Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

20 лет рядом. Но не вместе...

Эксперт: «События 2014-2015 годов вернули НАТО и Украину на путь, который был прерван в 2010 году»
23 мая, 10:04
ФОТО РЕЙТЕР

На днях Центру информации и документации НАТО в Украине (ЦИДНУ) исполнилось 20 лет. По случаю этого юбилея официальное представительство НАТО организовало в помещении Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (КНУ) мероприятие «Построение доверия и понимания через общественную дипломатию: 20 лет вместе». Таким образом организаторы хотели подчеркнуть наши совместные усилия в продвижении демократических ценностей, понимании коллективной безопасности, важности продолжения усилий относительно повышения уровня информированности в Украине о НАТО и сотрудничестве УКРАИНА-НАТО.

Гостей встретил празднично убранный зал, фотовыставка, информационные стенды, посвященные деятельности НАТО. Кроме того, был проведен флешмоб при участии студентов Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко и курсантов Военного института КНУ.

Тон дискуссии задала заместитель генсека Организации Североатлантического договора Роуз Геттемюллер, которая в видеообращении из штаб-квартиры НАТО к студентам Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и экспертам отметила, что союзники НАТО не будут признавать нелегальную и нелегитимную аннексию Крыма. В то же время она отметила, что Украина является одним из самых ценных партнеров НАТО и заверила, что «Североатлантический альянс будет продолжать помогать Украине осуществлять все реформы, которые сделают ее сильнее и более стабильной».

Между тем заместитель помощника генсека НАТО по вопросам общественной дипломатии Кармен Ромеро, прибывшая из Брюсселя, в своем выступлении отметила, что основная миссия Центра была и остается такой, как была 20 лет тому назад — повышать осознание, что НАТО обеспечивает и поддерживает мир в Европе, а также всегда играл важную роль в современной европейской истории.

По ее словам, запланированное на начало июня отмечание 20-летия особого партнерства в Киеве на высшем уровне при участии генсека НАТО будет свидетельствовать о преданности НАТО Украине.

«Сегодня НАТО, подчеркнула госпожа Ромеро, помогает Украине в реализации разных сложных реформ, чтобы Украина была стабильной и демократической страной, которая придерживается фундаментальных ценностей Альянса. Сильная и стабильная Украина — это хорошо для НАТО, а также для всего евроатлантического сообщества».

Она также считает, что за 20 лет активного взаимодействия в Украине Центр информации и документации НАТО сделал очень важный вклад. «Благодаря Центру тема НАТО больше не табу в Украине. Много мифов и стереотипов о НАТО было снято посредством активного диалога и взаимодействия», — подчеркнула госпожа Ромеро.

Между тем вице-премьер министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе говорила много о необратимости украинского выбора в интересах членства в НАТО и о том, что Украина, как восточный фланг Альянса, защищает европейские ценности. В частности она отметила в своем выступлении: «сегодня точно можно говорить о необратимости нашего выбора на пути интеграции в НАТО, который был начат 20 лет тому назад, когда 12 мая был открыт в Киеве Центр информации и документации НАТО».

Она вспомнила, что тогда училась в этом институте. По ее словам, основанием Центра было заложено начало информативного присутствия НАТО в Украине, а после этого 9 июля 1997 года была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО.

Госпожа Климпуш-Цинцадзе также заявила, что сегодня в Украине имеем уникальный консенсус относительно выбора Украины в интересах углубленного сотрудничества с Североатлантическим альянсом и стратегической цели — членства в Альянсе. Но в то же время она подчеркнула, «но пока еще ни Украина не готова к этому, ни наши партнеры не готовы воспринять такой шаг Украины».

Такое заявление вице-премьера о неготовности Украины выглядит несколько странным. Ведь еще до 2000 года Украина вела достаточно последовательное и содержательное сотрудничество с Альянсом. Напомним, с 1994 года наша страна принимает участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ), в 1997 году была подписана «Хартия об особом партнерстве Украина — НАТО», действовал Комитет Украина — НАТО (КУН), а также происходило много разных встреч и рабочих контактов. Формировалась атмосфера доверия между Украиной и НАТО. Главой Государственной комиссии по сотрудничеству с НАТО в декабре 1999 года был назначен секретарь СНБО Евгений Марчук. Дальше состоялась кардинальная интенсификация — от простого сотрудничества до узаконивания курса на вступление Украины в будущем в НАТО.

О намерении Украины присоединиться к Североатлантическому альянсу впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании СНБО. «В связи с изменениями ситуации в Европе последующее соблюдение Украиной политики внеблоковости — бесперспективно. А в отдельных случаях и вредно», — заявил тогда Евгений Марчук. Именно он создавал основу, представлял, докладывал и отвечал на вопросы на всех этапах этого процесса.

Уже в октябре 2002 года в Верховной Раде состоялись парламентские слушания относительно НАТО. В результате больших дискуссий было принято решение: «Определяющим фактором успешного продвижения Украины этим курсом является подготовка Украины к членству в НАТО...»

Намерения Украины относительно интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, который был принят конституционным большинством. Проголосовала тогда даже фракция Партии регионов. В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности было провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «...получения членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами СНГ, а также другими государствами мира».

Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО и вступила в силу Указом Президента 15 июня 2004 года.

Серьезная настроенность Украины на членство в Альянсе изменила отношение самого НАТО к нашей стране. На Пражском саммите организации был введен новый, высший режим отношений Украины с НАТО — «План действий».

Однако летом 2004 года — после Стамбульского саммита НАТО, когда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (Плана действий по членству в НАТО) Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от Альянса. И это состоялось, когда он на один-два дня вместе с Владимиром Путиным исчезли с поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО... Дальше, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины».

Также нужно вспомнить историю о Бухарестском саммите 2008 года, когда немецкий канцлер Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ. И как результат — в августе того же года Россия напала на Грузию и незаконно оккупировала 20% территории этой страны. А в 2014-ом Москва, очевидно, понимая, что НАТО не будет реагировать, как в случае с Грузией, незаконно аннексировала Крым и теперь продолжает агрессию на востоке Украины. Так же нужно отметить, если бы в свое время второй президент Кучма не игрался с внешним курсом, как и Виктор Янукович, вряд ли Россия осмелилась бы на открытую агрессию. Украина имела бы совсем другой статус и отношения с Альянсом.

Очевидно, что все эти уроки должна изучить нынешняя власть и более последовательно закрепить курс Украины на членство в НАТО. А еще лучше — подкрепить это волей народа, организовать референдум относительно членства в Альянсе. Потому что «Углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для приобретения членства в этой организации», как это прописано в законе «О принципах внутренней и внешней политики», никоим образом не может восприниматься как конечная цель — членство в НАТО. Более того, как можно говорить о серьезности намерений Украины относительно членства в НАТО, если у нас почти два года нет главы Миссии Украины при НАТО.

Кстати, эксперт Немецкого фонда Маршалла Бруно ЛЕТЕ, который также принимал участие в этом мероприятии, отметил, что Украина сильно изменилась после 2014 года. «Прогресс значительный и заметный, особенно ввиду того, что страна находится в состоянии войны. Вы можете говорить об успешных трансформациях и гордиться этим», — подчеркнул немецкий эксперт.

По его мнению, события 2014—2015 годов вернули НАТО и Украину на путь, который был прерван в 2010 году.

«Мы видим разные мнения в Брюсселе относительно членства Украины. В данном случае важно, чтобы Украина демонстрировала себя как успешный союзник, который достигает прогресса в разных сферах внутренних реформ. Кроме того, Украина должна хорошо подумать, как представлять себя и свои достижения в мире», — считает Лете.

Остается надеяться, что украинская власть учтет и наш предыдущий опыт интеграции в НАТО, и советы друзей в Альянсе о том, как себя преподносить в мире. И самое главное — проводить активную работу с Североатлантическим альянсом, чтобы не только эксперты, как в данном случае Бруно Лете, а большинство в НАТО верило, что Украина должна быть частью евроатлантического сообщества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать