Перейти к основному содержанию

Эстония: приоритеты и задачи во время президентства в ЕС

Герт АНТСУ: ЕС должен предоставлять Украине финансовую и техническую поддержку
04 июля, 12:28

Эстония, которая является мировым лидером в дигитальной сфере, 1 июля приняла председательствование в Европейском Союзе до конца года. «День» обратился к послу Эстонии в Украине Герту Антсу с просьбой рассказать, что планирует привнести его страна в председательство и о приоритетах в отношениях между Таллинном и Киевом.

«МЫ — ОДНА ИЗ САМЫХ ПРОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЕВРОСОЮЗЕ»

— Эстония последняя из присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году стран принимает председательствование. Люди оценивают это хорошо. Вчера (интервью записывалось 30 июня. — Авт.) в Таллинне побывали Председатель ЕС Дональд Туск, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, которые открывали председательство и даже сказали несколько слов на эстонском языке. Людям это нравится. 75% эстонцев поддерживают наше членство в ЕС. Мы — одна из самых проевропейских стран в Евросоюзе в этот трудный час для Европы. Эстонцы всегда интересуются тем, что о них говорят другие. И в течение этого полугода мы будем очень видимыми для других.

«ОБЫЧНО САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ СТРАНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ХОРОШИМИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯМИ ЕС»

— А что собирается ваша страна привнести в это председательствование?

— Надо начать с того, что это не самые легкие времена для ЕС. И поэтому будут главными не какие-то эстонские нюансы, а обеспечение единства Евросоюза. Например, нужно решать очень чувствительную проблему в ЕС — миграцию, и добиться договоренности относительно режима для беженцев. Самое главное, чтобы в ЕС было больше единства. Относительного нашего вклада могу сказать, что обычно самые маленькие страны являются хорошими председателями ЕС. Это объясняется тем, что у них чуть меньше глобальных интересов и они могут концентрироваться на переговорах, чтобы добиться максимального результата для всего Евросоюза. Я очень надеюсь, что мы будем именно таким председателем.

Наверное, вашей изюминкой все-таки будет дигитальный рынок в Европе и свободное движение данных, что отмечено в приоритетах председательствования. 

— Конечно, это будет одной из очень важных тем. Даже в программах сотрудничества ЕС со странами Африки и Латинской Америки мы добавим дигитальный аспект. И он будет присутствовать в других темах нашего председательствования. Особенно это касается свободного передвижения данных и завершения построения единого дигитального рынка Европы.

«ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО, И УКРАИНА ОЧЕНЬ ВАЖНЫ ДЛЯ НАШЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА»

Г-н посол, я посмотрел программу председательствования на 19 страницах, и там только один раз упомянута Украина в предложении: «Чтобы покончить с конфликтом в Украине (на самом деле это российская агрессия. — Авт.) ЕС продолжит оказывать давление для полной имплементации Минских соглашений». Как все это вписывается в приоритеты «Безопасная Европа» и «Инклюзивная и стабильная Европа»?

— Обычно, когда готовятся подобные программы, то все хотят, чтобы их тема была более заметна в программе. Что касается Украины, то под нашим председательствованием 12—13 июля будет проводиться саммит Украина — ЕС. Кроме того, в ноябре в Брюсселе пройдет саммит Восточного партнерства. Много мероприятий в рамках Восточного партнерства будет проходить в Таллинне. Это свидетельствует о том, что и Восточное партнерство, и Украина очень важны для нашего председательства.

В КАЧЕСТВЕ ПОДАРКА ОТ РЕДАКЦИИ МЫ ВРУЧИЛИ ПОСЛУ ЭСТОНИИ КНИГУ БИБЛИОТЕКИ «ДНЯ» «КОТЕЛ», ИЛИ ДЕЛО БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ». Г-Н АНТСУ И СКАЗАЛ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЕЕ ПРОЧИТАЕТ, ПОСКОЛЬКУ ЕГО ИНТЕРЕСУЕТ ЭТОТ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ / ФОТО АВТОРА

Что касается саммита Украина — ЕС, то вряд ли от него следует ожидать чего-то очень важного. Ведь недавно ваша страна получила уже безвизовый режим. Надеюсь, что очень скоро Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступит в силу. Это две очень важные вещи, и нельзя надеяться ожидать через пару месяцев чего-то подобного между Брюсселем и Киевом. Теперь предстоит рутинная работа. Украине надо работать над реформами, бороться против коррупции. Уверен, что об этом европейская сторона напомнит на саммите. В то же время, думаю, что на тот раз не будет громких новостей.

Хотелось услышать видение вашей страны о том, как может решиться вопрос прекращением российской агрессии на Донбассе?

— Как такового волшебного рецепта нет. Позавчера (28 июня 2017 года. — Авт.) ЕС продлил санкции против России. Это то, что мы можем делать в политическом и реальном смысле, чтобы влиять на Россию. Кроме этого, надо надеяться на переговоры в «нормандском формате». Здесь роль ЕС меньше, чем Франции и Германии. 

«ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УНИКАЛЬНО В ЭСТОНИИ, ЭТО ВЫБОРЫ ПО ИНТЕРНЕТУ»

В преддверии председательствования Эстонии в европейских СМИ появилось много публикаций, в которых отмечаются достижения вашей страны в цифровой сфере. Как удалось Эстонии добиться такого успеха?

— Это была длительная работа. Все началась с премьер-министра Маарта Лара, который второй раз стал главой правительства в 1999 году, и тогда он вместе со своим помощником пытался ввести дигитальный аспект в правительство Эстонии. С 2000 года у нас существует электронное правительство. Любой министр мог сделать на компьютере отметку, что он хочет говорить о конкретном пункте в каком-либо решении правительства, с которым он не согласен. На заседании правительства, если никто ничего не скажет или не имеет замечаний, то это решение автоматически одобряется. Поэтому заседание продолжается максимум полчаса.

С широким распространением компьютеризации сейчас все это кажется просто. 17 лет назад — может, и важнее использования компьютеров на заседаниях было бы их использование в подготовке — благодаря этому смогли сэкономить время и бумагу. Ведь традиционно документы готовились для рассмотрения в печатном виде на бумаге. Сейчас наш премьер-министр всегда показывает гостям зал, где проходят заседания правительства. 

Основой нашего успеха стала ID-карточка с чипом, которая изначально не широко использовалась. Но постепенно частный сектор и правительство добавили разные услуги. И в результате цифровая подпись стала основой нашего IT-успеха, электронного гражданства. Мы надеемся, что такая электронная подпись будет реализована на практике во всем ЕС.

На основе этой ID-карточки можно строить множество других вещей. Те же электронные рецепты или электронную историю болезни пациента. Что действительно уникально в Эстонии, это выборы по интернету. Проголосовать можно сейчас даже в лесу, имея мобильный телефон.

Не было ли у вас случаев подтасовки голосов во время выборов? Мы знаем о примерах хакерских атак во время выборов в США и Франции. 

— Опасность там, где этого не ждут. Например, история с электронными мейлами демократической партии в США показала, что люди не думали о возможности хакерской атаки со стороны большой страны. В цепи самое слабое звено — это человек, особенно когда он не чувствует опасности. Что касается наших выборов, то создатели этой системы допускали возможность кибератаки. И для них это не было какой-то неожиданностью. С другой стороны, у нас доверяют государству и не верят, что кто-то может изменить результаты голосования.

Затронул ли вашу страну вирус Petya, который на днях сильно ударил по многим предприятиям, банкам и госструктурам в Украине?

— На вчерашний вечер, насколько я знаю, три компании пострадали, в частности сеть магазинов, где продают строительные материалы. Как отлично сказала заместитель городского головы Днипра Яника Мерило, которая занимается в Украине IT-вопросами, это результат недоработки айтишников, которые не возобновили защиту от вирусов и не устранили прорехи в системах. На них и можно было нападать, а с теми, кто выполнил свою работу, этого не случилось.

«ОДИН ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ПОДДЕРЖКИ УКРАИНЫ — ЭТО ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Проявляет ли интерес Украина к эстонскому опыту, приглашает ли ваших специалистов, к примеру, чтобы создать в нашей стране электронное правительство?

— Один самых главных приоритетов поддержки Украины — это электронное правительство. И мы как раз реализуем крупный проект ЕС, в котором задействована Швеция и Эстония по созданию электронного правительства. Основа эстонского успеха — ID-карточка, но кроме того, не менее важной является система X-road, которая связывает все существующие электронные базы данных в стране.

Только что в Украине состоялся прозрачный тендер по созданию такой же системы в вашей стране. Думаю, что к моменту публикации статьи будет подписан договор с эстонской компанией Cybernetica, которая создала нашу систему и только что продала подобную систему финнам. На создание этой системы уйдет примерно полтора года. И реализовывать этот проект Cybernetica будет совместно с украинской IT-компанией из Винницы.

«ПРОЕКТ УСТНОГО СЧЕТА ПОЗВОЛЯЕТ ШКОЛАМ СОТРУДНИЧАТЬ, РАЗВИВАТЬ СТРАНУ»

Какие еще существуют области взаимодействия между нашими странами?

— Можно назвать разные проекты, а их примерно 30, которые касаются различных аспектов жизни. Например, мой любимый проект называться «Миксике». Суть его состоит в следующем. В десятках украинских школ ученики учатся устному счету. Компьютер им задает сложные задачи: к примеру, трех или четырехзначные множитель и множимое и они должны устно посчитать. Идея устного счета зародилась на маленьком острове в Эстонии. А теперь подобные соревнования проходят в нескольких странах, включая Украину. Пару месяцев назад я был на финале соревнования в Днипре. Нужно было видеть глаза учителей, учеников и родителей. Возможно, этот проект менее значимый, чем строительство какого-то завода, но это занятие развивает учеников. Проект устного счета позволяет школам сотрудничать, развивать страну и ее образовательную систему.

Есть множество других проектов, которые позволяют развивать связи между эстонцами и украинцами. Большая часть денег, которое наше правительство выделяет на развитие других стран, приходится на Украину. Если говорить о конкретной сумме, то помощь Украине на все проекты вместе с гуманитарной помощью составляет 2,5 млн евро в год. Может, это и небольшая сумма, но учитывая то, что затраты на администрацию очень на велики, то все эти деньги идут на конкретные действия. Мы очень довольны, что очень быстро видны результаты.

Я заметил публикацию в Politico.eu, в которой цитируют вашего президента Керсти Кальюлайд. Она отметила, что 25 лет назад, когда Эстония начала сотрудничать с ЕС, никто не ожидал, что она станет мировым дигитальным лидером. По ее мнению, Украина может быть следующей Эстонией. Как, по вашему мнению, может реализоваться предвидение вашего президента, что должна делать для этого Украина со своей стороны, и ЕС — со своей?

— И мы работаем над тем, чтобы так и было. В Украине огромные потенциал и не только в IT-секторе, а также в сельском хозяйстве и промышленности. Можно много говорить о реформах, которые нужно провести в Украине, но главным является верховенство права, нормальное функционирование судебной системы. А ЕС со своей стороны должен предоставлять Украине финансовую и техническую поддержку.

«ЭСТОНЦЫ НЕ ТОЛЬКО ЧИТАЮТ В ГАЗЕТАХ ОБ УКРАИНЕ, НО ВИДЯТ РЕАЛЬНЫХ УКРАИНЦЕВ»

— Каким видится имидж Украины в Эстонии?

— Для эстонцов на сегодняшний день имидж Украины — это война на востоке страны, российская агрессия, а после того воспоминания о Майдане. Об этом столько говорили и писали, что призабыли о Чернобыле. С другой стороны, у наших крупных инвесторов, которые инвестировали в Украину, возникали серьезные проблемы. И газеты пишут о коррупции, но не так много, как о Майдане.

И следует отметить еще и такой фактор. В наши дни у нас очень не хватает рабочей силы. И самый крупный источник рабочей силы для нас сегодня — Украина. Каждый год около тысячи украинцев приезжает на роботу в Эстонию. А такое количество, считайте — целое село, очень много для нас. Благодаря этому не только развивается эстонская экономика и украинцы получают работу, но это влияет на отношения между двумя странами. И когда вы спросите об имидже Украины, это значит, что эстонцы не только читают в газетах об Украине, но видят реальных украинцев.

«САНКЦИИ ОСТАНУТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ ОРУЖИЕМ ЕС ПРОТИВ РФ»

А что может сделать ЕС, чтобы вынудить Путина выполнить Минские соглашения, выйти из Донбасса и вернуться в международное правовое поле?

— У нас другого пути нет, как следовать Минским соглашениям. Нельзя себе и представить военное решение этого конфликта. Поэтому санкции останутся самым главным оружием ЕС против РФ. Конечно, нам надо вести переговоры с Россией и в то же время ее нужно как можно больше изолировать, чтобы всем было видно, что Россия — это агрессор и что это не какой-то конфликт на востоке Украины. Но невозможно предсказать, когда это принесет нам результат. 

А что же тогда украинцам делать в этой ситуации?

— Украина уже много сделала, укрепив свою армию, которая весьма неплохо воюет против военной супердержавы. Я понимаю, что очень трудно во время войны реформировать страну, но все-таки у вас нет другого выбора. Вам нужно создать такое государство, каким бы могли гордиться украинцы. И чтобы абсолютно всем гражданам было понятно, что европейский выбор Украины намного выгодней стране, чем Россия или старая домайдановская страна.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать