО имеет определенную позицию: как нужно изучать историю любой страны. Скорее, это вопрос уже для стратегических коммуникаций самой Украины: как именно рассказать свою историю миру? В этом контексте, на мой взгляд, важно, что, когда лидеры западных государств посещают Украину, они всегда принимают участие в определенных мероприятиях почтения памяти или определенных событий, состоявшихся в Украине, — это мы недавно видели на примере премьер-министра Канады.

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ «Дня» В ПОДДЕРЖКУ ЕВРОПЕЙСКИХ АМБИЦИЙ УКРАИНЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВАМ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ В ГЛАЗАХ ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Оксана КОВАЛЬ, Львовский национальный университет им. Ивана Франко: — Газета «День» отмечает в этом году свое двадцатилетие. Как вы расцениваете ее роль в интеграции Украины в НАТО?

А.В.: — Конечно, я знаю, что газета «День» — это одно из ведущих изданий в Украине. Она играет значительную роль в информировании населения. Я думаю, что ваша последовательная позиция в поддержку европейских амбиций Украины обеспечивает вам высокий уровень доверия в глазах широкой общественности.

Мы понимаем, что за последние два года состоялось определенное изменение в том, как Украина воспринимает вопрос евроатлантических стремлений. Все последние исследования общественного мнения говорят, что два года назад уровень поддержки евроатлантической интеграции Украины среди украинцев был очень низким, а теперь он значительно выше. Но, я думаю, что, наверное, многие из этих изменений имели причиной скорее эмоциональную реакцию на агрессию России, чем рациональное понимание, что такое НАТО, что предусматривает и не предусматривает членство в нем. На мой взгляд, роль вашего издания и вообще СМИ состоит из двух факторов: во-первых, это предоставление фактической информации о том, что есть НАТО и что означает членство в Альянсе; во-вторых, сосредоточиться на соответствующих реформах, которые сейчас проходят в Украине. В целом, я сказал бы, что  невозможно переоценить роль профессиональной журналистики в освещении реформ. Здесь я говорю о членстве как не о чисто технической вещи, а обо всем том (как было упомянуто выше), что предусматривает изменение менталитета и таких ценностей, как демократия, верховенство права. Думаю, что у медиа есть определенные возможности, чтобы освещать именно эти вопросы и объяснять людям, что они предусматривают.

Желаю вам всего наилучшего как в учебе, так и в будущей карьере.

В этом году Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать